Нью-Йорк-Москва, 22 июля – Наша Держава. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, Митрополит Восточно-Американский и
Нью-Йоркский Иларион издал Послание по случаю 100-летия мученической
кончины святых и благоверных Царственных Мучеников-страстотерпцев.
Нью-Йоркский Иларион издал Послание по случаю 100-летия мученической
кончины святых и благоверных Царственных Мучеников-страстотерпцев.
В документе говорится:
ХХ век явился тяжелым временем для православных на территории
Российской Империи, ставшей СССР после великой войны, октябрьского
переворота и гражданской войны. Но чем больше Церковь подвергалась
гонениям, тем ярче вспыхивали светильники веры и благочестия в земле
Русской. От Государя и близких ему по духу членов Царской фамилии, от
архипастырей до рядовых иноков, священников, диаконов и мирян собралась
невероятно сильная духовная рать Церкви воинствующей. К 1918 году в
Церкви Русской явилось два рода подвига – мученический и
исповеднический. Слава Богу, сегодня мы видим, как кровь
многомиллионного сонма новомучеников и исповедников, обагрив Русскую
землю, стала спасительным семенем духовного возрождения нашего народа, в
Отечестве и рассеянии сущего.
Российской Империи, ставшей СССР после великой войны, октябрьского
переворота и гражданской войны. Но чем больше Церковь подвергалась
гонениям, тем ярче вспыхивали светильники веры и благочестия в земле
Русской. От Государя и близких ему по духу членов Царской фамилии, от
архипастырей до рядовых иноков, священников, диаконов и мирян собралась
невероятно сильная духовная рать Церкви воинствующей. К 1918 году в
Церкви Русской явилось два рода подвига – мученический и
исповеднический. Слава Богу, сегодня мы видим, как кровь
многомиллионного сонма новомучеников и исповедников, обагрив Русскую
землю, стала спасительным семенем духовного возрождения нашего народа, в
Отечестве и рассеянии сущего.
За годы своего служения Церкви мне приходилось встречать в странах
Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии различных
людей, уподобившихся в своей жизни архимандриту Николаю (Гиббсу),
англичанину-бывшему воспитателю Наследника Цесаревича Алексия
Николаевича. Видя в Царской Семье глубокое благочестие, высокое
благородство и примеры духовности, он постепенно утверждался в
Православии. Когда началась мировая война, он стал свидетелем идеальных
примеров милосердия и сострадания той же Царской Семьи к воинам и
ближним. После революции, свержения и небывалого поругания Государя и
всей Царской Семьи он, иностранец, сопровождал их в Тобольск, но до
Екатеринбурга не был допущен. В 1934 г. в далеком Харбине Алексей Гиббс
принял монашество от рук приснопамятного Камчатского
миссионера-архиепископа Нестора (Анисимова) с именем Николай, в честь
святителя и чудотворца Николая и в память Царя-мученика. И ныне многие
американцы, немцы, французы, автралийцы и граждане других стран приходят
к священному порогу Христовой Церкви, как и некогда архимандрит
Николай, после ознакомления с дивным примером веры, терпения, смирения и
безропотного несения страданий Царя-мученика Николая и всей его Семьи,
сопоставив их с примерами мучеников древней Церкви. Слава Богу, и в
нашем народе многие воодушевились тем, как благоверные Царственные
страстотерпцы спокойно встретили заключение, ссылку, страдания и смерть.
Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии различных
людей, уподобившихся в своей жизни архимандриту Николаю (Гиббсу),
англичанину-бывшему воспитателю Наследника Цесаревича Алексия
Николаевича. Видя в Царской Семье глубокое благочестие, высокое
благородство и примеры духовности, он постепенно утверждался в
Православии. Когда началась мировая война, он стал свидетелем идеальных
примеров милосердия и сострадания той же Царской Семьи к воинам и
ближним. После революции, свержения и небывалого поругания Государя и
всей Царской Семьи он, иностранец, сопровождал их в Тобольск, но до
Екатеринбурга не был допущен. В 1934 г. в далеком Харбине Алексей Гиббс
принял монашество от рук приснопамятного Камчатского
миссионера-архиепископа Нестора (Анисимова) с именем Николай, в честь
святителя и чудотворца Николая и в память Царя-мученика. И ныне многие
американцы, немцы, французы, автралийцы и граждане других стран приходят
к священному порогу Христовой Церкви, как и некогда архимандрит
Николай, после ознакомления с дивным примером веры, терпения, смирения и
безропотного несения страданий Царя-мученика Николая и всей его Семьи,
сопоставив их с примерами мучеников древней Церкви. Слава Богу, и в
нашем народе многие воодушевились тем, как благоверные Царственные
страстотерпцы спокойно встретили заключение, ссылку, страдания и смерть.
Невольно вспоминаются подвиги и других мучеников, принявших
страдания за Христа 100 лет тому назад: святителей Владимира,
митрополита Киевского, чья нетленная десница, сложенная на
архипастырское благословение, продолжает осенять и своих убийц, и всех
нас, молящихся ему; Андроника, архиепископа Пермского, помощника в свое
время равноапостольного святителя Николая Японского и ученика собирателя
Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого); Василия,
архиепископа Черниговского, направленного в Пермь в качестве главы
комиссии Всероссийского Поместного Собора для расследования убийства
архиепископа Андроника и удостоенного в этом городе мученического венца
вместе с другими членами этой комиссии. Почти в это же время от рук
большевиков погиб преподобномученик Варлаам, архимандрит и настоятель
Белогорского монастыря Пермской епархии, пользовавшегося особым
вниманием и благоволением преподобномученицы великой княгини Елизаветы
Феодоровны и праведного Иоанна Кронштадтского. По милости Божией игумен
Серафим (Кузнецов), бывший скитоначальник этой обители, как и некоторые
другие из монашеской братии, был избавлен от ареста и расстрела. Отец
Серафим потом много потрудился при перенесении мощей Алапаевских
мучеников: сначала великих князей в Пекин, а потом и преподобномучениц
великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары на Святую Землю,
где и он сам нашел место упокоения.
страдания за Христа 100 лет тому назад: святителей Владимира,
митрополита Киевского, чья нетленная десница, сложенная на
архипастырское благословение, продолжает осенять и своих убийц, и всех
нас, молящихся ему; Андроника, архиепископа Пермского, помощника в свое
время равноапостольного святителя Николая Японского и ученика собирателя
Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого); Василия,
архиепископа Черниговского, направленного в Пермь в качестве главы
комиссии Всероссийского Поместного Собора для расследования убийства
архиепископа Андроника и удостоенного в этом городе мученического венца
вместе с другими членами этой комиссии. Почти в это же время от рук
большевиков погиб преподобномученик Варлаам, архимандрит и настоятель
Белогорского монастыря Пермской епархии, пользовавшегося особым
вниманием и благоволением преподобномученицы великой княгини Елизаветы
Феодоровны и праведного Иоанна Кронштадтского. По милости Божией игумен
Серафим (Кузнецов), бывший скитоначальник этой обители, как и некоторые
другие из монашеской братии, был избавлен от ареста и расстрела. Отец
Серафим потом много потрудился при перенесении мощей Алапаевских
мучеников: сначала великих князей в Пекин, а потом и преподобномучениц
великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары на Святую Землю,
где и он сам нашел место упокоения.
Новомученики и исповедники Церкви Русской являются нашей надеждой
на милость Божию. Это наши предки, наши корни, которые питают нас
благодатью Божией: без молитвенной связи с ними, без сохранения памяти о
них и активного стремления к подражанию в своей жизни их вере и
терпению, у нас нет будущего. Поэтому, заинтересуемся своей богатейшей
историей, будем с любовью изучать жизнь, страдания и наследие святых
новомучеников и исповедников и молитвенно обращаться к ним, дабы, как
поется в праздничном кондаке: «егда найдет на ны испытания час, мужества
дар Божий восприимем». Аминь.
С любовью о Господе,
ИЛАРИОН,
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