Москва, 30 июля — Наша Держава (Павел Святенков). Правительство Медведева утвердило план по реализации Стратегии государственной национальной политики до 2015 года. Цели ставятся благие – достижение межнационального мира и согласия, укрепление единства российской нации, обеспечение равноправия граждан независимо от убеждений, отношения к религии и тому подобного. Казалось бы, вот оно – счастье! Однако, если внимательно вчитаться в документ, видишь у него сразу несколько недостатков.
Недостаток главный – теоретический. Авторы собрались строить «многонациональный российский народ» (он же «российская нация»). Что это такое, никто объяснить не в силах. Сама формула про «многонациональный народ РФ» содержится в ныне действующей Конституции 1993 года. Формула эта составлена на основе бредней советских этнографов.
Напомню, что в СССР всерьез пытались построить единую общность – советский народ. Закончилось это крахом 1991 года, что совершенно неудивительно. Дело в том, что советская модель национального строительства строилась на жесткой связке этноса и территории. То есть, допустим, были украинцы и была принадлежащая им республика.
При этом этничность в Советском Союзе жестко контролировалась. В паспорте существовала графа «Национальность», которая заполнялась по определенным правилам. Она доставляла кучу проблем советским евреям, которые, начиная с конца 60-х годов, стали восприниматься как нелояльная СССР национальность. Если оба родителя были евреями, в паспорте автоматически писали «еврей», после чего дорога в некоторые государственные структуры или организации была закрыта. Аналогичные правила действовали, впрочем, и в отношении других национальностей. Если же мать и отец принадлежали к разным народам, тогда было можно выбирать национальность.
Все это приводило к чудовищному росту значимости этнической принадлежности в СССР. В самой интернациональной стране мира только и думали, кто какой национальности. Советский человек бойко делил себя на четвертинки и половинки, докладывая органам, что отец, допустим, манси, мать – русская, бабушка – узбечка, а дедушка – сталевар.
Существовала иерархия народов, получавших привилегии в зависимости от степени своей титульности. Например, в союзных республиках, а также автономных республиках на территории РСФСР было модно выращивать национальную интеллигенцию. Больше того – создавать национальную философию. На полном серьезе существовала чечено-ингушская философия – по названию двуединой автономной республики (ныне Чечня и Ингушетия существуют отдельно).
Естественно, подобная национальная политика не создавала единую нацию, а разрушала ее. Простейшее определение нации – «основанный на народе или союзе народов гражданский коллектив, объединенный общими правами». Нацию невозможно создать, если существует иерархия народов, каждый из которых обладает отдельным пакетом прав, собственной национальной территорией и привилегиями. Между тем именно так обстоят дела в России.
У нас есть 16 республик, которые являются национальными государствами соответствующих народов. В конституциях республик обычно содержится предписание защищать культуру данного народа, а также поддерживать его этнических представителей, в том числе и за пределами республики.
У нас советская схема национальной политики цветет и пахнет. Бюрократия не понимает даже азов правильного подхода к национальному вопросу. Чиновники полагают, что должны производить национальное единство как трактор на конвейере.
Причем вопрос о единых для всех правах даже не ставится. К проблеме межнациональных отношений подходят этнографически. Представьте себе ученого, который изучает какие-нибудь примитивные племена. Плавает с ними по рекам, ловит рыбу, изучает оружие и сети для лова. Наконец, пытается понять верования – пляшет вместе с шаманом у костра, записывает легенды и были.
Вот точно так же российские чиновники относятся к народам России – от русских до турок-месхетинцев. Например, я помню лагерь «Этномир», на территории которого стоят юрты. Юрты эти, правда, являются гостиничными номерами, в них можно жить. Но бывают пропагандистские этносмены, когда приезжают взрослые ребята, а им всерьез рассказывают про многонациональность и заставляют водить хороводы.
Что плохого в хороводах, спросите вы? Да ничего плохого, только в 20 лет их водить поздновато. Костры, горны, шалаши и прочая пионерская романтика хороши в 12 лет. В 20 лет надо быть не пионером, а вожатым. Когда я был маленьким и ездил в пионерлагерь, так и было. Нашими вожатыми были студенты-третьекурсники.
Так вот: никакие хороводы не решат национального вопроса, пока сохраняется неясность по главным проблемам в этой области. А именно:
1) Неопределенный статус русских в России. Русские есть безгосударственный народ, лишенный Родины и собственной страны. Этот простейший факт только сейчас начал осознаваться большинством нашего народа. «Пора вернуть эту землю себе», как пел Гребенщиков.
2) Наличие на территории России национальных государств ряда «титульных» народов, где зачастую проводится политика этнического протекционизма, ущемления прав русских и других нетитульных народов страны.
3) Противоречие между безгосударственным статусом русских и привилегиями национальных республик, кризис так называемой асимметричной федерации (асимметричная федерация – форма федерации, где одни регионы имеют более высокий статус, чем другие).
4) Миграция.
5) Вседозволенность отдельных выходцев с Северного Кавказа при полном попустительстве властей, а также политика защиты «выходцев» со стороны руководства их национальных республик даже в тех случаях, когда «выходцы» совершают серьезные преступления.
А вы говорите – хороводы…
Так что чиновничьи идеи по формированию «российской нации» без решения этих животрепещущих вопросов – что мертвому припарки. Впрочем, в острой ситуации чиновник может делать только две вещи – прятать голову в песок и водить хороводы.
Решать проблему придется Русскому гражданскому обществу.