Самара-Москва, 30 марта – Наша Держава. Архимандрит Георгий (Шестун), член Совета Самарского регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», доктор
педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской
кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной
семинарии, настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и
Животворящего Креста Господня, г.Самара
педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской
кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Духовной
семинарии, настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и
Животворящего Креста Господня, г.Самара
В природе даже малозаметные явления могут пробудить колоссальные
спящие энергии. Небольшой камень своим падением порождает обвал,
сметающий всё на своем пути, разрушая природный ландшафт и изменяя
судьбу многих людей, отнимая у них дома, а часто и жизнь. Небольшой
сдвиг тектонических плит порождает землетрясения и цунами, от которых
часто не бывает спасения. От одного крика может сорваться снежная
лавина, погребая на своем пути все живое.
спящие энергии. Небольшой камень своим падением порождает обвал,
сметающий всё на своем пути, разрушая природный ландшафт и изменяя
судьбу многих людей, отнимая у них дома, а часто и жизнь. Небольшой
сдвиг тектонических плит порождает землетрясения и цунами, от которых
часто не бывает спасения. От одного крика может сорваться снежная
лавина, погребая на своем пути все живое.
Третье тысячелетие, в начале которого Господь призвал нас жить,
накопил громадные материальные и духовные энергии, пробуждение которых
изменит нашу жизнь, да и бытие всего человеческого сообщества и всей
нашей планеты. Уже начинают падать «маленькие камушки», которые могут
привести к большой трагедии. Предощущение изменений тревожит нас,
заставляет действовать, включаться в осмысление этих процессов, иногда
показывая растерянность власть имущих.
накопил громадные материальные и духовные энергии, пробуждение которых
изменит нашу жизнь, да и бытие всего человеческого сообщества и всей
нашей планеты. Уже начинают падать «маленькие камушки», которые могут
привести к большой трагедии. Предощущение изменений тревожит нас,
заставляет действовать, включаться в осмысление этих процессов, иногда
показывая растерянность власть имущих.
Навык современного человека жить в индустриальном, а сейчас – в
постиндустриальном мире, мире современных технологий и развращающих
удобств, порождает особый вид мышления, которое строит свои прогнозы
методом экстраполяции. Этот тип мышления применим к
технико-экономическим процессам. Для возвращения в мир истории требуется
возврат к гуманитарному мышлению, которое, по словам А.С. Панарина,
умеет постигать его по законам драмы, «вызова и ответа».
постиндустриальном мире, мире современных технологий и развращающих
удобств, порождает особый вид мышления, которое строит свои прогнозы
методом экстраполяции. Этот тип мышления применим к
технико-экономическим процессам. Для возвращения в мир истории требуется
возврат к гуманитарному мышлению, которое, по словам А.С. Панарина,
умеет постигать его по законам драмы, «вызова и ответа».
«Следует с самого начала развеять одно недоразумение, – пишет А.С.
Панарин, – связанное с привычкой власти «заказывать идеологию».
Идеологии не рождаются в кабинетах, они – продукт «плазменных» энергий
человеческого духа, пробуждающегося в ответ на грозные вызовы истории.
«Большая идея» – это всегда ответ осажденного роковыми силами, но не
сломленного субъекта, сохранившего ориентацию на идеал. Она появляется
тогда, когда наличные материальные ресурсы иссякли и люди ищут опору
всех чудес и парадоксов человеческой истории.
Панарин, – связанное с привычкой власти «заказывать идеологию».
Идеологии не рождаются в кабинетах, они – продукт «плазменных» энергий
человеческого духа, пробуждающегося в ответ на грозные вызовы истории.
«Большая идея» – это всегда ответ осажденного роковыми силами, но не
сломленного субъекта, сохранившего ориентацию на идеал. Она появляется
тогда, когда наличные материальные ресурсы иссякли и люди ищут опору
всех чудес и парадоксов человеческой истории.
