Москва, 6 мая — Наша Держава. С
психологической точки зрения русский народ больше азиатский, чем
европейский. Он энергичен, его убеждения постоянны и независимы от
личных, индивидуальных качеств Эта гигантская империя состоит из
большого количества разнообразных народов, поэтому, чтобы прийти к
познанию духа или гения нации в целом, необходимо рассмотреть по
отдельности этнические элементы и их характеристики, поскольку они
встречаются по всей территории империи.
Славяне
Славянский
элемент — сердце и душа современной России. Именно через славян
происходит процесс «русификации» в политике, религии, языке и в
различных учреждениях по воспитанию и обучению. Например, раньше на
военную службу старались брать людей, которые могли разговаривать на
языке своих славян-офицеров.
Какими
бы ни были превратности их национальной жизни в форме социальных
потрясений и внутренних революций, разнообразные славянские группы
по-прежнему играют в России роль цивилизационного элемента и хотя
ассимилирующее влияние русской нации не поспевает за ее политическим
ростом из-за контактов с одинаково сильными и одинаково цивилизованными,
многочисленными народами, тем не менее, славянская экспансия на
присоединенные земли остается обычным делом.
Эта
«русификация» происходит более или менее быстрыми темпами как в Европе,
так и в Азии. Славянин вынослив и по происхождению некоторые из
славянских групп являются мигрирующими и повсюду дают о себе знать, либо
удерживая бразды правления в руках правительства и прогресса, либо
адаптируясь к своему окружению и перенимая обычаи людей, среди которых
они поселились.
- Далее
опускаю опус про ортодоксальных панславянистах, мечтающих
распространить «гегемонию Святой Руси в лице московской национальности,
ее правительства и ее церкви»
Россия
одновременно является современной нацией, стремящейся сохой и плугом
завоевать половину континента, и изнеженной империей, закостеневшей в
обрядах монгольских и византийских традиций. Новая и старая земля,
азиатская монархия и европейская колония — двуликий Янус, западный в
молодом лице и восточный в старом.
К
старославянскому народу принадлежат малороссы, великороссы, белорусы и
казаки. Малоросс отличается от великоросса чертами лица и меньшей
физической силой. Хотя по природному уму, хорошему вкусу, поэтической
фантазии малоросс превосходит великоросса, однако он менее упорен и
стоек.
Великороссы
составляют более половины всего населения империи. Они расселились по
Центральной России и колонизировали Сибирь. Они стали доминирующей,
имперской расой, навязывая свои политические формы остальной части
империи, их речь приобрела соответствующее преобладание в отношении
официального языка и литературных стандартов. У них есть все
преимущества, вытекающие из объединения в единый народ, чтобы добиваться
доминирующего господства.
Великороссы
в целом несколько ниже ростом, но при этом более массивны, чем
малороссы или белоруссы. Наибольший процент молодых людей, признанных
непригодными к военной службе, приходится на призыв из центральных,
московских губерний.
В
частности, это может быть связано с ухудшением физических данных из-за
тяжелого труда на прядильных фабриках и мастерских Центральной России,
ибо везде, где кровь не испорчена убожеством, нечистотами и
принудительным трудом, великоросс отличается могучим размахом плеч,
открытыми чертами лица. и широким лбом, часто с лицом поразительно
благородного типа.
Под
влиянием культуры даже русский крестьянин становится мягче, утонченнее и
избалованнее. Русский славянин слеплен не из того же теста, что люди
северных рас. У него нет ни дикой энергии, ни невозмутимой серьезности,
как у северных типов. Его южный характер проявляется в быстроте действий
и красноречии слова и жеста. Хотя великороссы по-своему чрезвычайно
нежны и любвеобильны, они по-прежнему поклоняются грубой силе, а среди
крестьянства авторитет отца и мужа, часто доходящий до жестокости,
никогда не подвергается сомнению.
Браки
по любви, распространенные среди малороссов, — исключение для
великорусского народа. Условия брачного контракта устанавливаются
старейшинами обеих сторон независимо от чувств жениха и невесты. При
этом старейшины не умалят своего достоинства попыткой поинтересоваться
мнением новобрачных по этому поводу.
