Москва, 21 октября — Наша Держава (Сергей Антонов). Вопреки напряжённым высокооплачиваемым потугам зарубежных и доморощенных «аллигаторов» и «пираний» Русским конструкторам-оружейникам удалось создать самоходку, которая… вдвое эффективнее всех остальных современных САУ!
Участниками Парада Победы в Москве 9 мая 2015 года были
самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и
«Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные
орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой
российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее,
появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с
высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных
ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная
гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде
она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка
определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной
необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.
самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и
«Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные
орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой
российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее,
появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с
высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных
ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная
гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде
она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка
определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной
необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.
Больше стволов — плотнее огонь
Многоствольные артиллерийские системы появились в армиях мира не
случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была
необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов,
мощность и скорострельность.
случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была
необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов,
мощность и скорострельность.
До появления систем автоматического ведения огня, благодаря которым в
арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и
пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались
высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в
основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли
эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести
залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.
арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и
пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались
высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в
основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли
эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести
залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.
Дальнейшим развитием митральезы (кстати, этим словом по-французски и
сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала
пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений
Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из
нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял
вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь,
обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки
Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в
минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить
электропривод — до 3000!
сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала
пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений
Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из
нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял
вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь,
обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки
Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в
минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить
электропривод — до 3000!
Впрочем, уже к началу Первой мировой войны в войска начали поступать
одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп
стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой
конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли —
туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под
конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской
пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического
огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой
входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская
шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».
одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп
стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой
конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли —
туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под
конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской
пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического
огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой
входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская
шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».
Три главных качества самоходок
Скептически настроенные читатели наверняка заметят: «Ну вот, опять мы
разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо
оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно
отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово
техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная
артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям,
предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.
разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо
оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно
отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово
техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная
артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям,
предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.
Согласно концепции современной САУ ее главные характеристики —
скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных
требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях
нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна
менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка
может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет
оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.
скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных
требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях
нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна
менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка
может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет
оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.
Скорострельность в современных САУ традиционной одноорудийной схемы
обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и
систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения:
есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока
используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или
унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением
веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром
орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же
касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух
показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело
тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно
установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом
так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при
этом имела приличный боезапас.
обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и
систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения:
есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока
используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или
унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением
веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром
орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же
касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух
показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело
тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно
установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом
так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при
этом имела приличный боезапас.
Участниками Парада Победы в Москве 9 мая 2015 года были
самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и
«Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные
орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой
российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее,
появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с
высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных
ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная
гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде
она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка
определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной
необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.
самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и
«Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные
орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой
российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее,
появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с
высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных
ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная
гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде
она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка
определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной
необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.
Больше стволов — плотнее огонь
Многоствольные артиллерийские системы появились в армиях мира не
случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была
необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов,
мощность и скорострельность.
случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была
необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов,
мощность и скорострельность.
До появления систем автоматического ведения огня, благодаря которым в
арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и
пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались
высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в
основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли
эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести
залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.
арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и
пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались
высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в
основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли
эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести
залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.
Дальнейшим развитием митральезы (кстати, этим словом по-французски и
сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала
пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений
Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из
нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял
вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь,
обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки
Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в
минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить
электропривод — до 3000!
сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала
пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений
Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из
нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял
вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь,
обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки
Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в
минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить
электропривод — до 3000!
Впрочем, уже к началу Первой мировой войны в войска начали поступать
одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп
стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой
конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли —
туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под
конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской
пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического
огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой
входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская
шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».
одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп
стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой
конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли —
туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под
конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской
пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического
огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой
входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская
шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».
Крупнокалиберная наследница «Шилки»
Похожий подход возобладал и в сфере крупнокалиберной артиллерии.
Многоствольными остались только пушки, которые никуда не нужно было
возить и которые можно было размещать в несколько ярусов по вертикали.
Так возникли и развивались корабельные многоствольные башенные установки
— и аналогичные им установки береговой артиллерии.
Многоствольными остались только пушки, которые никуда не нужно было
возить и которые можно было размещать в несколько ярусов по вертикали.
Так возникли и развивались корабельные многоствольные башенные установки
— и аналогичные им установки береговой артиллерии.