Власть предержащие – заказчики на «Большую идею» – не подозревают, с
какими энергиями им, в самом деле, предстоит столкнуться. «Большая идея»
– это ответ человеческого духа на условия и обстоятельства,
оскорбляющие наши чувства высшей правды и высшей справедливости» (4.
352).
какими энергиями им, в самом деле, предстоит столкнуться. «Большая идея»
– это ответ человеческого духа на условия и обстоятельства,
оскорбляющие наши чувства высшей правды и высшей справедливости» (4.
352).
По мнению Панарина, «Большая идея» не может пробудить массовую
энергию в отсутствие идеи социальной справедливости, если она не будет
связана с принципом социальной защищенности слабых и обездоленных, без
реакции на предельную нравственную распущенность, без опоры на
социокультурный консерватизм, традицию и религию, без высокого
патриотизма.
энергию в отсутствие идеи социальной справедливости, если она не будет
связана с принципом социальной защищенности слабых и обездоленных, без
реакции на предельную нравственную распущенность, без опоры на
социокультурный консерватизм, традицию и религию, без высокого
патриотизма.
С другой стороны, эти идеи будут достаточны, если рассматривать
Россию только с точки зрения обычного национального государства. Но
Россия – это особая великая цивилизация, которая формулирует свое
предназначение в религиозной форме, и это значимо для миллионов людей.
По словам Панарина, цивилизация – это не только великое наследие, но оно
становится великим, если преобразуется в проект будущего, чаемый
миллионами, проект гуманитарного типа, касающийся не только средств
производства, но ценностей и смыслов жизни.
Россию только с точки зрения обычного национального государства. Но
Россия – это особая великая цивилизация, которая формулирует свое
предназначение в религиозной форме, и это значимо для миллионов людей.
По словам Панарина, цивилизация – это не только великое наследие, но оно
становится великим, если преобразуется в проект будущего, чаемый
миллионами, проект гуманитарного типа, касающийся не только средств
производства, но ценностей и смыслов жизни.
«Запад, – говорит А.С. Панарин, – в целом стоит за первый вариант:
постиндустриальное общество как цивилизация высоких технологий,
обслуживающих всё возрастающие потребительские притязания. В последнее
время появилась, правда, многозначительная оговорка относительно того,
что ресурсов планеты не хватит для превращения западного образа жизни в
универсальный, общепланетарный. Отсюда вытекает дилемма, касающаяся
путей преобразования самой структуры современного мира. Либо мир должен
быть преобразован геополитически так, чтобы незападное большинство
беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и позволило тем самым
продлить существование этой потребительской цивилизации до того времени,
пока она изобретет новый, более справедливый проект для всего
человечества. Именно в этом геополитическом ключе может быть понят
современный переход от биполярного мира к моноцентристскому,
управляемому одной сверхдержавой.
постиндустриальное общество как цивилизация высоких технологий,
обслуживающих всё возрастающие потребительские притязания. В последнее
время появилась, правда, многозначительная оговорка относительно того,
что ресурсов планеты не хватит для превращения западного образа жизни в
универсальный, общепланетарный. Отсюда вытекает дилемма, касающаяся
путей преобразования самой структуры современного мира. Либо мир должен
быть преобразован геополитически так, чтобы незападное большинство
беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и позволило тем самым
продлить существование этой потребительской цивилизации до того времени,
пока она изобретет новый, более справедливый проект для всего
человечества. Именно в этом геополитическом ключе может быть понят
современный переход от биполярного мира к моноцентристскому,
управляемому одной сверхдержавой.
Либо миру предстоит тотальное преобразование ценностного типа,
включая новые принципы жизнестроения, открывающие долговременную
перспективу для всех, а не для одних только потребительских обществ
Запада. Это путь духовной реформации, призванной покончить с «моралью
успеха» и постепенно сформировать другую мораль, другие принципы
жизнестроения» (4. 353-354).
включая новые принципы жизнестроения, открывающие долговременную
перспективу для всех, а не для одних только потребительских обществ
Запада. Это путь духовной реформации, призванной покончить с «моралью
успеха» и постепенно сформировать другую мораль, другие принципы
жизнестроения» (4. 353-354).