Некоторое
представление о великорусской семейной среде, этой темной обители
домашнего деспотизма, можно почерпнуть из народных песен, особенно
таких, которые встречаются в сборнике Шисуи (Shisui’s collection, не знаю что это такое прим. Ф.Д.З.),
а также из драм Островского. Абсолютизм, хотя, возможно, и в мягкой
форме, является правилом в великорусском семейном укладе.
«Я
бью тебя, как пыльную овчину, но люблю тебя, как свою душу», — гласит
популярная русская пословица. Стороннему читателю эта характеристика
может показаться слишком надуманной по сравнению с характеристиками,
которые могут пригодиться в бою, но следует помнить, что крестьянская
община и даже само государство повсеместно рассматриваются как одна
большая семья.
Абсолютный
авторитет, беспристрастная воля, которую общий отец диктует всему
семейству, таково идеальное общество с точки зрения рядового члена
семьи. Эта общая идея, как нить связывает отдельные семьи по всей стране
— общность благ, земель и интересов, и все это отдается на усмотрение
глав семьи и правительства.
В
этом отношении Малая и Великая России представляют собой поразительный
контраст. Каждая малороссийская деревня развивалась самостоятельно.
Никому не приходила в голову поработить своего соседа. Мотивацией войны
между сообществами были либо борьба за существование, либо любовь к
приключениям, а не жажда власти. Следовательно, их воинственные
начинания велись без твердой цели или того неослабевающего упорства
воли, которое вдохновляло политику великих русских правителей.
Внутри
своих общин и коммун великоросс радуется равенству не меньше, а может
быть, даже больше, чем другие славяне, но в своей концепции
политического управления он наиболее последовательный из сторонников
монархизма. Как говорится в народных пословицах: «Земля — мать, а царь
— отец», «Без царя земля овдовела».
Верные
русские подданные почти фанатичны в своем поклонении царскому дому, и
пылкая любовь, смешанная с трепетом, вдохновляет их, когда они думают о
своем повелителе-царе. Даже если он капризен и жесток, многие склоняются
перед ним тем более преданно, потому что это предает ему в их глазах
более возвышенное положение. Руководствуясь своими собственными
действиями, они ищут не свою волю, а волю своего повелителя, будь она
даже вихляющей или изменчивой.
- Лично
от себя. Более чем за сто лет менталитет русского несколько поменялся.
Однако, данная черта никуда полностью не делась. Достаточно почитать
комментарии РУССКИХ пользователей из сторонников, как Путина, так и
Навального и Ко, который также является для ряда оппозционеров
непогрешимым «царем-господином» общественного мнения.
Следовательно,
не было правителя более популярного, чем Иван Грозный, который казался
своим подданным ужасным, как сама Судьба. Однако, народ, не обращая
внимания на многих других героев, до сих пор вспоминает его добрым
словом, а князь Владимир из их песен — «князь милосердный и страшный».
Следует
иметь в виду, что нынешнее социальное положение великороссов, а также
их сородичей, мало и белороссов, по-прежнему остается наиболее плачевным во всем цивилизованном мире*.
Однако, уважение и обожествление власти невежественными и скромными
людьми этой страны — власти, руководящей всем и всеми в случае войны или
по другой необходимости — в течение долгого времени будут составлять
один из самых главных источников силы и хорошего морального духа боевой
силы России.
- От
себя. Это не значит, что крестьяне РИ существовали вне цивилизованного
мира, а лишь то, что они были на последнем месте внутри него, что
конечно печально, но не вычеркивает Россию из числа т.н.
«цивилизованных» стран.
Таким
образом, люди, которые готовы подчинятся и с уважением взирают на
власть предержащих, несомненно, менее инициативны и независимы в
действиях, но их легче контролировать и дисциплинировать, они будут
подчиняться и делать то, что им говорят. И эти черты мы находим в первую
очередь у русских солдат.
