Москва, 28 мая — Наша Держава. Редакция НД предлагает Вашему вниманию Слово
Митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и
Финляндского Никанора в день восшествия на Престол Государя Императора
Николая Павловича, произнесенное 20 ноября 1835 года. Текст печатается в
сокращении, но из речи владыки Никанора взяты именнно те изречения,
которые, хотя и были написаны более полутораста лет назад, звучат очень
актуально и в наши дни.
«Были люди, есть, к сожалению, и ныне, которые стараются представить Царскую власть стоящею как бы на шатком основании.
Одни утверждают, что происхождение Царской власти скрывается во
взаимном согласии членов какого-нибудь гражданского общества; другие
говорят, что Царская власть появилась на свете от насилия и преобладания
какого-либо властолюбца. Жалкие, неужели при здравом естественном
разуме, по одному наблюдению за происхождением гражданских обществ не
могут они приметить, что начало Царской власти лежит в естественной
власти отца над семейством, родоначальника над племенем? Что есть
государство, как не развитое до необъятного множества членов семейство, и
что такое семейство, как не отеческая власть? Что такое отеческая
власть, как не господство? Царь есть отец всего народа. Откуда же
происходит власть Царская? Очевидно из власти отца: ибо отец бытием
своим предваряет бытие Царя. Но кто дал власть отцу над семейством? Кто
внушил семействам совокупиться в одно общество и жертвовать своими
выгодами для блага общего? Кто побудил отцов семейств перенесть частные и
важнейшие свои преимущества на одно лицо Монарха, и Монарха составить в
одном роде преемственную линию воцарения? Природа, нужда, порядок? Но
Творец природы со всеми ее потребностями и стремлениями, но учредитель
всякого порядка в мире, есть Господь. Следственно, как власть отца над
семейством, так и власть Царя над народом — от Бога. И подлинно, несть
власть, — говорит Апостол, — аще не от Бога; сущия же власти от Бога
учинены суть (Рим. 12, 1)…
Какое же намерение в учреждении державной Власти? Намерение то, чтобы
Царь в отношении к Богу был Его слугою в устроении общего блага народов,
временного и вечного, а по отношению к великому семейству, именуемому
государством, был его отцом. В первом случае Он, что внушает Ему
Господь, передает народу в законах и постановлениях, а во втором —
приемлет прошения от народа и удовлетворяет требованиям нужды и
справедливости. Скажем более: Царь поставляется для того, чтобы
представлять на земле образ Царя Небесного…
Посмотрим на тот народ, который не хочет знать никакой над собой власти,
кроме лжеименного разума: есть ли какая подчиненность, порядок и
устройство? Нижние чины повелевают, как вожди; поселяне судят о
политических делах, как министры; ремесленники и художники учат, как
философы; благородные думают быть царями, как наследники престола. И что
же выходит из сих мнимых вождей, политиков, философов, наследников?
Толпа мятежников, грабителей. Но Господь поругаем не бывает; рано или
поздно Он отомстит противникам Своей воли и накажет преступников…
Цари, по намерению Божию, сохраняют наружный порядок и правоту
внутреннюю или чистоту нравов и благочестия, блюдут безопасность, как
внутреннюю, так и внешнюю, отвращают и усмиряют насилия, возмущения и
междоусобия, отклоняют и отражают войну со стороны соседних народов,
направляют членов общества к постоянной деятельности, распространяют
науки, умножают промышленность, поощряют искусства и художества, словом:
Цари суть слуги Божии народам и царствам во благое (Рим. 13, 4).