Современный мир показывает, что техническая цивилизация, увеличивая
физические энергии, приводит к уменьшению духовной энергии, что приводит
к деградации, опустошению, «порче», по словам Панарина, человека.
Центры мирового развития смещаются из мест «духовного вакуума» в места
духовного напряжения, к источникам вдохновения и воодушевления.
физические энергии, приводит к уменьшению духовной энергии, что приводит
к деградации, опустошению, «порче», по словам Панарина, человека.
Центры мирового развития смещаются из мест «духовного вакуума» в места
духовного напряжения, к источникам вдохновения и воодушевления.
Попытка возвращения России в «Европейский дом», совершенная в конце
ХХ века, завершилась крахом: нас в этот дом не пустили, несмотря на то,
что мы от всего нам родного и привычного отказались ради этого
возвращения. Мы пытались вернуться, обряжаясь в непривычный и
несообразный нам тип романо-германского человека, пытались освоить
Романо-германскую культуру, по словам Панарина, «прометеева человека» –
покорителя природы, достаточно чуждого для нашего миросозерцания.
ХХ века, завершилась крахом: нас в этот дом не пустили, несмотря на то,
что мы от всего нам родного и привычного отказались ради этого
возвращения. Мы пытались вернуться, обряжаясь в непривычный и
несообразный нам тип романо-германского человека, пытались освоить
Романо-германскую культуру, по словам Панарина, «прометеева человека» –
покорителя природы, достаточно чуждого для нашего миросозерцания.
Европа с ее христианскими корнями для нас не чужда, нам чужд
агрессивный секуляризм и навязываемый проект вестернизации. Панарин
задает себе вопрос: «Можно ли еще спасти в России «европейскую идею» и
каким образом? Можно ли создать воодушевляющий образ другого европеизма,
альтернативного атлантической идее, соблазнившей, а затем
деморализовавшей и дезориентировавшей Россию? В поисках ответа на этот
вопрос следует обратиться к греко-православной идее. Возможно ли
русскому человеку, не без оснований разочарованному в проекте
вестернизации, все же остаться «западником», но православным
«западником»? Это связано с другим вопросом: сохранилась ли в
таинственных недрах современной культуры память о Втором Риме, о
Византии – не та архивная память, что воодушевляет одних только
историков и филологов-библиофилов, а память творческая, способная и
сегодня быть источником воодушевляющих альтернатив романо-германским
принципам жизнеустроения» (4. 365-366).
агрессивный секуляризм и навязываемый проект вестернизации. Панарин
задает себе вопрос: «Можно ли еще спасти в России «европейскую идею» и
каким образом? Можно ли создать воодушевляющий образ другого европеизма,
альтернативного атлантической идее, соблазнившей, а затем
деморализовавшей и дезориентировавшей Россию? В поисках ответа на этот
вопрос следует обратиться к греко-православной идее. Возможно ли
русскому человеку, не без оснований разочарованному в проекте
вестернизации, все же остаться «западником», но православным
«западником»? Это связано с другим вопросом: сохранилась ли в
таинственных недрах современной культуры память о Втором Риме, о
Византии – не та архивная память, что воодушевляет одних только
историков и филологов-библиофилов, а память творческая, способная и
сегодня быть источником воодушевляющих альтернатив романо-германским
принципам жизнеустроения» (4. 365-366).
Если проследить судьбу греко-православного наследия, то она
достаточно драматична, а часто и трагична. Со своей родины, Ближнего
Востока, она была вытеснена мусульманами. В Западной Европе эта идея
была уделом стран, составляющих «второй эшелон» развития. В России это
наследие подвергается атакам славянского сепаратизма, связанного с
распадом единого пространства. Восприятие в мире России как
«государства-цивилизации» привело к тому, что сложилось представление о
Православии как не столько о мировой, сколько о «русской религии».
