Москва, 14 марта — Наша Держава (Кирилл Царегородцев). Интересные наблюдения сделали историки и искусствоведы, которые в силу своего профессионального интереса изучали древние иконы и фрески, печати и гербы.Очень важен тот факт, что их в пристрастном отношении к изображению Царей-Богопомазанников или просто князей упрекнуть нельзя: из контекста видно их неправославное мировоззрение, а уж тем более пиетета перед Царями у них не наблюдается, ибо эти ученые мужи являются продуктом образования и воспитания безбожного советского периода истории нашего Отечества. Так вот авторский коллектив кандидатов и доктора исторических наук, один из них руководитель Государственной геральдики при президенте Российской Федерации, констатирует, что «на печатях палеологовского времени (1261-1453 года) образ Императоров изображается, иногда с нимбом, а со времен первого Императора из династии Палеологов Михаила VIII — с благословляющей с небес рукой». (Герб и флаг России. X-XX века. М. Юрид. лит. 1997. С. 133).
Образ Святого князя ступень за ступенью формирует и Степенная книга. Идеальный правитель — это тот, кто как Государственный муж «благоразумным велемудрием преудобен, во бранех же храбр и мужествен… вся православные догматы по Бозе трудолюбно утверждая… на Святость и на украшение Богом дарованные им державы», а в личной жизни «сам тщашеся угодная Богу сотворити», «многие Святыя церкви поставляя и честная монастыри устрояя», так что через личный подвиг князя «вера Христианская… сугубо распространяшеся». Именно верность Православию является главным основанием для прославления Государя как Святого , а из Русских князей никто никогда «ни смутися… ни соблазнися о истинном законе Христианском» поэтому многие из князей «аще и не празднуеми торжественно и не явлены суть, но обаче Святы суть» — так Степенная книга объясняет то обстоятельство, что даже не канонизированных официально Церковью князей сочли возможным представить в росписи собора. Степенная книга и образы Архангельского собора формируют представление об идеальном правителе из рода праведных, который и после смерти продолжает оказывать помощь потомкам, ограждая их Небесным заступничеством. Центральная идея эпохи — прославление Православия через Святость Государей…»
Нимб вокруг головы Царя [Иоанна Васильевича Грозного на фреске в Грановитой палате так же не может считаться поздней «фантазией» палехских мастеров. Например, в Архангельском соборе Московского Кремля все портреты князей из династии Рюриковичей написаны с нимбами вокруг головы, несмотря на то, что никто из них (кроме Святого Благоверного Князя Александра Невского) не был канонизирован Церковью ко времени создания росписи. В то же время, портреты Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, стоявшие в Архангельском соборе вплоть до 30-х гг. XIX века, были написаны без нимбов. Это свидетельствует о том, что нимбы на изображениях династии Рюриковичей не могли быть дописаны во время реставрации росписи в 1652-1666 гг., так как тогда, скорее всего, нимбы появились бы и на изображениях первых Царей из династии Романовых. Этого не случилось, но мастера, возобновлявшие росписи, сохранили нимбы в портретах Рюриковичей .
Тем более, ни у кого из иконописцев XIX века не могла возникнуть мысль о написании изображения Государя Иоанна IV с нимбом. Для этого был необходим или приказ Императора, или наличие древнего образца, подлежащего возобновлению. Ибо, к сожалению, Русский Народ все более и более (в своей основной массе) терял способность быть благодарным своим усопшим защитникам — Князьям и Царям. Потому-то к тому времени в России имело место хождение басен и клевет на Царя Иоанна Грозного, которые распространялись потомками врагов Бога, Царя и Отечества, от которых-то и очищал Землю Русскую Святой Христолюбивый Царь Иоанн, грозный к этим самым врагам.
Изображение нимба на фреске Иоанна Грозного из Грановитой палаты, как и изображения нимбов на Княжеских портретах из Архангельского собора, были именно признаком Святости за «отречение от личной жизни во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития несмотря на то, что далеко не все из представленных на фресках Князей были канонизированы. То есть Церковное почитание этих угодников Божиих было распространено не во всех землях Российского Царства. Изображенные с нимбом князья относились к разряду почитаемых усопших, или Святопочивших, местночтимых в столице их княжества.