Москва, 17 сентября — Наша Держава (Василий Степанов). «Царь занимает высокое место в Церкви», — говорил святитель
Антоний IV, Патриарх Константинопольский. Епископ, являясь пастырем духовным,
пасет только словесное стадо Христово в своей епархии, размеры и границы
которой указывает Царь, и только в пределах духовного окормления. Вот слова
знаменитого канониста XII в. Вальсамона: «Слава Императора состоит в том, что
Они, подобно солнцу, освещают блеском Своего православия всю вселенную. Сила и
деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как
патриарх есть только духовный пастырь» .
Антоний IV, Патриарх Константинопольский. Епископ, являясь пастырем духовным,
пасет только словесное стадо Христово в своей епархии, размеры и границы
которой указывает Царь, и только в пределах духовного окормления. Вот слова
знаменитого канониста XII в. Вальсамона: «Слава Императора состоит в том, что
Они, подобно солнцу, освещают блеском Своего православия всю вселенную. Сила и
деятельность Императора простирается и на душу, и на тело подданных, тогда как
патриарх есть только духовный пастырь» .
Первым кого в новозаветной истории Господь избрал …сидеть на
престоле Царства Господня над Израилем (над земной Церковью) и быть носителем
имени Христа Господня, был языческий римский Император — Константин Великий.
Святой равноапостольный Император Константин «в Своей речи к отцам Никейского
Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни
Церкви, а себя — епископом в делах внешней Церковной жизни, и это так, несмотря
на то, что Император принял Святое Крещение, как уже отмечалось, незадолго до
Своей смерти.
престоле Царства Господня над Израилем (над земной Церковью) и быть носителем
имени Христа Господня, был языческий римский Император — Константин Великий.
Святой равноапостольный Император Константин «в Своей речи к отцам Никейского
Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни
Церкви, а себя — епископом в делах внешней Церковной жизни, и это так, несмотря
на то, что Император принял Святое Крещение, как уже отмечалось, незадолго до
Своей смерти.
Согласно 104-му правилу Карфагенского Собора: «Церковь…,
благочестною утробою Христу Их (Царей) родившая и крепостью веры воспитавшая»,
признает, что каждый «ПРАВЕДНЫЙ ЦАРЬ ИМЕЕТ СВЯТИТЕЛЬСКИЙ ЧИН» . «За исключением
только права совершать литургию и рукоположение, Император сосредоточивает в
себе все прочие преимущества епископов… Как Искупитель наш, помазанный Духом
Святым, есть верховный наш Первосвященник, так справедливость требует, чтобы и
Помазанник Божий Император наделен был благодатью первосвященства» , — писал
архиепископу Константину Кавасиле в XIII веке Болгарский архиепископ Димитрий
Хоматин.
благочестною утробою Христу Их (Царей) родившая и крепостью веры воспитавшая»,
признает, что каждый «ПРАВЕДНЫЙ ЦАРЬ ИМЕЕТ СВЯТИТЕЛЬСКИЙ ЧИН» . «За исключением
только права совершать литургию и рукоположение, Император сосредоточивает в
себе все прочие преимущества епископов… Как Искупитель наш, помазанный Духом
Святым, есть верховный наш Первосвященник, так справедливость требует, чтобы и
Помазанник Божий Император наделен был благодатью первосвященства» , — писал
архиепископу Константину Кавасиле в XIII веке Болгарский архиепископ Димитрий
Хоматин.
«Бог даровал Христианам два высших дара — священство и
Царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным» –
говорил преп. Феодор Студит.
Царство, посредством которых земные дела управляются подобно Небесным» –
говорил преп. Феодор Студит.
Однако властные полномочия Царя богоизбранного народа —
Богопомазанника существенно отличаются от Властных полномочий православного
Царя любого другого народа, ибо Богопомазанник возглавляет на земле как народ
Божий, Иакова, так и наследие Божие, Израиля (земную Церковь) (Пс. 77,71).
Богопомазанника существенно отличаются от Властных полномочий православного
Царя любого другого народа, ибо Богопомазанник возглавляет на земле как народ
Божий, Иакова, так и наследие Божие, Израиля (земную Церковь) (Пс. 77,71).
По этой причине за Богопомазанника молятся все православные
Христиане во всем мире, ибо молитва за Него есть самая ПЕРВАЯ и самая ГЛАВНАЯ
их ОБЯЗАННОСТЬ. Богопомазанник, Царь, будучи внешним епископом земной Церкви,
надзирает и за священством (Церковным устроением оберегая честь священства!), и
Царствует в Своем православном Царстве (мощью Государства ограждая Своих
подданных от расхищения и законами удерживая их от греха). Ибо пред Богом Он
отвечает и за народ Божий, Иакова, который Он ведет в Царство Небесное, и за
земную Церковь , которая предоставляет средства для этого шествия.