По
природе своего характера кротости и добродушию русский легко впадает в
религиозный фанатизм. И, будучи одновременно и восточным, и западным
народом, совсем не странно то, что в Российской империи проживают
католики, протестанты, язычники, буддисты и мусульмане. В русском народе
сильная как политическая, так и церковная составляющие власть, в церкви
губернатор и епископ параллельно соседствуют на двух престолах.
Само
собой разумеется, что царь, абсолютный монарх и верховный понтифик,
извлекает моральную выгоду из своего двойного величия, которое ставит
его в сознании своих подданных над всеми сильными мира сего. Он своего
рода полубог, которым восхищаются, умоляют и уважают его почти как
равного самой Божественной сути, и которого называют просто «Отцом».
Это
чувство соответствует славянскому духу, который по своей мистической
природе, покорности рабству, грубому невежеству является полностью
восточным. «В глазах Востока, — говорит г-н Сиприен Роберт, — абсолютная
власть находится только у религии. На Востоке именно Церковь рождает
народности и спасает их от смерти, когда они угасают. Таким образом
Церковь вновь воскресила русский народ, уничтоженный монголами, и
греческий народ, поглощенный Османской империей. В России, как и в
Греции, политику провинции определяют епархии ».
Российская
империя в первую очередь обязана своей мощью, — говорит Рудторфер, —
своему географическому положению, огромным трудностям, которые за
отсутствием хороших маршрутов препятствует вторжению даже победоносного
врага, суровости зим в северных регионах, бесплодию почвы в определенных
частях империи, особому характеру жителей и небольшому количеству
важных городов, что затрудняет создание обширных районов богатых
провиантом».
Угнетение
народа дворянством сделало большую часть нации глубоко религиозной,
хотя, следует помнить, что каждый религиозен по своему. Свобода
вероисповедания только недавно была дарована царем народу вместе с
другими реформами, включая народное представительство, направленное на
улучшение жизни людей.
Благодаря
своему огромному политическому значению, Россия не может однажды не
стать лидером прогресса и влияния развития человеческой культуры.
Это происходит все более энергично, особенно если народ сам стремится
вслед за социальным прогрессом занять то место, которое ему полагается
по праву. Примечательно, что даже сибирские ссыльные помогают вершить
судьбу России на Дальнем Востоке, отвоевывая огромные территории и
выступая первопроходцами в ее поступательном движении в этом
направлении.
Опять
же, распространение русского языка среди различных народов,
составляющих империю, способствует их национальному объединению, что
приводит к полной «русификации» этой обширной территории.
Казаки
Казаки
являются ответвлением от народа малороссов и великороссов. Они
прославились своей боевой и рыцарской службой, которую они оказали
своему народу против кочевых мусульманских племен на границах России.
Старый,
доблестный казачий дух этого народа, его прежние живые представления о
справедливости, умеренности и защите слабых, их презрение к боли и
смерти, их стойкость и твердость, и их союз, заключенный в момент общей
опасности и в любви к равнинам и степям, по которым они проносились на
своих быстрых и выносливых лошадках, — все эти вещи не исчезли в них на
совсем, и в несколько измененной форме все еще делают их самыми храбрыми
и непобедимыми всадниками в мире.
Благодаря
своему мастерству и неоценимым услугам они пользуются со стороны
государства многими привилегиями и послаблениями, которых нет у других
граждан России. И, несмотря на проникновение в страну современных идей и
современных методов, вольнодумные казачьи песни и традиции их
героических предков по-прежнему вдохновляют рядового казака. Эти умелые и
смелые всадники составляют почти половину русской конницы.
Поскольку
финны и поляки, лапландцы, татары и черкесы составляют немаловажную
часть русского народа, необходимо в этой связи вкратце рассказать и о их
различных моральных и психологических характеристиках……
От себя. Если читателям понравится данная статья, я продолжу ее на следующей неделе, если нет, то как будет настроение.
Источник — Military morale of nations and races. Young, Charles, 1864-1922.
Чарльз
Янг это первый в истории США чернокожий, дослужившийся до звания
полковника. Окончил Вест-Пойнт в 1889 году, Первые годы службы
(1889-1894) провел на дальнем западе в штатах Небраска и Юта.