Москва, 6 апреля — Наша Держава. Почти
все народы находятся в состоянии постоянного контакта. Из-за этих
соприкосновений рождаются феномены культуры, особые, неповторимые, яркие
традиции, меняется внешний вид людей. Корнями эти связи уходят так
глубоко, что проникают в самое сердце народов – в их родные языки,
причем это касается не только лексики, но даже и произношения.
История появления «аканья»
На
самом деле «акают» не только одни москвичи, а почти все восточные
славяне. В московском говоре эта черта просто имеет очень выраженный,
подчеркнуто акцентированный характер.
Не
поддается сомнению также тот факт, что «аканье» несет исключительно
приобретенный характер. Достоверно известно, что славянские народы
древности были исключительно «окающими». Это становится очевидным, если
присмотреться к языкам западных славян. Так вышло, что некоторые
западные славянские языки как бы «замерли» во времени и своим звучанием
отсылают нас ко временам глубокой древности. Это связано с тем, что на
протяжении веков этими людьми правили иностранцы, и почти все городское
население говорило на наречиях заграничных хозяев этих стран. Такая
судьба, например, ждала чешский: долгое время он был языком бытового
общения деревенских жителей, поэтому почти не поменялся со средних
веков.
Широкое
же распространение характерного для восточных славян «аканья» возникает
относительно поздно – ориентировочно в Позднем Средневековье. Причины
этого явления необходимо искать в культурной роли центра, т.е. в
какой-то момент такая фонетическая система укоренилась в Москве, а потом
от столицы разошлась по периферии. Минуя, впрочем, удаленные уголки
Русского царства: регионы крайнего севера, бассейна Белого моря и,
частично, Урала.
Помимо
этого – следы широкого распространения «оканья» накрепко осели в
русской орфографии. Мы пишем «вода», хотя произносим это слово, четко
проговаривая вместо «о» гласную «а». Это тоже косвенно указывает на
позднее появление «акающей» нормы произношения. Нельзя исключать, что
если бы история повернула свой ход в чуть иное русло, и Россию объединил
бы Великий Новгород, то мы бы считали нормой «окающее» произношение, а
«аканье» было бы уделом деревенских жителей медвежьих углов Тверской
области.
В ученом сообществе существует несколько основных точек зрения, отвечающих на вопрос о происхождении «аканья».
Субстратная точка зрения
Хорошо
известно, что ко времени прихода восточнославянских племен на
территорию современной Центральной России на этих землях издавна жили
совсем другие люди, которые были частью поглощены, а частью вытеснены
будущими русскими со своих земель. В науке этнографии такие народности
принято называть единым термином – «субстрат».
И
есть точка зрения, что «аканье» — это гулкое эхо, последний отголосок
завоеванных славянами древности народов. Судя по данным археологии, а
также по специфическим названиям рек и озер (эта часть лексики наиболее
статична и почти никогда не меняется), ранее территорию Центральной
России занимали финно-угорские племена, родственные современной мордве.
Эта
гипотеза находит свое подтверждение в том, что место первоначальной
локализации «акающих» говоров и ареал расселения древних финно-угров
совпадают, помимо этого – в языках современной мордвы действительно
существует некий аналог нашего «аканья». Впрочем, возникает вопрос:
отчего же «акающий» говор возникает только на излете Средних веков, а не
появляется в скорейшем времени после становления Руси?
Давление степи
Редко
какой малоизученный вопрос в этнографии русских не связывают с влиянием
древних кочевников. Тема формирования «акающего» произношения в этом
отношении не служит исключением.
Если
вдуматься, то это в какой-то мере закономерно. По-настоящему сложно
переоценить то влияние, которое когда-то оказали на русских кочевые
племена Причерноморья. Известно, например, что в наследство от скифов в
ряде русских говоров осталось характерное «гэкающее» произношение
согласного звука «г». Есть основания предполагать, что примерно таким же
путем в русский язык проникло и «аканье». И возникло оно в результате
попыток древних тюрков говорить по-русски, т.е. из-за языковых
особенностей им с трудом удавалось четко произносить древнеславянский
«окающий» говор, и они разговаривали с сильным акцентом. И, согласно
этой концепции, акцентное произношение тюрками этого звука и стало
предтечей современного «аканья». Этой точки зрения придерживается немало
виднейших филологов современности, но есть у нее и ряд очевидно слабых
мест: непонятно, почему же «аканье» возникло именно в центральной
России, а не на юге, в тех местностях, где контакт русских и тюрков был
наиболее плотным?
Внутренние причины
Наиболее
распространенной является точка зрения, согласно которой «аканье»
родилось непосредственно среди русских по внутренним языковым причинам.
Это связывают с увеличением роли ударения в устной речи. Ранее
противопоставление ударных и безударных слогов не несло такого
колоссального значения, какое оно имеет сегодня.
И,
когда на ударный слог стал выпадать больший интонационный акцент, то
пропала необходимость четко выговаривать остальные гласные звуки.
Артикуляция (или, говоря простым языком, произношение) стала мягче и
звук «о» постепенно сместился в сторону менее энергозатратного в плане
выговаривания звука «а». Согласно этой гипотезе «родиной» такого
произношения стала не Москва, а другая центральнорусская область –
Рязань, а победный путь «акающего» выговора от Рязани до Москвы занял
почти два века.
И
уже после того, как такое произношение укоренилось в столице, оно со
временем распространилось на все регионы нашей необъятной страны.