Москва, 29 мая — Наша Держава. Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие — единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия — не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, т.к. Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без Него Россия — не Россия» (св. прав. Иоанн Кронштадтский); «Судьба Царя — судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а… не будет Царя — не будет и России… Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим» (преп. Анатолий Оптинский (Потапов)).
Но понимаем ли мы сегодня, исходя из собственного горького исторического опыта, глубинный смысл этих исполнившихся пророчеств? То, что в них — не красивые и пафосные метафоры, а та истина, забвение которой и вызвало Русскую трагедию в ХХ веке?
Несколько вопросов на эту тему мы задали другу нашего издания, известному деятелю монархического движения, писателю и поэту, донскому казаку Сергею Александровичу Матвееву.
– Сергей Александрович, нынешний год ознаменован двумя Царскими юбилеями: 150-летием со дня рождения и 100-летием со дня мученической кончины святого Царя Николая II. Как Вы пришли к почитанию Государя?
– Так получилось, что я, будучи лучшим горнистом в школе, 19 мая всегда участвовал в параде пионерской дружины. Тогда в эту дату праздновался день пионерии, и на марш выходили дружинники всех школ страны. Конечно, здесь просматривается некая каббалистическая затея новой власти — устроить в день рождения Русского Царя какое-то свое мероприятие. Чем была обусловлена именно эта дата? Ведь она не круглая — не 20-е, не 15-е число, ничем знаменательным она не отмечена… И вот, получается, я в течение семи лет каждый год, до тех пор, пока не достиг комсомольского возраста, в день рождения Государя трубил на весь школьный двор размером со стадион в хуторе Кресты, который в свое время Царица Екатерина определила для казаков, участвовавших в турецких войнах Георгиевскими кавалерами, что тоже символично…
Потом, помню, уже студентом поспорил со своей бабушкой по поводу Царя, называя его теми пропагандистскими словечками, которые внедрили большевики, и говоря, что лучший человек у нас — Ленин. А она, ничего не смея возразить, просто закрыла лицо платком и заплакала. Мне стало ее очень жалко, но тогда, в 70-м году, я еще ничего не понимал. В будущем именно бабушка привила мне любовь к своему государству, которое называлось Российская Империя, и ко всему, что имело отношение к Православному Царству. Она 30 лет пекла просфоры в храме, а ее отец 17 лет провел на Соловках только за то, что отказался снимать казачьи лампасы…
Вот так постепенно и сложилось мое отношение к Государю, произросло из устоев семейного рода, из того фундамента, которым я не могу пренебрегать.
– Историк и современный биограф Царя Мученика П.В. Мультатули в одной из своих книг пишет: «Трагедия Николая II заключалась в его Царском служении и верности этому служению». Что Вы об этом думаете? Насколько смысл служения и добровольной жертвы непонятого современниками Самодержца осознается сегодня, спустя век?
– Считаю, что и сейчас люди не понимают всей глубины личности этого человека — как в политическом, так и, главным образом, в духовном плане. У нынешних чиновников и депутатов, позиционирующих себя защитниками Русского мира, нет должного почитания святого Государя как главы Православного Царства. Однако «Россия не поднимется, пока не осознает, кем был наш Царь Николай», — это слова старца Николая Гурьянова и духовный смысл наставлений многих подвижников XX века.
Но небесная высота святого Царя Мученика непостижима и для многих, желающих его «оправдать», но не вмещающих его духовного значения для Империи и мира. Это, может быть, и добрые люди, но они мыслят и проповедуют в формате современных электронных устройств и не могут найти правильный подход для понимания и донесения того, что такое Русский Царь. А православных, крепких в вере, которые духовно видят Государя в его кристальной чистоте и хотят защитить, называют любителями конспирологии, навешивают им различные ярлыки в духе либерального вранья.
«Не так правил, не то делал, того не защитил, слабый, подкаблучник», — какой только мерзости о величайшей личности Царя Николая не услышишь! Но мы знаем: чем чище Божий человек, тем больше на него нападений со стороны бесовской нечисти. Вот и вокруг имени нашего Государя уже больше века вьются темные силы. Но именно святой Царь есть тот, кто может привести каждую Русскую душу к покаянию.
Думаю, если бы не чистота Государя и мученическая кончина через ритуальное убийство, эта святая жертва его, мы бы потеряли Россию окончательно. Росточки покаяния появляются при осознании того, что было утрачено, какой духовной мощи и крепости мы лишились — предстоятеля за весь Русский мир пред Престолом Божиим! Но полноты понимания нет до сих пор. Нет душевного, сердечного подхода; рассуждения касаются больше меркантильных — экономических, политических, еще каких-то областей. А ведь вопрос о Царе находится не в экономической плоскости, природные ресурсы — это лишь приманки, привлекательные для тиранов-захватчиков нашей Родины. Но цель сатанинских сил, которые посылают этих гитлеров и наполеонов, — разрушить прежде всего Русский православный дух. Это задача номер один! Для диавола и его слуг имели и имеют значение не богатства, а уничтожение христианского духа нашей огромной Империи. Вот на защите чего стоял Государь!