Попытки же пристроить многоствольную крупнокалиберную систему на
танковое шасси долгое время терпели неудачи. Объяснялись они просто:
чтобы заставить двигаться конструкцию, обладающую больше чем одним
стволом крупного калибра, требовался двигатель чрезвычайно высокой
мощности, что неизбежно влекло за собой рост общей массы конструкции и
снижение возимого боезапаса — и так по кругу. Прижились только
многоствольные самоходные орудия небольшого калибра — такие как зенитная
самоходная установка «Шилка», вооруженная счетверенной автоматической
23-мм пушкой, и ее наследники «Тунгуска» и «Панцирь-С», обладающие двумя
и четырьмя 30-мм автоматическими зенитными пушками соответственно.
танковое шасси долгое время терпели неудачи. Объяснялись они просто:
чтобы заставить двигаться конструкцию, обладающую больше чем одним
стволом крупного калибра, требовался двигатель чрезвычайно высокой
мощности, что неизбежно влекло за собой рост общей массы конструкции и
снижение возимого боезапаса — и так по кругу. Прижились только
многоствольные самоходные орудия небольшого калибра — такие как зенитная
самоходная установка «Шилка», вооруженная счетверенной автоматической
23-мм пушкой, и ее наследники «Тунгуска» и «Панцирь-С», обладающие двумя
и четырьмя 30-мм автоматическими зенитными пушками соответственно.
Тем большим было удивление военных экспертов, когда в самом начале
января 2006 года широкой публике впервые была представлена уникальная
российская разработка — перспективная двуствольная самоходная гаубица
«Коалиция-СВ». Конструкторам из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга и
Санкт-Петербурга удалось сделать невозможное: создать мобильную
скорострельную двухорудийную самоходную установку, причем способную
вести огонь на рекордную дальность — до 70 км!
января 2006 года широкой публике впервые была представлена уникальная
российская разработка — перспективная двуствольная самоходная гаубица
«Коалиция-СВ». Конструкторам из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга и
Санкт-Петербурга удалось сделать невозможное: создать мобильную
скорострельную двухорудийную самоходную установку, причем способную
вести огонь на рекордную дальность — до 70 км!
Три главных качества самоходок
Скептически настроенные читатели наверняка заметят: «Ну вот, опять мы
разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо
оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно
отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово
техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная
артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям,
предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.
разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо
оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно
отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово
техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная
артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям,
предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.
Согласно концепции современной САУ ее главные характеристики —
скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных
требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях
нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна
менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка
может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет
оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.
скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных
требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях
нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна
менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка
может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет
оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.
Скорострельность в современных САУ традиционной одноорудийной схемы
обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и
систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения:
есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока
используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или
унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением
веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром
орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же
касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух
показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело
тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно
установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом
так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при
этом имела приличный боезапас.
обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и
систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения:
есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока
используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или
унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением
веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром
орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же
касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух
показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело
тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно
установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом
так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при
этом имела приличный боезапас.
Именно с этой точки зрения двуствольная «Коалиция-СВ» получилась
совершенно уникальной системой, аналогов которой до сих пор никому
создать не удалось. Именно не удалось, хотя попытки сделать нечто
подобное известны. Российские оружейники сумели сделать так, что при
габаритах и массе, сопоставимых с характеристиками большинства
современных САУ того же калибра, эта установка имеет в два раза больше
стволов — а значит, способна вести стрельбу в два раза быстрее и в два
раза плотнее. То есть фактические одна «Коалиция-СВ» заменяет две
подобные ей одноствольные установки, что делает ее невиданно
эффективной.
совершенно уникальной системой, аналогов которой до сих пор никому
создать не удалось. Именно не удалось, хотя попытки сделать нечто
подобное известны. Российские оружейники сумели сделать так, что при
габаритах и массе, сопоставимых с характеристиками большинства
современных САУ того же калибра, эта установка имеет в два раза больше
стволов — а значит, способна вести стрельбу в два раза быстрее и в два
раза плотнее. То есть фактические одна «Коалиция-СВ» заменяет две
подобные ей одноствольные установки, что делает ее невиданно
эффективной.
Новинки, новинки и еще раз новинки
В 2003 году в результате неторопливо ведущихся с конца 1980-х годов
научно-исследовательских работ по теме «Необитаемость» и изучения
возможности межвидовой унификации перспективного артиллерийского
вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота
родилась идея САУ «Коалиция-СВ». К этому времени
конструкторам-оружейникам удалось создать двуствольное орудие 2А86,
обладающее при наличии двух стволов весом, сопоставимым с весом
традиционной одноствольной орудийной системы того же калибра. Достигнуто
это было за счет использования совершенно новых материалов для стволов и
казенной части, которые обеспечили требуемые прочностные характеристики
при гораздо меньшем весе.
