взаимодействовать, ибо каждая сторона выполняет свою функцию в обществе.
Церковь, прежде всего, призвана осуществлять духовное окормление
граждан страны, заниматься духовно-нравственным возрождением народа. Но в
деле для возведения храмов в Москве нужна государственная поддержка.
Задача Церкви окормлять не только верующих людей, но и тех, кто оказался
на перепутье, воцерковлять всех людей, в том числе тех, которые
называют себя православными, но не ходят в храм.
В Церкви действует соответствующий Миссионерский отдел – священники
обучают людей основам веры, просвещают светом Истины. Например, на
Филиппинах сейчас активно развивается миссия Русской Православной Церкви
и налицо впечатляющие результаты – многие общины переходят в лоно нашей
Церкви. Православные миссионеры объясняют местным жителям суть нашей
веры.
В заботе об обездоленных, слабых, болящих и немощных необходимы все
формы сотрудничества Церкви и государства. Но есть государственные
сферы, к которым Церковь не имеет никакого отношения. Церковь может и
должна принимать участие в законотворчестве, если речь идет о
духовно-нравственных сферах, когда закон противоречит христианской
морали.
Еще три-четыре года тому назад шли разговоры о церковно-государственной
симфонии. Нельзя сказать, что ныне ухудшились отношения между Церковью и
государством, но возникают сомнения, может ли воплотиться упомянутая
симфония? Само понятие «симфония» переживает определенные изменения.
Честно признаюсь, мне не совсем ясно, что такое симфония Церкви и
государства. У каждого есть своя функция, в которой не может
осуществляться взаимодействие. Но есть сферы, прямо касающиеся
христианских ценностей, в которых должны быть налажены
церковно-государственные отношения. Но не более того.
Ныне государство осуществляет большой объем внешнеполитической
деятельности. А есть ли симфония Церкви и государства в политике России
на международной арене, в ведении военных действий? В любой сфере,
касающейся христианских ценностей, Церковь и государство должны
взаимодействовать. Но есть ли симфония в этих действиях? Например, я
глубоко сомневаюсь, что государство прикладывает все усилия по защите
наших детей от наркотиков, от алкогольной зависимости, уделяет
достаточное внимание воспитанию молодежи, а самое главное, по созданию
идеологии в обществе, которая бы несла духовно-нравственные ценности, а
не только товарно-денежные отношения.
Встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском не свидетельствует о
церковно-государственной симфонии. В данной ситуации наш Патриарх
защищал православных людей, проживающих на Украине. Российское
государство не в состоянии решить эту проблему, поэтому Патриарх
пытается отстоять наши храмы на Украине, принудить католиков к миру,
чтобы в условиях войны и ненависти они вели себя мирно с православными.
Патриарх имеет право морально поддерживать действия России в
Сирии. Но возникает вопрос: симфония Церкви и государства выражается в
единение позиций Президента и Патриарха или все-таки народа? Это
существенная разница. Я не уверена, что все поддерживают нашу операцию в
Сирии, как православные, так и не православные. Это дискуссионный
вопрос. В данной ситуации позиция Главы Государства и Патриарха отличается от
мнения части населения России. Симфония Церкви и государства
подразумевает не только позицию Патриарха и Главы Государства, но и российского
народа, поскольку государство — это прежде всего народ.