Москва, 19 января – Наша Держава. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в
реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мір
Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную
проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).
реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мір
Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную
проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).
Иоанново Крещение имело смысл
духовно очищающего омовения. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся
окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане,
исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). При этом Иоанн говорил: «Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.
3:11). Поэтому, когда безгрешный Сын Божий в начале Своего подвига
проповеди и постепенного восхождения на Крест пришел креститься, Иоанн
стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». На что Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду»
(Мф. 3:14-15) – и принял крещение. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил,
что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но
чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, разумеется, подать нам образ и пример Крещения.
духовно очищающего омовения. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся
окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане,
исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). При этом Иоанн говорил: «Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.
3:11). Поэтому, когда безгрешный Сын Божий в начале Своего подвига
проповеди и постепенного восхождения на Крест пришел креститься, Иоанн
стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». На что Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду»
(Мф. 3:14-15) – и принял крещение. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил,
что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но
чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, разумеется, подать нам образ и пример Крещения.
Греческое слово, переданное на
славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально означает
«погружение» (как и в других европейских языках). Однако в русском языке
при переводе Священного Писания свв. Кирилл и Мефодий избрали для этого
слово с иным, символическим и многообязывающим корнем – «крест». Это
должно нам постоянно напоминать об ответственности за свое крещение как
приобщение к крестному подвигу Христа Искупителя человеческого греха.
славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально означает
«погружение» (как и в других европейских языках). Однако в русском языке
при переводе Священного Писания свв. Кирилл и Мефодий избрали для этого
слово с иным, символическим и многообязывающим корнем – «крест». Это
должно нам постоянно напоминать об ответственности за свое крещение как
приобщение к крестному подвигу Христа Искупителя человеческого греха.
Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением –
потому что при Крещении Господа была открыта великая тайна
триипостасного единства Бога: міру явилась Пресвятая Троица (Мф.
3:13-17; Мр. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец свидетельствовал с небес о
Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде
голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и
праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящим
в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16) и спасти по
благодати падший человеческий род.
потому что при Крещении Господа была открыта великая тайна
триипостасного единства Бога: міру явилась Пресвятая Троица (Мф.
3:13-17; Мр. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец свидетельствовал с небес о
Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде
голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и
праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящим
в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16) и спасти по
благодати падший человеческий род.
Своим Крещением Христос положил
начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и
Святого Духа: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве
Божие» (Ин. 3:5), — говорит Господь в Евангелии. Принятие таинства
Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к
Церкви. В первые века христианства принятие таинства крещения теми, кто
проходил специальную подготовку — катехизацию, совершалось именно в
праздник Крещения Господня. Крещение во имя Святой Троицы совершается
троекратным погружением в воду – это не просто традиция, а важное
напоминание о трехдневном погребении Христа перед Воскресением.
начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и
Святого Духа: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве
Божие» (Ин. 3:5), — говорит Господь в Евангелии. Принятие таинства
Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к
Церкви. В первые века христианства принятие таинства крещения теми, кто
проходил специальную подготовку — катехизацию, совершалось именно в
праздник Крещения Господня. Крещение во имя Святой Троицы совершается
троекратным погружением в воду – это не просто традиция, а важное
напоминание о трехдневном погребении Христа перед Воскресением.
Каждый крещаемый повторяет путь
Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и
сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его
естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются
все его грехи, которые он совершил до Крещения, человек освобождается и
от безысходной власти первородного греха. Таким образом, таинство
крещения – не просто обряд, при нем совершается благодатное схождение
Святаго Духа на крещаемого, подобно тому, как это как это произошло при
Крещении Богочеловека.
Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и
сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его
естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются
все его грехи, которые он совершил до Крещения, человек освобождается и
от безысходной власти первородного греха. Таким образом, таинство
крещения – не просто обряд, при нем совершается благодатное схождение
Святаго Духа на крещаемого, подобно тому, как это как это произошло при
Крещении Богочеловека.
![](https://xn--80aocodcgs9b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/1028-19.jpg)
Заснят момент сразу после третьего погружения мальчика во имя Святаго
Духа. На снимках двух первых погружений светящийся шар над головой
крещаемого отсутствует. Направление движения шара: с востока вниз под
углом 45 градусов. (Фото Борислава Карандаева. Снимок сделан цифровой
камерой, значит «засвечиванием пленки» этот свет объяснить невозможно.) + В
январе 2013 г. в откликах на эту статью один из читателей заметил:
«Внизу снимка в левом нижнем углу тёмно серое размытое пятно. Если это
не дефект фото, то можно предположить, что от крещаемого отходит бес.
Условия, при которых может
совершаться Крещение над каждым человеком – покаяние и вера. К Крещению
можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это
таинство понимается и как очищение от греха, и как взятие на себя креста
дальнейшей борьбы с грехом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Человек отрекается от
сатаны, объявляя ему войну, и соединяется со Христом, становясь членом
Церкви.