достаточно драматична, а часто и трагична. Со своей родины, Ближнего
Востока, она была вытеснена мусульманами. В Западной Европе эта идея
была уделом стран, составляющих «второй эшелон» развития. В России это
наследие подвергается атакам славянского сепаратизма, связанного с
распадом единого пространства. Восприятие в мире России как
«государства-цивилизации» привело к тому, что сложилось представление о
Православии как не столько о мировой, сколько о «русской религии».
Россия не этническое государство русских, а особая цивилизация,
обладающая суперэтническим потенциалом, и носительница геополитической
идеи «Третьего Рима», наследница Византии. Попытка рассматривать Россию
как вторую или даже третью Европу меркнет в свете величия Православной
цивилизации, которая может ожить в Европе. «Если Православие в самом
деле желает участвовать в духовном реформировании человечества, – пишет
Панарин, – ему необходимо вернуть вселенский кругозор» (4. 369).
обладающая суперэтническим потенциалом, и носительница геополитической
идеи «Третьего Рима», наследница Византии. Попытка рассматривать Россию
как вторую или даже третью Европу меркнет в свете величия Православной
цивилизации, которая может ожить в Европе. «Если Православие в самом
деле желает участвовать в духовном реформировании человечества, – пишет
Панарин, – ему необходимо вернуть вселенский кругозор» (4. 369).
В наше время принято рассматривать геополитические явления и
прогнозировать мировые процессы с точки зрения теории «столкновения
цивилизаций» С. Хантингтона. Эту теорию А.С. Панарин называет
варварской: в основании её лежит представление о времени племенных
религий и племенных кофликтов. Хантингтон не заметил, как на протяжении
тысячелетий совместной жизни оформлялись межэтническая модель бытия,
религиозная и этническая терпимость, преобладание «культуры-проекта»
совместной жизни над разъединяющим проектом «культуры-памяти». Важно
актуализировать в сознании смыслы совместной созидательной деятельности и
не затрагивать сокровенную, неприкасаемую конфессиональную и этническую
специфичность.
прогнозировать мировые процессы с точки зрения теории «столкновения
цивилизаций» С. Хантингтона. Эту теорию А.С. Панарин называет
варварской: в основании её лежит представление о времени племенных
религий и племенных кофликтов. Хантингтон не заметил, как на протяжении
тысячелетий совместной жизни оформлялись межэтническая модель бытия,
религиозная и этническая терпимость, преобладание «культуры-проекта»
совместной жизни над разъединяющим проектом «культуры-памяти». Важно
актуализировать в сознании смыслы совместной созидательной деятельности и
не затрагивать сокровенную, неприкасаемую конфессиональную и этническую
специфичность.
«По Хантингтону, – пишет Панарин, – получается, что цивилизации
основываются религиозными фанатиками, не способными к межкультурному
диалогу и ставящими религиозно-идеологическую ортодоксальность выше
любых видов практики. Думается все же, что цивилизационный тип
самосознания отличается прямо противоположными чертами. Цивилизационное
строительство базируется на особо рафинированном искусстве, требующем не
одержимости, а великодушия и широты взгляда: на способности
синтезировать гетерогенные начала, организовывать кооперацию
взаимодополнительных хозяйственных и социокультурных субъектов,так
выстраивать систему приоритетов, чтобы объединяющие, примиряющие,
«коэволюционные» эффекты несомненно доминировали над противоположными.
основываются религиозными фанатиками, не способными к межкультурному
диалогу и ставящими религиозно-идеологическую ортодоксальность выше
любых видов практики. Думается все же, что цивилизационный тип
самосознания отличается прямо противоположными чертами. Цивилизационное
строительство базируется на особо рафинированном искусстве, требующем не
одержимости, а великодушия и широты взгляда: на способности
синтезировать гетерогенные начала, организовывать кооперацию
взаимодополнительных хозяйственных и социокультурных субъектов,так
выстраивать систему приоритетов, чтобы объединяющие, примиряющие,
«коэволюционные» эффекты несомненно доминировали над противоположными.