Христиане во всем мире, ибо молитва за Него есть самая ПЕРВАЯ и самая ГЛАВНАЯ
их ОБЯЗАННОСТЬ. Богопомазанник, Царь, будучи внешним епископом земной Церкви,
надзирает и за священством (Церковным устроением оберегая честь священства!), и
Царствует в Своем православном Царстве (мощью Государства ограждая Своих
подданных от расхищения и законами удерживая их от греха). Ибо пред Богом Он
отвечает и за народ Божий, Иакова, который Он ведет в Царство Небесное, и за
земную Церковь , которая предоставляет средства для этого шествия.
«Уже в деятельности первого Христианского Государя по
отношению к Церкви лежат зародыши идеи, которая фактически заявляет себя во
всех установлениях Его преемников и, наконец, выражается как определяющий
принцип в законодательстве Юстиниана: идеи, что существенная часть
Императорской Власти состоит в том, чтобы покровительствовать Церкви,
предохранять Церковную жизнь от расколов, развивать ее, со внешней стороны,
путем законодательства — на данном основании и приводить в гармонию с
Государственным порядком.
отношению к Церкви лежат зародыши идеи, которая фактически заявляет себя во
всех установлениях Его преемников и, наконец, выражается как определяющий
принцип в законодательстве Юстиниана: идеи, что существенная часть
Императорской Власти состоит в том, чтобы покровительствовать Церкви,
предохранять Церковную жизнь от расколов, развивать ее, со внешней стороны,
путем законодательства — на данном основании и приводить в гармонию с
Государственным порядком.
Еще обширнее была деятельность Императоров в области
Церковной дисциплины. Хотя и здесь признаны были основания; положенные в
Церковной традиции, но в тех случаях, когда нужно было, дать этим основаниям
дальнейшее развитие или ввести в общий закон уже определенное Церковью,
Императоры находили Себя вправе действовать НЕ ТОЛЬКО БЕЗ УЧАСТИЯ ИЕРАРХИИ
[СВЯЩЕНСТВА], НО И ПОБУЖДАТЬ ЕЕ К ПРИНЯТИЮ НОВЫХ УЗАКОНЕНИЙ.
Церковной дисциплины. Хотя и здесь признаны были основания; положенные в
Церковной традиции, но в тех случаях, когда нужно было, дать этим основаниям
дальнейшее развитие или ввести в общий закон уже определенное Церковью,
Императоры находили Себя вправе действовать НЕ ТОЛЬКО БЕЗ УЧАСТИЯ ИЕРАРХИИ
[СВЯЩЕНСТВА], НО И ПОБУЖДАТЬ ЕЕ К ПРИНЯТИЮ НОВЫХ УЗАКОНЕНИЙ.
При этом внутренняя, духовная сторона иерархической Власти,
конечно, оставалась неприкосновенной, и даже не подвергалось сомнению право
провинциальных соборов устанавливать себе новые каноны. Однако над ними стояла
воля Императора, от которого зависело — утверждать или отвергать соборные
определения, т.е. признавать или нет их равносильными Государственным законам и
этим решать судьбу дальнейшего их значения не только для Государственного, но и
для Церковного права. [Мы видим, что священство и миряне на соборах обладали и
обладают только совещательным правом голоса, могут только вырабатывать соборные
определения. А решающее (господское) право утверждать или отвергать эти
соборные определения во все времена принадлежало только Церковному чину Царя,
вселенскому Главе земной Церкви.] Далее, к правам величества [Богопомазанника] по Церковному управлению принадлежало право избирать и наименовывать высших
иерархических лиц, в особенности патриархов, право возводить простые
епископства в достоинство митрополий и решать споры между епископами и клиром».
( Курс Церковного Права. С. 330.).
конечно, оставалась неприкосновенной, и даже не подвергалось сомнению право
провинциальных соборов устанавливать себе новые каноны. Однако над ними стояла
воля Императора, от которого зависело — утверждать или отвергать соборные
определения, т.е. признавать или нет их равносильными Государственным законам и
этим решать судьбу дальнейшего их значения не только для Государственного, но и
для Церковного права. [Мы видим, что священство и миряне на соборах обладали и
обладают только совещательным правом голоса, могут только вырабатывать соборные
определения. А решающее (господское) право утверждать или отвергать эти
соборные определения во все времена принадлежало только Церковному чину Царя,
вселенскому Главе земной Церкви.] Далее, к правам величества [Богопомазанника] по Церковному управлению принадлежало право избирать и наименовывать высших
иерархических лиц, в особенности патриархов, право возводить простые
епископства в достоинство митрополий и решать споры между епископами и клиром».
