Москва, 19 января – Наша Держава. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в
реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мір
Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную
проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).
реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мір
Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную
проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн убо крести крещением покаяния, до во Грядущего по нем верят, сиречь во Христа Иисуса» (Деян. 19:4).
Иоанново Крещение имело смысл
духовно очищающего омовения. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся
окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане,
исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). При этом Иоанн говорил: «Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.
3:11). Поэтому, когда безгрешный Сын Божий в начале Своего подвига
проповеди и постепенного восхождения на Крест пришел креститься, Иоанн
стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». На что Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду»
(Мф. 3:14-15) – и принял крещение. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил,
что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но
чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, разумеется, подать нам образ и пример Крещения.
духовно очищающего омовения. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся
окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане,
исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). При этом Иоанн говорил: «Я
крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не
достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.
3:11). Поэтому, когда безгрешный Сын Божий в начале Своего подвига
проповеди и постепенного восхождения на Крест пришел креститься, Иоанн
стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». На что Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду»
(Мф. 3:14-15) – и принял крещение. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил,
что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но
чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и, разумеется, подать нам образ и пример Крещения.
Греческое слово, переданное на
славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально означает
«погружение» (как и в других европейских языках). Однако в русском языке
при переводе Священного Писания свв. Кирилл и Мефодий избрали для этого
слово с иным, символическим и многообязывающим корнем – «крест». Это
должно нам постоянно напоминать об ответственности за свое крещение как
приобщение к крестному подвигу Христа Искупителя человеческого греха.
славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально означает
«погружение» (как и в других европейских языках). Однако в русском языке
при переводе Священного Писания свв. Кирилл и Мефодий избрали для этого
слово с иным, символическим и многообязывающим корнем – «крест». Это
должно нам постоянно напоминать об ответственности за свое крещение как
приобщение к крестному подвигу Христа Искупителя человеческого греха.
Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением –
потому что при Крещении Господа была открыта великая тайна
триипостасного единства Бога: міру явилась Пресвятая Троица (Мф.
3:13-17; Мр. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец свидетельствовал с небес о
Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде
голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и
праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящим
в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16) и спасти по
благодати падший человеческий род.
потому что при Крещении Господа была открыта великая тайна
триипостасного единства Бога: міру явилась Пресвятая Троица (Мф.
3:13-17; Мр. 1:9-11; Лк. 3:21-22). Бог Отец свидетельствовал с небес о
Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде
голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и
праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящим
в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16) и спасти по
благодати падший человеческий род.
Своим Крещением Христос положил
начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и
Святого Духа: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве
Божие» (Ин. 3:5), — говорит Господь в Евангелии. Принятие таинства
Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к
Церкви. В первые века христианства принятие таинства крещения теми, кто
проходил специальную подготовку — катехизацию, совершалось именно в
праздник Крещения Господня. Крещение во имя Святой Троицы совершается
троекратным погружением в воду – это не просто традиция, а важное
напоминание о трехдневном погребении Христа перед Воскресением.
начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и
Святого Духа: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве
Божие» (Ин. 3:5), — говорит Господь в Евангелии. Принятие таинства
Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к
Церкви. В первые века христианства принятие таинства крещения теми, кто
проходил специальную подготовку — катехизацию, совершалось именно в
праздник Крещения Господня. Крещение во имя Святой Троицы совершается
троекратным погружением в воду – это не просто традиция, а важное
напоминание о трехдневном погребении Христа перед Воскресением.
Каждый крещаемый повторяет путь
Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и
сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его
естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются
все его грехи, которые он совершил до Крещения, человек освобождается и
от безысходной власти первородного греха. Таким образом, таинство
крещения – не просто обряд, при нем совершается благодатное схождение
Святаго Духа на крещаемого, подобно тому, как это как это произошло при
Крещении Богочеловека.
Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и
сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его
естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются
все его грехи, которые он совершил до Крещения, человек освобождается и
от безысходной власти первородного греха. Таким образом, таинство
крещения – не просто обряд, при нем совершается благодатное схождение
Святаго Духа на крещаемого, подобно тому, как это как это произошло при
Крещении Богочеловека.
На фото: Крещение мальчика Глеба отцом Иоанном Савченко в подмосковной речке Нара в лагере «Витязей» летом 2005 г. Крестный отец – М.В. Назаров.
Заснят момент сразу после третьего погружения мальчика во имя Святаго
Духа. На снимках двух первых погружений светящийся шар над головой
крещаемого отсутствует. Направление движения шара: с востока вниз под
углом 45 градусов. (Фото Борислава Карандаева. Снимок сделан цифровой
камерой, значит «засвечиванием пленки» этот свет объяснить невозможно.) + В
январе 2013 г. в откликах на эту статью один из читателей заметил:
«Внизу снимка в левом нижнем углу тёмно серое размытое пятно. Если это
не дефект фото, то можно предположить, что от крещаемого отходит бес.
Заснят момент сразу после третьего погружения мальчика во имя Святаго
Духа. На снимках двух первых погружений светящийся шар над головой
крещаемого отсутствует. Направление движения шара: с востока вниз под
углом 45 градусов. (Фото Борислава Карандаева. Снимок сделан цифровой
камерой, значит «засвечиванием пленки» этот свет объяснить невозможно.) + В
январе 2013 г. в откликах на эту статью один из читателей заметил:
«Внизу снимка в левом нижнем углу тёмно серое размытое пятно. Если это
не дефект фото, то можно предположить, что от крещаемого отходит бес.
