Москва, 3 марта — Наша Держава. Генерал Дитерихс – единственный, кто реально всеми своими силами и
талантами полководца и государственного руководителя удерживал дух
Самодержавной России, Руси Христовой в те дни, когда почти все наше
Отечество уже было под властью большевиков-ленинцев, утверждавших свой
новый мир. На краю Святой Руси, у берегов Тихого океана Дитерихс защищал
Царскую Россию. Защищал как талантливый полководец, как выдающийся
государственный деятель. Защищал смело и мужественно, с молитвой на
устах и с оружием в руках. Защищал тогда, когда давно покинула Крым
армия генерала Врангеля, когда от старой царской России остались лишь
далекие русские земли Приморья и Приамурья.
Жизнь Михаила Константиновича Дитерихса описана в
немногочисленной исторической литературе. Одним из наиболее крепких и
объективных с научной точки зрения нам представляется труд Василия
Жановича Цветкова «Генерал Дитерихс». Эта работа имеет обильную
источниковую базу, содержит глубоко осмысленные выводы, сделанные с
духовных позиций. Ведь невозможно одними лишь рациональными умственными
объяснениями раскрыть суть поступков, важнейших решений генерала
Дитерихса.
Из книги Цветкова о генерале Дитерихсе: «Талантливый генштабист,
разработавший планы знаменитого “Брусиловского прорыва”, храбрый
начальник русской Особой бригады, выполнявший “союзнический долг” на
Салоникском фронте Великой войны, последний генерал-квартирмейстер
Ставки Верховного Главнокомандующего до октября 1917 года, руководитель
расследования гибели Августейшей cемьи, тщательно, скрупулезно
собиравший малейшие свидетельства мученической кончины Государя
Императора Николая Александровича и его близких, Командующий Восточным
фронтом Белого движения, предпринявший осенью 1919 года последнее
наступление Белых армий на реке Тоболе, организатор добровольческих
Дружин Святого Креста, наконец, последний Правитель Белой России –
Правитель Приамурского Земского Края в 1922 году, а в Зарубежье –
начальник Дальневосточного Отдела Русского Общевоинского Союза, почетный
член повстанческого Братства Русской Правды».
Известно, что соприкосновение с тайной ритуального убиения Святой
Царской cемьи преобразило Михаила Константиновича. Будучи достойным
царским генералом, Дитерихс глубоко осознал духовные начала Самодержавия
и сердцем ощутил Божественность происхождения власти над своим народом
Православного Царя.
Главным этапом в жизни генерала Дитерихса, очевидно, было его
дело по сохранению Самодержавной России. Сегодня явно недооценивается
великое событие, которое стало возможным в 1922 году на русском берегу
Тихого океана во Владивостоке при активной и самоотверженной
деятельности Дитерихса. Речь, конечно, о знаменитом Приамурском Земском
Соборе.
В советское время о личности Дитерхса и Приамурском Земском
Соборе практически не упоминали в исторической литературе. Если где-то
публиковались какие-то сведения, то подавались исключительно как
заурядная попытка «белых недобитков и контрреволюционеров» оказать
безуспешное сопротивление силам большевиков.
Сама Дальневосточная республика (ДВР) – формальная и маргинальная
по своему назначению «советская автономия» – вряд ли заслуживает
повышенного исследовательского внимания. Однако к опыту ДВР сегодня
вновь обращаются историки и политики, питающие сепаратистские настроения
и пытающиеся как-то подчеркнуть «самостоятельность» Дальнего Востока,
его особое назначение. Так называемой Дальневосточной республикой
интересуются наши геополитические противники. Очевидно, для них этот
опыт показывает, как, в каком направлении в случае уже разгорающейся
смуты в России можно помочь воплощению сепаратистских настроений
некоторых небольших антироссийски настроенных групп населения,
проживающих на востоке нашей страны.
У республики, которую большевики решили временно создать на
Дальнем Востоке, фактически не было своей территории. Значительная часть
земли, которую большевики наименовали ДВР, была свободна от советской
власти и оставалась старой Россией, охваченной смутой и беспорядками. На
этой земле в результате революционной смуты, устроенной большевиками в
результате совершенного ими зверского убийства законного Государя,
Правителя и Хозяина всей Земли Русской святого Царя Николая
Александровича Романова и Его семьи, уже пытались хозяйничать
иностранные военные.
В этих условиях, в тяжелейшей обстановке японской интервенции и
наступления безбожной советской власти, на свободной от большевиков
части Русской земли во Владивостоке в июле – августе 1922 года
собирается Приамурский Земский Собор, который стал актом покаяния части
русского народа в страшном грехе цареубийства.
Своим законным решением Собор восстанавливает в России царскую
власть и Династию Романовых на Царском Престоле. И утверждает на
Приморской и Приамурской земле новое Русское государство – Приамурский
Земский край. Как известно, председательствовал на Земском Соборе
царский генерал Михаил Константинович Дитерихс. Он же и стал Правителем
Приамурского Земского края, его главным идеологом и вдохновителем. Это
Русское государство на берегу Тихого океана со столицей во Владивостоке и
еще одним центром в Никольске-Уссурийском, образованное генералом
Дитерихсом и русскими людьми, не желавшими отдавать Русь Православную в
руки безбожной ленинской власти, должно было утвердиться на берегу
Тихого океана и вновь собрать воедино под скипетр грядущего Русского
царя все захваченные большевиками земли Российской Империи.
