Москва, 8 ноября — Наша Держава (Глеб Шурыгин). “Неразумны и неправдивы те люди, те писатели и ораторы,
которые говорят, будто Православная Церковь Русская могла и может существовать
при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять,
чтобы говорить такие несообразности”, – возмущался еще в 1929 году старейший из
оставшихся тогда в живых архипастырей Русской Православной Церкви митрополит
[РПЦЗ] Антоний (Храповицкий). “Будем свидетельствовать, что никакая иная форма
правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только
сообразным православной вере русского народа, так как только об этой власти
говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы”, – писал архиепископ
Серафим (Соболев) в своей глубокой и удивительно современной книге “Русская
идеология”. Отвергнуть ныне священную монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в России и вне ее) значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию, богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси!
которые говорят, будто Православная Церковь Русская могла и может существовать
при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять,
чтобы говорить такие несообразности”, – возмущался еще в 1929 году старейший из
оставшихся тогда в живых архипастырей Русской Православной Церкви митрополит
[РПЦЗ] Антоний (Храповицкий). “Будем свидетельствовать, что никакая иная форма
правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только
сообразным православной вере русского народа, так как только об этой власти
говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы”, – писал архиепископ
Серафим (Соболев) в своей глубокой и удивительно современной книге “Русская
идеология”.
К сожалению, и ныне в среде православных русских людей
каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической
системы махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным
отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих строк
неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного отношения к
священной православной монархии (которую почему-то обычно путают с языческой
монархией, восточным деспотизмом или искаженными монархическими болезнями
формами правления).
каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической
системы махровый антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным
отношением к царской власти, к самим Помазанникам Божиим. Автору этих строк
неоднократно приходилось лично быть свидетелем непочтительного отношения к
священной православной монархии (которую почему-то обычно путают с языческой
монархией, восточным деспотизмом или искаженными монархическими болезнями
формами правления).
Что самое печальное, подобное встречается не только среди
мирян, но и среди священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей
церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной
периодической печати… Примеров тому можно привести немало.
мирян, но и среди священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей
церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной
периодической печати… Примеров тому можно привести немало.
Вспоминаются достойные хрестоматийного признания в качестве
канонической истины слова новомученика российского митрополита Владимира
(Богоявленского) (1848-1918): “Священник не монархист не достоин стоять у Св.
Престола”. Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли
архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены
антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо
антимонархизм есть не что иное как внутренне носимое бунтарство против
Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование.
Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет восшествие
антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти
(2 Солун. 2, 4).
канонической истины слова новомученика российского митрополита Владимира
(Богоявленского) (1848-1918): “Священник не монархист не достоин стоять у Св.
Престола”. Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли
архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые подвержены
антимонархическим настроениям, должны немедленно покаяться в том, ибо
антимонархизм есть не что иное как внутренне носимое бунтарство против
Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование.
Кульминацией отступления от Бога и Царя в последние времена станет восшествие
антихриста на царский трон при отрицании людьми Божественной и царской власти
(2 Солун. 2, 4).
Впрочем, довольно часто имеет место иная позиция,
заключающаяся не в отрицательном отношении к царской власти, а в полном
безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко
всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее
ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании
“теплохладости” (см. Откр. 3, 15-16).
заключающаяся не в отрицательном отношении к царской власти, а в полном
безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе ко
всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее
ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании
“теплохладости” (см. Откр. 3, 15-16).
Безразличное отношение православных людей к формам
государственной власти отечества своего (так называемая “аполитичность”) есть
явление новое, нездоровое, опасное и не нормальное для русского человека. Слово
Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога (“ибо нет власти не от Бога;
существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13, 1). Но государственная
власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и
агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или же безбожная
(республиканская, демократическая), лишь попускается Господом за грехи наши.
государственной власти отечества своего (так называемая “аполитичность”) есть
явление новое, нездоровое, опасное и не нормальное для русского человека. Слово
Божие свидетельствует, что нет власти не от Бога (“ибо нет власти не от Бога;
существующие же власти от Бога установлены” (Рим. 13, 1). Но государственная
власть от Бога может быть только царской. Всякая же иная власть, в том числе и
агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская) или же безбожная
(республиканская, демократическая), лишь попускается Господом за грехи наши.
“Вправе мы сказать, – писал св. Исидор Пелусиот, – что
самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены
Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем,
что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему…”. Эти
злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа были
масоны-революционеры и близкие к ним другие “нехорошие элементы” (термин
государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть тоже признак
греховного отступления от божественных истин. “Когда страна отступит от закона,
тогда много в ней начальников”, – говорит о последствиях беззакония народа
Священное Писание (Притч. 28, 2).
самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены
Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем,
что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему…”. Эти
злодеи-беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа были
масоны-революционеры и близкие к ним другие “нехорошие элементы” (термин
государя Николая II). Замена единоначалия на многовластие есть тоже признак
греховного отступления от божественных истин. “Когда страна отступит от закона,
тогда много в ней начальников”, – говорит о последствиях беззакония народа
Священное Писание (Притч. 28, 2).
“Если мы будем считать вопрос о царской власти только
проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры;
если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что
она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не
может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности
возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к
царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим
никогда”, – справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), так глубоко и
всесторонне исследовавший аспекты православного учения, касающиеся священной
монархии, и так ясно и веско, вслед за его великим предшественником в этом деле
Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, выговоривший эти
столь необходимые для нашего больного и смутного времени глубокомысленные духоносные
слова.
проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры;
если будем рассуждать – установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что
она на Священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не
может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности
возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к
царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим
никогда”, – справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), так глубоко и
всесторонне исследовавший аспекты православного учения, касающиеся священной
монархии, и так ясно и веско, вслед за его великим предшественником в этом деле
Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, выговоривший эти
столь необходимые для нашего больного и смутного времени глубокомысленные духоносные
слова.
Составлено по книге Владимира НЕВЯРОВИЧА
«Благословенно царство».
«Благословенно царство».
«Царственное Слово Божие или Богословие Монархии» проповедь о. Романа Зеленского (слушать и скачать аудио ЗДЕСЬ )