( Курс Церковного Права. С. 330.).
Обращаем внимание, Богопомазанник обладает правом избирать
патриархов (то есть решать!), а патриарх в лучшем случае совершает Таинство
Венчание на Царство богоизбранного народа (служебная функция, а не
господская!). Так что, НЕ ЦАРЬ ПОЛУЧАЕТ ВЛАСТЬ ИЗ РУК ПАТРИАРХА, КАК ДУМАЮТ
ЕРЕТИКИ-ПАПИСТЫ, А ПАТРИАРХ ПОЛУЧАЕТ ТОЛЬКО ДУХОВНУЮ ВЛАСТЬ (И НЕ БОЛЕЕ ТОГО!)
ИЗ РУК ЦАРЯ!
патриархов (то есть решать!), а патриарх в лучшем случае совершает Таинство
Венчание на Царство богоизбранного народа (служебная функция, а не
господская!). Так что, НЕ ЦАРЬ ПОЛУЧАЕТ ВЛАСТЬ ИЗ РУК ПАТРИАРХА, КАК ДУМАЮТ
ЕРЕТИКИ-ПАПИСТЫ, А ПАТРИАРХ ПОЛУЧАЕТ ТОЛЬКО ДУХОВНУЮ ВЛАСТЬ (И НЕ БОЛЕЕ ТОГО!)
ИЗ РУК ЦАРЯ!
А вот слова знаменитого канониста XII в. Вальсамона:
«Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями в силу сообщаемого Им
помазания священным миром. Отсюда происходит ПРАВО БЛАГОВЕРНЫХ ИМПЕРАТОРОВ
ПОУЧАТЬ ХРИСТИАНСКИЙ НАРОД И, ПОДОБНО АРХИЕРЕЯМ, КАДИТЬ В ЦЕРКВИ.» (Курс
Церковного Права. Стр. 330-331).
«Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями в силу сообщаемого Им
помазания священным миром. Отсюда происходит ПРАВО БЛАГОВЕРНЫХ ИМПЕРАТОРОВ
ПОУЧАТЬ ХРИСТИАНСКИЙ НАРОД И, ПОДОБНО АРХИЕРЕЯМ, КАДИТЬ В ЦЕРКВИ.» (Курс
Церковного Права. Стр. 330-331).
Еще решительнее выражался в XIII в. архиепископ болгарский
Дмитрий Хоматин. На вопрос одного епископа об Императорском праве перемещения
епископов с кафедры на кафедру, он отвечал: «такое перемещение … весьма часто
совершается по повелению Императора, если того требует общее благо. Ибо
ИМПЕРАТОР, КОТОРЫЙ ЕСТЬ И НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРХОВНЫМ БЛЮСТИТЕЛЕМ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА,
СТОИТ ВЫШЕ СОБОРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ и сообщает им силу и действие. Он есть вождь
Церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведению священников;
Он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и
избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать епископские
кафедры и епископов в достоинство митрополий и митрополитов. Словом, за
исключением только права совершать литургию и рукоположение, Император
СОСРЕДОТОЧИВАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРОЧИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЕПИСКОПОВ, И ПОТОМУ ЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ИМЕЮТ СИЛУ КАНОНОВ. Помазанный Духом Святым, есть верховный наш Первосвященник,
так справедливость требует, чтобы и Помазанник Божий Император наделен
благодатью первосвященства».
Дмитрий Хоматин. На вопрос одного епископа об Императорском праве перемещения
епископов с кафедры на кафедру, он отвечал: «такое перемещение … весьма часто
совершается по повелению Императора, если того требует общее благо. Ибо
ИМПЕРАТОР, КОТОРЫЙ ЕСТЬ И НАЗЫВАЕТСЯ ВЕРХОВНЫМ БЛЮСТИТЕЛЕМ ЦЕРКОВНОГО ПОРЯДКА,
СТОИТ ВЫШЕ СОБОРНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ и сообщает им силу и действие. Он есть вождь
Церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведению священников;
Он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и
избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать епископские
кафедры и епископов в достоинство митрополий и митрополитов. Словом, за
исключением только права совершать литургию и рукоположение, Император
СОСРЕДОТОЧИВАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРОЧИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЕПИСКОПОВ, И ПОТОМУ ЕГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ИМЕЮТ СИЛУ КАНОНОВ. Помазанный Духом Святым, есть верховный наш Первосвященник,
так справедливость требует, чтобы и Помазанник Божий Император наделен
благодатью первосвященства».