Каждая из мировых цивилизаций – это целый континент, собирающий
несметное количество образов жизни, социокультурных форм. Можно ли
предположить, что этот богатейший плюрализм удерживается системой
узколобого догматизма, ставящего «букву учения» выше существа дела, т.е.
жизненно необходимых способов кооперации? Цивилизация есть
надгосударственный и «сверхгосударственный», не укладывающийся в чисто
политические рамки суперэтнический синтез» (4. 393).
несметное количество образов жизни, социокультурных форм. Можно ли
предположить, что этот богатейший плюрализм удерживается системой
узколобого догматизма, ставящего «букву учения» выше существа дела, т.е.
жизненно необходимых способов кооперации? Цивилизация есть
надгосударственный и «сверхгосударственный», не укладывающийся в чисто
политические рамки суперэтнический синтез» (4. 393).
Движение России на Запад и на Восток имело различный характер.
Движение на Запад было связано с политическими причинами и внешними
войнами. Движение на Восток обрело цивилизационный характер, свзанный с
терпимостью, сохранением этнического и конфессионального многообразия,
образов жизни и укладов. Это было присуще нашей цивилизации изначально.
Панарин говорит, что Россия не может выжить и возродиться как великое
государство, не подтвердив, не снабдив новыми, убедительными для
современного поколения аргументами великий принцип европейского
Просвещения: принцип суперэтнических универсалий. Ее призвание –
отвергнуть двойные стандарты, разоблачить и преодолеть новейшую ересь
проповедников «конфликта цивилизаций», подтвердить свою способность к
суперэтническим и межконфессиональным синтезам – к цивилизационной,
внесиловой сборке (интеграции) распадающегося и варваризирующегося
евразийского пространства.
Движение на Запад было связано с политическими причинами и внешними
войнами. Движение на Восток обрело цивилизационный характер, свзанный с
терпимостью, сохранением этнического и конфессионального многообразия,
образов жизни и укладов. Это было присуще нашей цивилизации изначально.
Панарин говорит, что Россия не может выжить и возродиться как великое
государство, не подтвердив, не снабдив новыми, убедительными для
современного поколения аргументами великий принцип европейского
Просвещения: принцип суперэтнических универсалий. Ее призвание –
отвергнуть двойные стандарты, разоблачить и преодолеть новейшую ересь
проповедников «конфликта цивилизаций», подтвердить свою способность к
суперэтническим и межконфессиональным синтезам – к цивилизационной,
внесиловой сборке (интеграции) распадающегося и варваризирующегося
евразийского пространства.
Эта цивилизационная специфика России рождает русскую идею, назвав ее
«Третьим Римом». С точки зрения Панарина, «русская идея» – это идея
бытия, организованного вокруг идеала и получающего благодаря этому
высокий духовный статус – «ценностную пассионарность». Россия как
государство-цивилизация, как сверхдержава, выбирая евразийскую
идентичность, старается избегать вызовов Западу, как в случае идей
панславизма. При этом каждый реинтаграционный процесс на постсоветском
пространстве в любом случае будет вызывать сопротивление Запада.
«Третьим Римом». С точки зрения Панарина, «русская идея» – это идея
бытия, организованного вокруг идеала и получающего благодаря этому
высокий духовный статус – «ценностную пассионарность». Россия как
государство-цивилизация, как сверхдержава, выбирая евразийскую
идентичность, старается избегать вызовов Западу, как в случае идей
панславизма. При этом каждый реинтаграционный процесс на постсоветском
пространстве в любом случае будет вызывать сопротивление Запада.
Освоение русского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока
требует, по мысли Панарина, мобилизации и отказа от химеры
«общеевропейского дома», решения демографической проблемы. Для надежного
демографического воспроизводства, как и для воспроизводства
промыпшенно-экономического, необходим определенный минимум аскезы.
Многодетных семей не бывает в обществах или сословиях, представители
которых боятся тягот повседневности и не верят в будущее.
требует, по мысли Панарина, мобилизации и отказа от химеры
«общеевропейского дома», решения демографической проблемы. Для надежного
демографического воспроизводства, как и для воспроизводства
промыпшенно-экономического, необходим определенный минимум аскезы.