научно-исследовательских работ по теме «Необитаемость» и изучения
возможности межвидовой унификации перспективного артиллерийского
вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота
родилась идея САУ «Коалиция-СВ». К этому времени
конструкторам-оружейникам удалось создать двуствольное орудие 2А86,
обладающее при наличии двух стволов весом, сопоставимым с весом
традиционной одноствольной орудийной системы того же калибра. Достигнуто
это было за счет использования совершенно новых материалов для стволов и
казенной части, которые обеспечили требуемые прочностные характеристики
при гораздо меньшем весе.
Второй находкой, позволившей появиться на свет «Коалиции-СВ», стал
новый пневматический автомат заряжания. Он не только обеспечил высокий
темп заряжания и, соответственно, стрельбы, но и позволил сделать боевую
рубку необитаемой. За счет этого появилась возможность сделать ее более
компактной и, соответственно, легкой — а значит, появился резерв для
установки двуствольной пушки.
новый пневматический автомат заряжания. Он не только обеспечил высокий
темп заряжания и, соответственно, стрельбы, но и позволил сделать боевую
рубку необитаемой. За счет этого появилась возможность сделать ее более
компактной и, соответственно, легкой — а значит, появился резерв для
установки двуствольной пушки.
Тот же автомат заряжания позволил реализовать концепцию броневой
капсулы для экипажа, которую расположили в передней части машины.
Аналогичную компоновку имеет и новая многофункциональная гусеничная
платформа «Армата», на которой построен танк Т-14 «Армата» (она же
должна в ближайшем будущем стать и платформой для САУ «Коалиция-СВ»).
Соответственно, за счет компактного размещения экипажа выиграли еще
некоторое количество веса, тоже потраченного на усиление огневой мощи.
капсулы для экипажа, которую расположили в передней части машины.
Аналогичную компоновку имеет и новая многофункциональная гусеничная
платформа «Армата», на которой построен танк Т-14 «Армата» (она же
должна в ближайшем будущем стать и платформой для САУ «Коалиция-СВ»).
Соответственно, за счет компактного размещения экипажа выиграли еще
некоторое количество веса, тоже потраченного на усиление огневой мощи.
«Коалиция-СВ» в цифрах и фактах
Получившуюся конструкцию впервые представили широкой публике в январе
2006 года. И она тут же произвела настоящий фурор: продемонстрированные
новинкой мобильность, скорострельность и дальность стрельбы не шли ни в
какое сравнение с другими системами, стоявшими на вооружении в мире на
тот момент. «Коалиция-СВ» продемонстрировала огневую мощь, сопоставимую с
мощью реактивных систем залпового огня, при этом сохранив традиционную
для ствольной артиллерии точность попадания. Ничего подобного ни в одной
армии мира по сей день нет — и не предвидится.
2006 года. И она тут же произвела настоящий фурор: продемонстрированные
новинкой мобильность, скорострельность и дальность стрельбы не шли ни в
какое сравнение с другими системами, стоявшими на вооружении в мире на
тот момент. «Коалиция-СВ» продемонстрировала огневую мощь, сопоставимую с
мощью реактивных систем залпового огня, при этом сохранив традиционную
для ствольной артиллерии точность попадания. Ничего подобного ни в одной
армии мира по сей день нет — и не предвидится.
Вот как это выглядит в цифрах. Масса двуствольной установки
получилась в пределах 48 тонн (наиболее современная одноствольная САУ
«Мста-С» весит всего на шесть тонн меньше), боекомплект — 70 снарядов
(«Мста-С» — 50 снарядов), скорострельность — до 23 выстрелов в минуту
против 10 у «Мсты-С». Максимальная скорость хода по шоссе — 80–90 км/ч
(«Мста-С» — 60 км/ч), запас хода — 500 км, что является обычным для
большинства современных САУ. При этом дальность выстрела у орудия 2А82 —
от 40 до 70 км в зависимости от типа снаряда, тогда как гаубица 2А64М2
на «Мсте-С» добивает максимум на 25–29 км. При этом экипаж «Коалиции-СВ»
— всего три человека, а у той же «Мсты-С» — пять.
получилась в пределах 48 тонн (наиболее современная одноствольная САУ
«Мста-С» весит всего на шесть тонн меньше), боекомплект — 70 снарядов
(«Мста-С» — 50 снарядов), скорострельность — до 23 выстрелов в минуту
против 10 у «Мсты-С». Максимальная скорость хода по шоссе — 80–90 км/ч
(«Мста-С» — 60 км/ч), запас хода — 500 км, что является обычным для
большинства современных САУ. При этом дальность выстрела у орудия 2А82 —
от 40 до 70 км в зависимости от типа снаряда, тогда как гаубица 2А64М2
на «Мсте-С» добивает максимум на 25–29 км. При этом экипаж «Коалиции-СВ»
— всего три человека, а у той же «Мсты-С» — пять.
