Москва, 1 апреля — Наша Держава. Это
странно, поскольку Господь не велел разводам быть, кроме одной только
причины — прелюбодеяния — нераскаянной измены одного из супругов. И тем
не менее разводов чуть ли не больше, чем новых браков. Это значит, что
семьи умирают не успев родиться. Супруги еще могут родить детей, а семью
уже не сохранить — это одно из печальных последствий развала семьи.
Жениться или не жениться
Но
надо сказать, что и сами апостолы, услышав от Господа заповедь «не
оставлять жены своей», даже если она надоест — удивились строгости
такой, и единодушно воскликнули: «Лучше тогда вообще не жениться!».
Апостолы предвидели в человеческой природе, в данном случае речь идет о
мужской природе, некоторую склонность к тому, чтобы на определенном
этапе завершить одни супружеские отношения, дабы перейти к другим или
остаться вовсе без них.
Господь
совершенно опроверг их опасения сказав, что вовсе остаться без жены —
дело благословенное, если ты еще не брал на себя эти обязанности
супружеские, но не у всех есть на монашескую девственную жизнь
необходимая решимость. Те, кто имеют произволение хранить себя чистоте
ради совершенного служения Богу, те являются избранниками для особого
безбрачного жизненного пути. А супругам надлежит не оставлять друг
друга, если только не умрет половина, либо физической смертью, либо
смертью духовной.
Супружеский крест
К
духовной смерти относятся как раз: прелюбодеяние, супружеская измена,
сумасшествие разных видов, присоединение к демоническим культам, сектам,
отпадение от веры. В этом случае, оставшись в одиночестве в связи с
духовной и телесной смертью своей половины, человек не виновен в том,
что приходится ему искать другого спутника жизни или спутницу.
И
церковь снисходит к человеческой ограниченности, к природе его немощи и
благословляет 2-й брак, в крайнем случае 3-й брак, но не в том случае,
если человеку надоело (одной или другой стороне), неохота нести
супружеский крест, или какая-то иная страсть, или увлечение другой
(другим), становятся причиной пренебрежения своими супружескими
обязанностями, своим супружеским крестом, своим делом спасительным по
жизни взятом на рамена.
Вероятно,
многие скажут, что причиной здесь является «нелюбовь». Скажут, что была
любовь и были вместе, а вот оскудение любви неизбежно ведет к тому, что
человеку для полноты бытия требуется что-то на стороне, что-то иное —
оттого и появляются взаимные претензии, нетерпимость, упреки, измены,
обман и агрессия.
Жертвенное служение
И
согласимся мы, что справедливо поступил Моисей во времена древние,
разрешив иудеям, в случае неприязни к своей жене давать ей письмо, книгу
распустную подтверждающую ее освобождение от брака, и отпускать ее на
свободу для того, чтобы чего худшего с ней не учинилось из-за
нетерпимости и нежелания быть с ней.
Выходит,
что проблема распада семей не в системе отношений, а во внутренней
жизни каждого из тех, кто в результате принимает решение променять
существующую семью на что-то другое. Именно недостаток готовности к
жертвенному служению, недостаток покаянного чувства в собственном
сердце, другими словами, оскудение христианских добродетелей, делает
брак неустойчивым.
Молодежь
сейчас не очень доверяет, как и всегда бывало свойственно молодежи,
словам взрослых увещевающих их избирать себе спутника жизни, спутницу
жизни «не на хороводе, а в огороде», не по внешнему пристрастию, не по
эмоциям чувственным определять свое призвание к единству семейному, а по
единству ценностей, единству веры, единству направления жизни, единству
целей и единству, которое зиждилось бы на вере во Христа, на любви к
Церкви, на трудах по преодолению своих страстей благодатию Божией
действующей в таинствах Матери-Церкви.
Невозможное людям — возможно Богу!
Можно
сделать краткий вывод: не церковность является причиной распада многих
семей. Тем болезненнее, когда этот распад касается семьи освещенной
подлинно и сочетавшейся благословенными узами церковного брака. Но не
секрет, что призвать на главы свои и на души свои благодать венчания не
трудно, а вот исполнять его обеты, обеты венчания «о жертвенной любви»
друг ко другу — это требует уже не человеческих только, но божественных
сил, божественной помощи.
Потому
и говорит Господь недоумевающим апостолам: «Невозможное людям —
возможно Богу!». И в отношении богатства, с которым трудно спастись, и в
отношении супружеского пути, который нелегок, но потому и спасителен.
Невозможное человекам, кажущееся невозможным, на самом деле возможно
там, где помогает Господь, там, где Он призывается, там, где Он
возвращает в души мир, милость к ближнему, долготерпение, там, где Он
сообщает не только способности потерпеть ограниченность ближнего, но и
горячую решимость послужить ему ради Господа, ради семьи своей, ради
деток и их воспитания до полного самозабвения жертвенно.
Если
бы молодые люди сегодня воспитывались в большей степени с этими
ориентирами жертвенной любви креста христианского, который надлежит по
жизни с достоинством пронести, тогда думается и семьи были бы крепки, и
печальная статистика разводов не была бы такая угрожающая.
Спаси нас всех Господь!