Многодетных семей не бывает в обществах или сословиях, представители
которых боятся тягот повседневности и не верят в будущее.
Прошло почти двадцать лет после написания А.С. Панариным «Политологии». Что произошло в мире и в России за это время?
Продолжается борьба Запада с Православием и Церковью. Методы этой
борьбы постепенно меняются. В первые века христианства процветали ереси и
захват территорий христианских империй мусульманами и варварами. К
началу Второго тысячелетия произошел великий раскол – отпадение Первого
Рима от Православия. С тех пор периодически возникают попытки проникнуть
в церковную жизнь через униатство, особенно посредством
греко-католицизма. Этот путь позволяет сохранить форму, лишая Церковь
благодатного содержания. Поминание папы Римского открывает «тайну
беззакония»[1]. Папу Римского можно назвать главным еретиком Второго и Третьего тысячелетия, с которым не существует евхаристического общения.
борьбы постепенно меняются. В первые века христианства процветали ереси и
захват территорий христианских империй мусульманами и варварами. К
началу Второго тысячелетия произошел великий раскол – отпадение Первого
Рима от Православия. С тех пор периодически возникают попытки проникнуть
в церковную жизнь через униатство, особенно посредством
греко-католицизма. Этот путь позволяет сохранить форму, лишая Церковь
благодатного содержания. Поминание папы Римского открывает «тайну
беззакония»[1]. Папу Римского можно назвать главным еретиком Второго и Третьего тысячелетия, с которым не существует евхаристического общения.
В начале Третьего тысячелетия возникла угроза отпадения от
Православия и Второго Рима. В наше время предпринята попытка лишения
Церкви благодатности Таинств через разрушение апостольского преемства
епископата, а значит лишение епископов благодати и безблагодатности
священников, ими рукоположенных. Патриарх Варфоломей принял в церковное
общение людей, изверженых из сана, и ими рукоположенных лжеепископов,
лжесвященников, а так же «самосвятов», не имеющих канонического
рукоположения, распространяя «болезнь» безблагодатности под видом якобы
законных действий Стамбула. Третий Рим встал на защиту Истины. В
ближайшее время определится, кто отпадет, и кто тоже будет стоять в
Истине.
Православия и Второго Рима. В наше время предпринята попытка лишения
Церкви благодатности Таинств через разрушение апостольского преемства
епископата, а значит лишение епископов благодати и безблагодатности
священников, ими рукоположенных. Патриарх Варфоломей принял в церковное
общение людей, изверженых из сана, и ими рукоположенных лжеепископов,
лжесвященников, а так же «самосвятов», не имеющих канонического
рукоположения, распространяя «болезнь» безблагодатности под видом якобы
законных действий Стамбула. Третий Рим встал на защиту Истины. В
ближайшее время определится, кто отпадет, и кто тоже будет стоять в
Истине.
В этой ситуации наш Патриархат и в целом Россия проявляют
синергические действия одновременно и в Европе, и в Евразии.
Возраждается и пробуждается идея «Русского мира» и возвращения в Европу
уже на цивилизационных основаниях. В 2010 году из уст Президента России
прозвучала идея объединения пространства Европы и России как «Европы от
Лиссабона до Владивостока». Это идея не слияния, а демонтажа лишних
барьеров между государствами и народами. Эту мысль на протяжении
последних лет он повторял несколько раз. В 2018 году она получила
неожиданное продолжение и реализацию в решениях Синода нашей Церкви.
синергические действия одновременно и в Европе, и в Евразии.
Возраждается и пробуждается идея «Русского мира» и возвращения в Европу
уже на цивилизационных основаниях. В 2010 году из уст Президента России
прозвучала идея объединения пространства Европы и России как «Европы от
Лиссабона до Владивостока». Это идея не слияния, а демонтажа лишних
барьеров между государствами и народами. Эту мысль на протяжении
последних лет он повторял несколько раз. В 2018 году она получила
неожиданное продолжение и реализацию в решениях Синода нашей Церкви.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви,
состоявшемся 28 декабря 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в
Даниловом монастыре в Москве, члены Синода обсудили положение церковных
дел в странах Западной Европы (Журнал № 105) и в странах Юго-Восточной
Азии (Журнал № 106).