Если же сравнивать «Коалицию-СВ» с такими самыми перспективными
зарубежными САУ, как американская М109А6 «Паладин» и германская PzH2000,
то российская система превосходит их по всем основным боевым
показателям: темпу стрельбы (23 выстрела в минуту против 4 и 10
соответственно), дальности стрельбы (40–70 км против 30 и 40
соответственно), возимому боезапасу (70 снарядов против 39 и 60
соответственно). Кроме того, российская новинка превосходит их также по
максимальной скорости и запасу хода по шоссе — 80 км/ч и 500 км против
61 км/ч и 299 км у американской САУ и 60 км/ч и 420 км соответственно у
германской. Кстати, экипажи у западных артустановок тоже побольше: шесть
человек у «Паладина» и пять у PzH2000.
зарубежными САУ, как американская М109А6 «Паладин» и германская PzH2000,
то российская система превосходит их по всем основным боевым
показателям: темпу стрельбы (23 выстрела в минуту против 4 и 10
соответственно), дальности стрельбы (40–70 км против 30 и 40
соответственно), возимому боезапасу (70 снарядов против 39 и 60
соответственно). Кроме того, российская новинка превосходит их также по
максимальной скорости и запасу хода по шоссе — 80 км/ч и 500 км против
61 км/ч и 299 км у американской САУ и 60 км/ч и 420 км соответственно у
германской. Кстати, экипажи у западных артустановок тоже побольше: шесть
человек у «Паладина» и пять у PzH2000.
На суше и на море
Почему же тогда, спросит пытливый читатель, если двуствольный вариант
«Коалиции-СВ» настолько хорош, на Параде Победы демонстрировали
традиционный одноствольный? Ответ достаточно прост и, увы, предсказуем:
всему виной недостаток денег в военном бюджете и отсутствие отработанных
технологий, позволяющих производить новую артсистему быстро, в большом
количестве и с надлежащим качеством. Российской же армии новые САУ
требовались как можно скорее, причем достаточно недорогие, максимально
надежные и простые — а значит, использующие уже отработанные элементы и
технологии.
«Коалиции-СВ» настолько хорош, на Параде Победы демонстрировали
традиционный одноствольный? Ответ достаточно прост и, увы, предсказуем:
всему виной недостаток денег в военном бюджете и отсутствие отработанных
технологий, позволяющих производить новую артсистему быстро, в большом
количестве и с надлежащим качеством. Российской же армии новые САУ
требовались как можно скорее, причем достаточно недорогие, максимально
надежные и простые — а значит, использующие уже отработанные элементы и
технологии.
Однако принятие на вооружение одноствольного варианта «Коалиции-СВ»
вовсе не ставит крест на двуствольной конструкции: работы над ней
продолжаются и расширяются. В частности, уже появился вариант
артиллерийской установки «Коалиция-Ф» (пока доступный широкой публике
только в виде 3D-моделей и рисунков). Индекс «Ф» означает «Флот», так
же, как «СВ» — сухопутные войска, и обозначает сферу применения
унифицированной установки. Флотский вариант «Коалиции» предназначен для
установки на средние и большие военные корабли новых проектов,
разработки которых сейчас заканчивают корабелы.
вовсе не ставит крест на двуствольной конструкции: работы над ней
продолжаются и расширяются. В частности, уже появился вариант
артиллерийской установки «Коалиция-Ф» (пока доступный широкой публике
только в виде 3D-моделей и рисунков). Индекс «Ф» означает «Флот», так
же, как «СВ» — сухопутные войска, и обозначает сферу применения
унифицированной установки. Флотский вариант «Коалиции» предназначен для
установки на средние и большие военные корабли новых проектов,
разработки которых сейчас заканчивают корабелы.
В отличие от варианта «СВ» вариант «Ф» будет иметь систему заряжания и
снабжения боеприпасами за счет использования конструкции,
эшелонированной по высоте. Иными словами, если в сухопутной «Коалиции»
снаряды располагаются чуть позади и сбоку от казенных частей орудий, то
флотская имеет традиционную для кораблей башенную систему с подачей
боеприпасов снизу. Такие же башенные установки «Коалиция-Ф» могут — и
почти наверняка будут! — использоваться и в береговой артиллерии,
традиционно относящейся к компетенции ВМФ и максимально унифицированной с
корабельными артсистемами.
снабжения боеприпасами за счет использования конструкции,
эшелонированной по высоте. Иными словами, если в сухопутной «Коалиции»
снаряды располагаются чуть позади и сбоку от казенных частей орудий, то
флотская имеет традиционную для кораблей башенную систему с подачей
боеприпасов снизу. Такие же башенные установки «Коалиция-Ф» могут — и
почти наверняка будут! — использоваться и в береговой артиллерии,
традиционно относящейся к компетенции ВМФ и максимально унифицированной с
корабельными артсистемами.