Москва, 5 сентября — Наша Держава (Анна Кукарцева). Мы периодически рассказываем вам, дорогие читатели, о различных мошенничествах в медицине. Прокомментировать их мы попросили замруководителя формулярного комитета РАМН, профессора Павла Воробьева:
«Проблема жульничества в медицине остра и многогранна. Она начинается с мошенничества отдельных граждан или граждан, сбившихся в небольшие, но активные преступные группировки. А заканчивается на уровне крупных транснациональных компаний и даже государств и их лидеров.
Истории первого порядка обычно широко освещаются в прессе: обманули старушку с БАДОМ, отняли последние гробовые. Примеров тому – несть числа. Звонят и рассказывают о страшном раке, разъедающем мозг, даже консультируют у сотрудника Минздрава, переключая сразу на него телефон. Пожилой человек в панике теряет всякое ощущение реальности. Под сурдинку можно отбирать деньги, квартиру, а при необходимости – жизнь. Классические примеры зомбирования.
Год назад я сам оказался невольно вовлеченным в похожую историю: в Оренбурге, якобы от моего имени что-то продавали. Узнал об этом случайно – круг замкнулся, но к тому времени «мои» телефоны уже не отвечали. Поставить известное имя мошенники любят – успех продаж обеспечен на несколько недель. А там – новый товар, новые номера колл-центра. Раньше были популярны ссылки на «закрытые рассекреченные военные разработки», на «применение в Кремле для вождей» и т.д.
Не только БАДы и неэффективные лекарства навязывают доверчивым больным. Вот аппарат Алмаг, с помощью которого якобы лечат суставы. Мы провели — по просьбе производителя — исследования высокого уровня, когда ни врач, ни пациент не знал – на каком аппарате ему выполнялись услуги: на работающем или на бутафорском, который жужжит и мигает, но никакого действия не оказывает вообще. Оказалось, что эффекта нет. Что-то, какие-то симптомы немного менялись, но в пределах погрешностей. Такой результат описывается, как неуверенность в эффективности. Однако производитель рекламирует прибор как ни в чем не бывало, и на наши попытки его одернуть пригрозил судом. Против фактов не попрешь: нами не получен озвучиваемы положительный эффект. Однако продажи прибора растут.
Примером крупномасштабного мошенничества на государственном и даже – межгосударственном уровне следует признать все «страшные» инфекции последних лет: птичий грипп, атипичную пневмонию, свиной грипп, африканскую чуму у свиней. Возбудитель болезни есть, есть и болезнь, но ее значение, мягко говоря, преувеличено для обоснования миллиардных трат бюджетных и пациентских денег. Сейчас нас готовят к новым потрясениям, забыв, что за старые неплохо было бы ответить: на что потрачены миллиарды рублей – на неработающий арбидол, бесконечные прививки и противоэпидемические мероприятия.
Даже президент страны знает название препарата и вопрошает о нем демонстративно при картинном посещении аптеки. А ведь слово Президента стоит дорого. Но здесь стоят такие материальные интересы, таких лиц – что тема эта почти не обсуждается, а если кто и подымает голос – его быстро одергивают, признавая невеждой. Так проще. Мол, городской сумасшедший, что с него взять.
На самом деле основная проблема – в дезорганизации нашего здравоохранения, в его нацеленности на извлечение прибыли. Так, в мире регистрация и контроль лекарств, БАД, изделий медицинского назначения и продуктов питания происходит централизовано: в США в Инспекции по контролю за лекарствами и продуктами питания, в Европе – в соответствующем международном органе.
У нас – регистрацией лекарств занимается Минздрав, контролем – Росздравнадзор, изделия медицинской техники полностью за Росздравнадзором, а БАДы, почему-то приравненные к продуктам питания – за Роспотребнадзором. Продукты питания же не сертифицируются, а их контроль свелся практически к отдельным ярким политическим акциям, когда надо показать Кузькину мать Грузии, Украине, Белоруси или той-же Америке или к получению взяток на рынках.
В финансовом угаре все стараются урвать свой кусок любой ценой. Пациент, в результате, остается один на один с мошенниками разного уровня, масштаба и квалификации. Такое положение вещей – нетерпимо, но исправить его можно только разнонаправленными системными методами, одних «запретов на рекламу» и призывов к совести не достаточно».