Промысл Божий, что Царь таким образом был воспитан, имел таких замечательных наставников, как наши Святые Отцы — Варнава Гефсиманский, Серафим Саровский… Ведь мы помним 1903 год, когда Государь показал своего настоящего учителя: с какой широтой, с какой радостью и любовью совершались торжества прославления старца. С какой глубокой верой Царь принимал все, даже самые трагические предсказания о себе, — воспринял до конца и был непреклонен до своего последнего вздоха.
Звери, которые растерзали Деток Царских, всю Семью, прекрасно понимали, что они делают. Думаю, не нужно сейчас никому доказывать, что казнь предстоятеля Святой Руси перед Престолом Божиим и всех его Чад имела сакральное значение. Казнили Русскую Семью. Это трагедия из трагедий. Сейчас пытаются перед Александром Моисеевичем Бородой, главой еврейских общин, оправдаться, что никакого ритуала якобы не было. Но сам факт этого убийства — уже страшнейший ритуал, не говоря о дальнейших издевательствах убийц над телами. Ритуал уже в том, что убит Русский Помазанник!
– Как, с какими мыслями и чувствами мы должны встречать юбилей Государя?
– Думаю, это день торжества со слезами на глазах. Скорбь и радость здесь нельзя разделить, они едины как выражения большой любви к Царю. Как сказано в Писании: если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна (ср.:1 Кор.15,14). Так и о Царе можно сказать: он, конечно, всей своей жизнью служил Воскресению Руси. И сейчас служит, пребывая в Царствии Небесном. И мы чествуем живого человека, потому что у Бога все живы.
Качествам личности Николая Александровича не устаешь удивляться! С высоты своих лет, а мне к 70 годам дело подходит, я могу дать все более объективную оценку тому, что накопил в себе Русский Царь — и как личность, и как государственный деятель, и как семьянин… Очевидно, что достичь подобных вершин крайне сложно — имея такую огромную власть, оставаться столь человечным, кротким, любящим… Мне самому приходилось быть федеральным чиновником, и я знаю, как власть меняет человека, как она корежит его душу и делает жестким, грубым и жестоким в некоторой степени для достижения успеха в управленческом труде. А тут человек владеет Империей, имеет безграничные возможности, золото, земли, человеческие ресурсы — невероятно! Поэтому когда говорят о якобы слабости Царя… Да это не слабость, а величайшая мощь! Стать жестоким тираном несравненно легче. А здесь мы видим, что Государь не озлобился в ответ на предательство, трусость и обман даже со стороны своих приближенных, в том числе из Царского Дома. Это колоссальная сила души!
– Возвращаясь к вопросу о понимании сути Царского подвига: верующие, конечно, рассматривают дело очищения имени Государя от клеветы как религиозный долг, благоговея перед его святостью. А вот для страны — почему сегодня это осознание имеет, как говорят святые, ключевое значение?
– Мы остаемся в сердцах своих все-таки подданными Российской Империи и видим, что прошли столетний испытательный срок и, несмотря ни на что, сохранили преданность Богу, Царю и Отечеству. Конечно, всенародная клятва 1613 года была нарушена нашими неразумными предками, которые участвовали в революционной вакханалии и убийстве Царской Семьи, осуществленной людьми очень умными, жестокими и циничными. Эти закулисные силы, в отличие от выкалывавших на себе красные звезды, серпы и молоты, отлично ведали, что творят… Но истина поругаема не бывает. Рано или поздно в сердцах большинства народа и наших правителей она прорастет. Думаю, что Божией милостью мы окончательно поймем, что было утрачено, и вернемся к своим устоям.
Но пока, к большому сожалению, государственные деятели не принимают никакого участия в праздновании дат, связанных со святой Царской Семьей. Безусловно, положительные изменения в стране есть, например, в военной сфере, но они сами по себе не могут иметь развития, если не будет воссоздано в полноте Православное Царство. Никакими сверхточными ракетами не обезпечить нашу победу, если она не будет ради Христа.
Постичь глубину всех нападений, их целей и смыслов, с чем России еще предстоит столкнуться, можно только понимая самую суть конфликта — Христа с антихристом. Только имея в виду, что все происходящее в политическом измерении имеет глубинную религиозную основу.
Вот к чему, на мой взгляд, мы не готовы — к возможному провоцированию конфликтов внутри страны. И 1917 год именно по этой причине был удачно использован злодейскими силами — потому, что огромная армия Империи отражала нападки внешнего противника, тогда как за ее спиной в это время разворачивались события, которые и сегодня пытается осуществить «пятая колонна». Надо бы понять, что главная опасность — от внутренних врагов. И что, повторюсь, претензии всего этого либерализма с западным миром во главе — только ко Христу. Это нам всем надо осознать — в первую очередь, конечно, нашему руководству, — все, что связано с подвигом Царя Мученика Николая II.
Беседовала Анастасия Державина
Другие материалы о перспективе восстановления Монархии в Державе Российской и Святых Царственных Мучениках можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ, АУДИО— и ВИДИОТЕКЕ