состоявшемся 28 декабря 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в
Даниловом монастыре в Москве, члены Синода обсудили положение церковных
дел в странах Западной Европы (Журнал № 105) и в странах Юго-Восточной
Азии (Журнал № 106).
Было принято решение образовать Патриарший экзархат в Западной Европе
с центром в Париже. В сферу пастырской ответственности экзархата
включены следующие страны: Княжество Андорра, Королевство Бельгия,
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия,
Королевство Испания, Итальянская Республика, Княжество Лихтенштейн,
Великое Герцогство Люксембург, Княжество Монако, Королевство
Нидерландов, Португальская Республика, Республика Франция, Швейцарская
Конфедерация.
с центром в Париже. В сферу пастырской ответственности экзархата
включены следующие страны: Княжество Андорра, Королевство Бельгия,
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия,
Королевство Испания, Итальянская Республика, Княжество Лихтенштейн,
Великое Герцогство Люксембург, Княжество Монако, Королевство
Нидерландов, Португальская Республика, Республика Франция, Швейцарская
Конфедерация.
Главой Патриаршего экзархата в Западной Европе назначен епископ Богородский Иоанн с титулом «Корсунский и Западноевропейский».
Владыка Иоанн назначается правящим архиереем Корсунской епархии с
сохранением временного управления Приходами Русской Православной Церкви в
Итальянской Республике.
Владыка Иоанн назначается правящим архиереем Корсунской епархии с
сохранением временного управления Приходами Русской Православной Церкви в
Итальянской Республике.
Синод также принял решение образовать епархию Русской Православной
Церкви в Испании и Португалии с центром в Мадриде. Епархиальным
архиереем Испанско-Португальской епархии с титулом «Мадридский и Лиссабонский» назначен епископ Корсунский Нестор.
Церкви в Испании и Португалии с центром в Мадриде. Епархиальным
архиереем Испанско-Португальской епархии с титулом «Мадридский и Лиссабонский» назначен епископ Корсунский Нестор.
Кроме того, в связи со значительными успехами миссии Русской
Православной Церкви в странах Юго-Восточной Азии, выражающимися в
умножении числа храмов и общин, появлении духовенства из числа местного
населения, повышении интереса к русскому Православию, а также в связи с
увеличением русскоязычного населения, на постоянной или временной основе
проживающего в странах этого региона, было принято решение образовать
Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре.
Православной Церкви в странах Юго-Восточной Азии, выражающимися в
умножении числа храмов и общин, появлении духовенства из числа местного
населения, повышении интереса к русскому Православию, а также в связи с
увеличением русскоязычного населения, на постоянной или временной основе
проживающего в странах этого региона, было принято решение образовать
Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре.
В сферу пастырской ответственности указанного экзархата включены
следующие страны: Республика Сингапур, Социалистическая Республика
Вьетнам, Республика Индонезия, Королевство Камбоджа, Корейская
Народно-Демократическая Республика, Корейская Республика, Лаосская
Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Союз Мьянма,
Республика Филиппины, Королевство Таиланд.
следующие страны: Республика Сингапур, Социалистическая Республика
Вьетнам, Республика Индонезия, Королевство Камбоджа, Корейская
Народно-Демократическая Республика, Корейская Республика, Лаосская
Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Союз Мьянма,
Республика Филиппины, Королевство Таиланд.
Главой Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии с титулом
«Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский» назначен архиепископ
Солнечногорский Сергий, с временным оставлением за ним должности
руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.
«Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский» назначен архиепископ
Солнечногорский Сергий, с временным оставлением за ним должности
руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.
Произошло одновременное цивилизационное движение и на Запад, и на
Восток. Третий Рим взял на себя крест хранителя Истины, чистоты
Православия.
