Москва, 14 марта — Наша Держава. Прощёное воскресенье – последнее воскресенье перед Великим постом, последний день Масленицы.
Этот день еще называется «сыропустом», потому что им оканчивается
ядение сыра, масла и яиц. В этот день все православные просят друг у
друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой,
сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху –
день Воскресения Христова.
Многим
бывает трудно просить у других прощение из-за гордости. Церковь идет на
помощь нам. Установлен день, когда мы искренне можем избавиться от
накопившихся обид и неприязни. В воскресный день за Божественной
литургией звучит предупреждение словами Христа:
«Ибо
если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Затем
на вечернем богослужении совершается чин прощения. Священник подает
пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане
подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. Все
подходят друг к другу и просят прощенья: «
Прости меня, если виноват» – «И ты меня прости» – «Бог простит».
Всё это сопровождается поклонами и взаимным целованием.
Чин
прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Они ввели
его перед наступлением Великого поста: чтобы усилить подвиг молитвы и
подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному
по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались
обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в
безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на
Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные
обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый
понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться
последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и
прощенным со всеми и благодаря этому – с Самим Богом.
Эта
традиция Прощеного воскресенья перешла затем в богослужение всей Церкви.
В дореволюционной России существовал обычай даже Царю испрашивать
прощения у свои подданных. С этой целью Царь объезжал войска, просил
прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии,
приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. Трогательно
описан обряд прощения в книге И.С. Шмелева «Лето Господне» – найдите и прочтите, как это было совсем недавно в православной России
В
этот день Церковь вспоминает изгнание Адама, и вместе с ним всего
последующего человечества, из рая. Тем самым мы просим у Бога прощения и
за тот грех наших первых предков, согрешивших перед Богом своим
своеволием и подпаданием под соблазн сатаны («будете как боги»).
Редакция
издательства и сайта «Русская идея» накануне Великого поста просит
прощения у всех, кого мы обидели вольно или невольно…
Великий пост
Великий пост – главный и самый продолжительный пост, для подготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.
Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок
дней. Великопостный период длится 48 дней, из которых 40 дней (до
пятницы 6-й недели) именуются собственно Великим постом, плюс ещё 8 дней
Страстной Седмицы.
Пост не является повинностью или наказанием
или диетой, как часто думают неверующие. Его следует понимать как наша
малая жертва Богу и как спасительное средство, своего рода лечение и
лекарство для каждой человеческой души.
«Видишь ли, что делает пост, – пишет святитель Афанасий Великий: – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».
Суть
поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или
развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики,
иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от той мiрской суеты,
которая всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст.
– Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и
руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка,
отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и
клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих,
посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных,
утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих,
долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен,
благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды
покаяния».
Пост усмиряет страсти и этим просветляется духовный разум. По словам святителя Василия Великого,
пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель
Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во
время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и
не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной
молитвы пост – самое благодатное время.
1-я седмица Великого поста
называется «Феодоровой неделей». На храмовых богослужениях в
понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по
частям, Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по
заамвонной молитве – молебный канон великомученику Феодору Тирону
(отсюда и название первой седмицы). Понедельник в народе называется
«Чистым понедельником»: в этот день принято чистить дом от «духа
масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё чистое, то есть
встречать пост в чистоте.
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество православия, когда соверщается чин анафематствования ересей и врагов Православия.
Вторая Неделя Великого поста – Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу.
Третья
Неделя Великого поста – Крестопоклонная: после великого славословия на
утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения.
Следующая за воскресеньем 4-я седмица Великого поста именуется
Крестопоклонной.
Четвёртая Неделя – память прп. Иоанна
Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене читается весь великий
покаянный канон Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской
– «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило
распространение ещё одно название этой седмицы – «Похвальная» от Субботы
Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 г. при Императоре Ираклии.
Пятая Неделя – память прп. Марии Египетской,
образца истинного покаяния. Этой шестой седмицей завершается Святая
Четыредесятница Великого поста; суббота – Воскрешение праведного Лазаря
(Лазарева суббота).
Шестая Неделя Ваий – Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник. Далее начинается Страстная седмица.