Условия, при которых может
совершаться Крещение над каждым человеком – покаяние и вера. К Крещению
можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это
таинство понимается и как очищение от греха, и как взятие на себя креста
дальнейшей борьбы с грехом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Человек отрекается от
сатаны, объявляя ему войну, и соединяется со Христом, становясь членом
Церкви.
совершаться Крещение над каждым человеком – покаяние и вера. К Крещению
можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это
таинство понимается и как очищение от греха, и как взятие на себя креста
дальнейшей борьбы с грехом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Человек отрекается от
сатаны, объявляя ему войну, и соединяется со Христом, становясь членом
Церкви.
При крещении ребенка он становится
членом Церкви по воле взрослых, которые за него отрекаются от сатаны
(трижды плюют на него, повернувшись лицом к западу) и берут на себя
ответственность за воспитание чада в Истине, ограждая от греха. При
крещении взрослого человека это должно означать сознательную глубокую
перемену в его жизни, начало ее настоящего содержания, отвержение всего
предыдущего греха, лишение его влияния на новую жизнь через покаяние в
нем. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие
христианские добродетели. Иисус Христос призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Для
приходящих от жидов (отец которых – сатана, – Ин. 8:44) с древности в
Церкви был выработан особый чин крещения с особым покаянным отречением
от жидовско-сатанинских пут.
членом Церкви по воле взрослых, которые за него отрекаются от сатаны
(трижды плюют на него, повернувшись лицом к западу) и берут на себя
ответственность за воспитание чада в Истине, ограждая от греха. При
крещении взрослого человека это должно означать сознательную глубокую
перемену в его жизни, начало ее настоящего содержания, отвержение всего
предыдущего греха, лишение его влияния на новую жизнь через покаяние в
нем. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие
христианские добродетели. Иисус Христос призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Для
приходящих от жидов (отец которых – сатана, – Ин. 8:44) с древности в
Церкви был выработан особый чин крещения с особым покаянным отречением
от жидовско-сатанинских пут.
Но если нет веры, нет покаяния,
«если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения
сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», —
наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в
IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Так же и
иудей, принявший крещение, если он не забывает о гордыне своей
национальной еврейской «богоизбранности», не отвергается жидовских
обычаев, симпатизирует им, проявляет кровную солидарность с теми, кто
кричал при распятии Сына Божия: «Кровь Его на нас и детях наших!» (Мф.
27:25) – видимо, и для такого «новообращенного» «вода осталась водою».
Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться стать
новым. В напоминание о неразрывной связи крещения с покаянием накануне
праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост.
«если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения
сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», —
наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в
IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Так же и
иудей, принявший крещение, если он не забывает о гордыне своей
национальной еврейской «богоизбранности», не отвергается жидовских
обычаев, симпатизирует им, проявляет кровную солидарность с теми, кто
кричал при распятии Сына Божия: «Кровь Его на нас и детях наших!» (Мф.
27:25) – видимо, и для такого «новообращенного» «вода осталась водою».
Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться стать
новым. В напоминание о неразрывной связи крещения с покаянием накануне
праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост.
В день праздника и в день
Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. С глубокой
древности существует убеждение в освящении всей водной стихии на земле в
ночь на 6/19 января по православному календарю, поскольку Крещение
Христа освятило воды иорданские и через них всю водную стихию: «Пускай
радуется вся земля, пускай веселится небо, пускай взыграет весь мір,
реки пусть восплещут, источники и озера, бездны и моря пускай радуются
все вместе» (из богослужения предпразднества Богоявления).
Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. С глубокой
древности существует убеждение в освящении всей водной стихии на земле в
ночь на 6/19 января по православному календарю, поскольку Крещение
Христа освятило воды иорданские и через них всю водную стихию: «Пускай
радуется вся земля, пускай веселится небо, пускай взыграет весь мір,
реки пусть восплещут, источники и озера, бездны и моря пускай радуются
все вместе» (из богослужения предпразднества Богоявления).
Воды Иордана в этот день, как было
при крещении Христа, неожиданно текут вспять, как бы показывая
происходящую перемену в природе — это одно из регулярно повторяющихся
православных чудес. Как иорданские воды, символизирующие тяжесть греха,
очистились прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому,
безсмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, так
и все воды на земле очищаются до глубин и вновь делаются первичными
водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека,
приобщать его вечной жизни Царства Божия. Вот почему в церквях в этот
праздник освящают воду; предписаны уставом крестные ходы на «источники
водные».
при крещении Христа, неожиданно текут вспять, как бы показывая
происходящую перемену в природе — это одно из регулярно повторяющихся
православных чудес. Как иорданские воды, символизирующие тяжесть греха,
очистились прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому,
безсмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, так
и все воды на земле очищаются до глубин и вновь делаются первичными
водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека,
приобщать его вечной жизни Царства Божия. Вот почему в церквях в этот
праздник освящают воду; предписаны уставом крестные ходы на «источники
водные».
Крещенская вода является великой
святыней, которую благоговейно хранят дома в течение года. На протяжении
года и более вода не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо
благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая
вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее
зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом
количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет
нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же
молитвой.
святыней, которую благоговейно хранят дома в течение года. На протяжении
года и более вода не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо
благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая
вода обладает огромной целительной силой при болезни, но действие ее
зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом
количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа» для освящения души и тела. Крещенская вода отгоняет
нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же
молитвой.
М.В. Назаров https://rusidea.org/25011901