В условиях, когда уже вся Русь была под сапогом новой антирусской
ленинско-троцкистской власти, генерал Дитерихс проявил себя как
талантливый государственный устроитель. На вере в Бога и в «Россию
Христа, Россию Помазанника Божия» основывалась героическая,
подвижническая жизнь Дитерихса. На камне веры православной и жертвенном
служении России строилось его великое державное дело в Русском Приморье.
Государственное строительство Дитерихса, которое он осуществлял в
новом государственном образовании Приамурский Земский край, имеет много
полезных для сегодняшнего времени открытий и реальных дел. Дитерихс
оставил нам не только теорию, но дал практический опыт державного
строительства в условиях страны, занятой новой антирусской и
антихристанской властью, в условиях плотного вражеского окружения и
социальной апатии и депрессии.
По завершении знаменитого Приамурского Земского Собора в августе
1922 года генерал Дитерихс огласил Указ № 1, в котором содержались
основные положения государственного строительства в новом
государственном образовании, утверждавшемся на берегах Амура и Уссури.
«Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в
сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, единую мысль и
единую веру: России Великой не быть без Государя, не быть и без
преемственно-наследственного Помазанника Божиего. И перед собравшимися
здесь, в маленьком телом, но сильном верой и Национальным духом
Приамурском объединении, последними людьми земли Русской стоит задача –
долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему –
нашему будущему Боговидцу… Мы бедны в земле, но с нами Бог» – эти слова
произнес гражданам Приамурского Земского края генерал Дитерихс.
Была избрана Земская Дума, которая должна была стать частью
представительной власти наряду с Церковным Собором. Создавалась
регулярная армия, которая должна была защищать Приамурский Земский край.
Армия именовалась Ратью. И полностью называлась Приамурская Земская
Рать. Сам Дитерихс стал Воеводой новой Армии Приамурского государства.
Был сформирован весь государственный аппарат Приамурского Земского края.
В Указе № 2, как отмечает историк В. Цветков, «Дитерихс огласил
основные принципы построения государственной власти в Приморье
“…Основание власти, база – Приморская область. В состав моего
правительства войдет коллегиальный орган, состоящий из четырех моих
помощников: Владивостокского городского головы, Председателя Областной
Земской Управы, Атамана Уссурийского казачьего войска – под
председательством помощника на правах министра внутренних дел, генерала
Бабушкина… Учитывая раздробленность, разрозненность населения, на
которое мы должны опираться, первой, важнейшей и главнейшей задачей
Земской Думы явится совместно с Церковным Собором разработать новые
начала и новые принципы для организации простейших единиц масс населения
с тем, чтобы, приходя на новые места, имея здесь приготовленные
совершенно принципы, было бы легко их на новых местах проводить в жизнь и
закладывать новую базу для дальнейшего движения вперед. Эта организация
единиц, я считаю, будет от приходов. Разработка приходов во всех
деталях и подробностях будет проведена в жизнь здесь, в Приморье,
совместно с Церковным Собором и явится основой и главнейшей заботой
Земской Думы… Главы ведомств входят в состав Земской Думы, когда это, по
ходу работы Думы, будет необходимо, но не обязательно. Рядом со мною
как равноправный совершенно орган власти станет Церковный Собор…”».
Государство Приамурский Земский край просуществовало совсем
короткое время – немногим более одного года. Силы Земской Рати Дитерихса
были слишком малы по сравнению с красной лавиной большевиков. Однако
дело, выполненное великим русским человеком, преданным Богу, Царю и
Отечеству, было обращено в будущее.
Генерал Михаил Константинович Дитерихс, размышляя о значении
Приамурского Земского Собора и Приамурского Земского края, писал
накануне отхода из Приморья в октябре 1922 года: «…Семя брошено. Сейчас
оно упало на еще неподготовленную почву. Но грядущая буря ужасов
советской власти разнесет это семя по широкой ниве великой Матушки
России, и приткнется оно в будущем по бесконечной милости Господней к
плодородному и подготовленному клочку земли Русской, и тогда даст
желанный плод. Я верю в эту благость Господню; верю, что духовное
значение кратковременного существования Приамурского Земского края
оставит в народе глубокие, неизгладимые следы. Я верю, что Россия
вернется к России Христа, России Помазанника Божиего».
Где найдется этот плодородный и подготовленный клочок земли
Русской, который примет и возродит дело генерала Дитерихса и
Приамурского Земского края? Где этот уголок Святой Руси, на котором
вновь взойдет прекрасное и могучее древо России Христа, России
Помазанника Божьего?
Может так случиться, что этим уголком вновь окажется наше Русское
Приморье. Ведь благословил Господь собраться во Владивостоке
Приамурскому Земскому Собору в 1922 году. И в этом, безусловно, есть
Промысл Божий!
Игорь Романов
Читать по теме: