Москва, 28 апреля — Наша Держава. В Российской Федерации в очередной раз обострились разговоры о том, как нам похоронить Ленина.Тему начинают каждый раз, когда собираются учинить какую-нибудь гадость. Но такую сторону вопроса я обсуждать не буду за тривиальностью расклада. Однако для русских людей она представляет и свой отдельный интерес. О котором я и хочу поговорить.
Начнем с самой постановки вопроса. Если хоть чуть-чуть подумать, то получается, что в ней смешаны — намеренно, конечно — две совершенно разные проблемы. Первая: убрать Ленина (желательно вместе со всем кладбищем поганых уродов) с Красной площади. И вторая: хоронить упыря как человека, в русской земле.
Начнем с первой. Разумеется, в случае национальной революции — ибо нынешние власти будут держаться за любимого Ленина всеми присосками и педипальпами — Мавзолей должен быть разрушен. Полностью и целиком, вместе со всеми своими подземельями и прочей мерзостью, которую там понастроили красные. То же касается и кладбища. Все останки красной нечисти должны быть вынуты из земли, из кремлевской стены. Ни одна косточка не должна там оставаться. Даже не из принципа, а просто из соображений гигиены, социальной или психологической. Храм врага русского народа в центре древней русской столицы, знаете ли, нервирует. И к тому же возбуждает в других народах неправильные мысли. Если уж русские держат своего главного уничтожителя в таком почете — значит, с ними можно делать что угодно. Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
И совсем другое дело — похороны.
Начнем с относительно рационального. Захоронение — проявление уважения. Какого-никакого. Некоторые еще предлагают захоронить адский фекалоид с почестями, а то и по православному обряду. Ну, православные у нас бывают странные: некоторые и иконы Сталина у себя держат. Но, вообще-то, хоронить по православному обряду человека, больше всего на свете ненавидевшего русский народ и Бога (а я в юности читал сочинения Ильича и даже тогда был удивлен его дичайшей личной ненавистью именно к Богу — «Всякий боженька есть труположество» или — на страницах Гегеля — «Бога ему жалко! Сволочь идеалистическая»), хоронить по-христиански — какой-то совсем уж неприличный постмодернизм. Я понимаю, наша церковь и свинью с рогами отпоет, если начальство скажет. Но все-таки не надо такого, и пусть лучше начальство помолчит. К тому же мы говорим о временах, когда похоронить Ленина будет можно — то есть, повторимся, о национальной революции. А тогда, знаете ли, совсем даже другие будут расклады. В том числе и по церковной части. Более или менее нормальная человеческая церковь с такими предложениями будет просто посылать. «Анафему — можем, а так — нет».
Однако есть и более глубокий, так сказать, слой. Ведь если подумать, Ленин заслужил именно того, что имеет. Я бы даже сказал, что на нем сбылась — правда, посмертно — воля русского народа.
Все русские, кто не пошел в большевики — а те, кто пошел, русскими быть перестали по определению, — кляли поганого Ильича всеми возможными проклятиями. И прежде всего — самым что ни на есть исходным, основным, фундаментальным русским проклятьем: «Чтоб тебе ни дна, ни покрышки».
У нас сейчас те слова помнят немногие. И еще меньше понимают, что имеется в виду. Такое вообще касается многих русских понятий. Сейчас, когда говорят «Чтоб тебя подняло да раздернуло», мало кто представляет себе две согнутые березки и привязанного за ноги верещащего человечка, которого березки разорвут напополам. Так и здесь: мало кто понимает, что имеется в виду.
Самое простое значение проклятья — «Чтоб тебе умереть и быть зарытым без гроба». В общем-то, не так уж страшно, хотя и неприятно: без гроба зарывали только самоубийц. Был тут еще оттенок смерти без покаяния. Но и такое, знаете ли, случалось даже с самыми достойными людьми. Мало ли косточек в лесах белело.
Интересно, однако, что проклятье имеет продолжение: «Чтоб тебе ни дна, ни покрышки, ни дыху, ни передышки». Если подумать, что здесь имеется в виду, становится жутко: человеку желают, чтобы он не мог вздохнуть и чтобы такое состояние ни на миг не прекращалось. Имеется в виду пытка вечным удушьем.
В таком контексте фраза «Ни дна, ни покрышки» приобретает новый смысл. Речь идет о том, что не имеет ни начала, ни конца — то есть о мучениях вечных.
Тут могут подтянуться знатоки мифологии. Например, вспомнить китайскую гексаграмму 29 «си кань» (двойная бездна), которая считается одной из самых неблагоприятных, и т.п. Но, вообще-то, излишне. Смысл проклятия понятен — пожелание для мертвеца зависнуть между небом и землей, вечно терзаясь от удушья, а также от обитателей низших небес, то есть чертей, которые будут мучить такую душу вечно и от которых не защитит ни дно, ни покрышка.
Так вот, с Лениным ровно так и поступили. Я бы сказал, демократически — как люди просили.
Он не похоронен, лежит без гроба, и все могут убедиться, что нет ему, твари дьявола, ни дна, ни покрышки. Как желали того ему миллионы русских людей.
Кстати о дне. Заметим, что под ленинским саркофагом — пустота. Одни говорят, что там находится шахта, куда тело Ильича собирались сбросить в случае атомной войны. Другие — что там какой-то храм, где собираются адепты красной религии. Маяковский вот написал же «Я себя под Лениным чищу» — а ведь вполне могли устроить под саркофагом какое-нибудь чистилище…
Ленина земля не принимает. Ну вот такой факт.
Константин Крылов