Москва, 9 января — Наша Держава (Сергей Львов). Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за
снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих, правил валютного
обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран
СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое
больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более
чем в 3 раза.
В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а
субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская
молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом. «Очень высока
закредитованность производителей молока. Отсюда и высокая стоимость молока и,
как следствие, высокая стоимость отечественной продукции, которая не выдерживает
конкуренции со стороны Украины, Белоруссии, а зачастую и дальнего зарубежья. К
концу 3-го года пребывания в ВТО объемы импорта будут значительно больше, объемы
собственного производства уже заметно сократятся», — считает руководитель
аналитического центра «Союзмолоко» Татьяна Рыбалова. Еще одной жертвой ВТО стало
российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в
ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового
года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за
килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году
нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли
означает неизбежное снижение цен, так как под конец года свинина уже начала
дешеветь примерно на полпроцента в месяц. Но руководитель исполкома Национальной
мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что гибель отечественного животноводства
впоследствии все равно ударит по кошелькам россиян: «Каждое новое рабочее место
в животноводстве стимулирует создание от 6 до 8 рабочих мест в других отраслях
промышленности и сельского хозяйства. Поэтому мне кажется, задачи, чтобы цены
были низкие, не должно быть. Задача должна быть, чтобы наши доходы были высокие
и стабильные, чтобы у нас были рабочие места. А если у нас все будет дешево, но
из-за границы, то у нас не будет рабочих мест. Кто будет покупать и на какие
деньги?» Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят
эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который
компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был
зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям
удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с
импорта не решает главной проблемы — низкого качества российских автомобилей.
«Единственное, что может спасти, — это внедрение новых технологий, покупки новых
технологий. Даже рынок вторичных автомобилей все равно выигрывает по количеству
и качеству, чем новые автомобили российских производителей», — говорит
независимый аналитик Роберт Краснов. По уровню протекционизма в последние годы
Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты
предсказывают, что со вступлением в ВТО отечественный рынок станет более
открытым. В свою очередь другие страны тоже будут вынуждены снимать барьеры.
Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73
заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.