совершаться Крещение над каждым человеком – покаяние и вера. К Крещению
можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это
таинство понимается и как очищение от греха, и как взятие на себя креста
дальнейшей борьбы с грехом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Человек отрекается от
сатаны, объявляя ему войну, и соединяется со Христом, становясь членом
Церкви.
При крещении ребенка он становится
членом Церкви по воле взрослых, которые за него отрекаются от сатаны
(трижды плюют на него, повернувшись лицом к западу) и берут на себя
ответственность за воспитание чада в Истине, ограждая от греха. При
крещении взрослого человека это должно означать сознательную глубокую
перемену в его жизни, начало ее настоящего содержания, отвержение всего
предыдущего греха, лишение его влияния на новую жизнь через покаяние в
нем. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие
христианские добродетели. Иисус Христос призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Для
приходящих от жидов (отец которых – сатана, – Ин. 8:44) с древности в
Церкви был выработан особый чин крещения с особым покаянным отречением
от жидовско-сатанинских пут.
членом Церкви по воле взрослых, которые за него отрекаются от сатаны
(трижды плюют на него, повернувшись лицом к западу) и берут на себя
ответственность за воспитание чада в Истине, ограждая от греха. При
крещении взрослого человека это должно означать сознательную глубокую
перемену в его жизни, начало ее настоящего содержания, отвержение всего
предыдущего греха, лишение его влияния на новую жизнь через покаяние в
нем. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие
христианские добродетели. Иисус Христос призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Для
приходящих от жидов (отец которых – сатана, – Ин. 8:44) с древности в
Церкви был выработан особый чин крещения с особым покаянным отречением
от жидовско-сатанинских пут.
Но если нет веры, нет покаяния,
«если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения
сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», —
наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в
IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Так же и
иудей, принявший крещение, если он не забывает о гордыне своей
национальной еврейской «богоизбранности», не отвергается жидовских
обычаев, симпатизирует им, проявляет кровную солидарность с теми, кто
кричал при распятии Сына Божия: «Кровь Его на нас и детях наших!» (Мф.
27:25) – видимо, и для такого «новообращенного» «вода осталась водою».
Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться стать
новым. В напоминание о неразрывной связи крещения с покаянием накануне
праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост.
«если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения
сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», —
наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в
IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Так же и
иудей, принявший крещение, если он не забывает о гордыне своей
национальной еврейской «богоизбранности», не отвергается жидовских
обычаев, симпатизирует им, проявляет кровную солидарность с теми, кто
кричал при распятии Сына Божия: «Кровь Его на нас и детях наших!» (Мф.
27:25) – видимо, и для такого «новообращенного» «вода осталась водою».
Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться стать
новым. В напоминание о неразрывной связи крещения с покаянием накануне
праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост.
В день праздника и в день
Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. С глубокой
древности существует убеждение в освящении всей водной стихии на земле в
ночь на 6/19 января по православному календарю, поскольку Крещение
Христа освятило воды иорданские и через них всю водную стихию: «Пускай
радуется вся земля, пускай веселится небо, пускай взыграет весь мір,
реки пусть восплещут, источники и озера, бездны и моря пускай радуются
все вместе» (из богослужения предпразднества Богоявления).
Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. С глубокой
древности существует убеждение в освящении всей водной стихии на земле в
ночь на 6/19 января по православному календарю, поскольку Крещение
Христа освятило воды иорданские и через них всю водную стихию: «Пускай
радуется вся земля, пускай веселится небо, пускай взыграет весь мір,
реки пусть восплещут, источники и озера, бездны и моря пускай радуются
все вместе» (из богослужения предпразднества Богоявления).
Воды Иордана в этот день, как было
при крещении Христа, неожиданно текут вспять, как бы показывая
происходящую перемену в природе — это одно из регулярно повторяющихся
православных чудес. Как иорданские воды, символизирующие тяжесть греха,
очистились прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому,
безсмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, так
и все воды на земле очищаются до глубин и вновь делаются первичными
водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека,
приобщать его вечной жизни Царства Божия. Вот почему в церквях в этот
праздник освящают воду; предписаны уставом крестные ходы на «источники
водные».
при крещении Христа, неожиданно текут вспять, как бы показывая
происходящую перемену в природе — это одно из регулярно повторяющихся
православных чудес. Как иорданские воды, символизирующие тяжесть греха,
очистились прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому,
безсмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, так
и все воды на земле очищаются до глубин и вновь делаются первичными
водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека,
приобщать его вечной жизни Царства Божия. Вот почему в церквях в этот
праздник освящают воду; предписаны уставом крестные ходы на «источники
водные».
Крещенская вода является великой
святыней, которую благоговейно хранят дома в течение года. На протяжении
года и более вода не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо
благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая
вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее
зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом
количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет
нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же
молитвой.
святыней, которую благоговейно хранят дома в течение года. На протяжении
года и более вода не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо
благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая
вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее
зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом
количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет
нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же
молитвой.
М.В. Назаров https://rusidea.org/25011901