Восток. Третий Рим взял на себя крест хранителя Истины, чистоты
Православия.
Спорным остается отношение к ХХ веку и жизни в «большевистском
плену». Безусловно, это наша история, но история, по словам Панарина,
навязанная, не родная. Произошел духовный геноцид. От своих корней были
оторваны сотни миллионов жителей Российской империи. Был разрушен
цивилизационный синтез нашего общего дома.
плену». Безусловно, это наша история, но история, по словам Панарина,
навязанная, не родная. Произошел духовный геноцид. От своих корней были
оторваны сотни миллионов жителей Российской империи. Был разрушен
цивилизационный синтез нашего общего дома.
И сейчас на постсоветском пространстве поддерживается страх
возвращения в эту эпоху, а виновником всех бед считается Россия и
русский народ. Произошла подмена «культуры-проекта» совместной жизни
разъединяющим проектом «культуры-памяти». Методы используются достаточно
простые: постепенное забвение совместных дел и великих побед, забвение
трагических страниц истории того периода.
возвращения в эту эпоху, а виновником всех бед считается Россия и
русский народ. Произошла подмена «культуры-проекта» совместной жизни
разъединяющим проектом «культуры-памяти». Методы используются достаточно
простые: постепенное забвение совместных дел и великих побед, забвение
трагических страниц истории того периода.
Кощунственным выглядит и проект современных политтехнологов –
«православный сталинизм», выставляющий вождя чуть ли ни подвижником и
святым. Это еще одна попытка отождествить русский народ и Православную
Церковь со страшными страницами нашей истории, попытка разъединить
цивилизационное пространство. Необходимо развеять миф, что большевизм и
жизнь русского народа соприродны.
«православный сталинизм», выставляющий вождя чуть ли ни подвижником и
святым. Это еще одна попытка отождествить русский народ и Православную
Церковь со страшными страницами нашей истории, попытка разъединить
цивилизационное пространство. Необходимо развеять миф, что большевизм и
жизнь русского народа соприродны.
Недостаточно изучена роль старообрядцев в геополитической катострофе
ХХ века. Мы слышим упреки, что «это, мол, вы сами разрушали храмы».
Известно, что старообрядцы-поповцы, к которым относилось большинство
купцов-миллионеров, стремящихся к власти и западному образу жизни,
участвовали в свержении монархии и поддержке большевиков.
Старообрядцы-безпоповцы, для которых общинный образ жизни колхозов был
привычен, участвовали в расстреле Царя и его Семьи, репрессиях против
священнослужителей и разрушении храмов. С раскола XVII века, когда
патриарх Никон совершил попытку возвращения нашей Церкви вселенского
характера Православия, старообрядцы, защищавшие обрядовую сторону
традиции, несли в себе эту ненависть к царской династии и, как они
называли, к «Никанианской Церкви».
ХХ века. Мы слышим упреки, что «это, мол, вы сами разрушали храмы».
Известно, что старообрядцы-поповцы, к которым относилось большинство
купцов-миллионеров, стремящихся к власти и западному образу жизни,
участвовали в свержении монархии и поддержке большевиков.
Старообрядцы-безпоповцы, для которых общинный образ жизни колхозов был
привычен, участвовали в расстреле Царя и его Семьи, репрессиях против
священнослужителей и разрушении храмов. С раскола XVII века, когда
патриарх Никон совершил попытку возвращения нашей Церкви вселенского
характера Православия, старообрядцы, защищавшие обрядовую сторону
традиции, несли в себе эту ненависть к царской династии и, как они
называли, к «Никанианской Церкви».
Вселенский характер Русской Православной Церкви проявляется в пробуждении Третьего Рима.
Литература
- Панарин А.С. Премудрость созда Себе дом / Самара: Издание Самарской митрополии, 2018. – 264 с.
- Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. – Изд-во МГУ, 1999. – 288 с.
- Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М., 2003. – 640 с.
- Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.: «Проспект», 1997. – 408 с.
[1] 2Фес. 2, 7-10.