Москва, 7 апреля — Наша Держава. По чину
Христовой Православной Церкви, священнодействие Царского Венчания начинается тем,
что Церковь предлагает Благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание
православное исповедание веры. Что это значит? Это значит, что Церковь, как
сама основана непоколебимо на камени веры, так желает и Царское достоинство и
благословенное Царствование утвердить непоколебимо на камени Веры.
Христовой Православной Церкви, священнодействие Царского Венчания начинается тем,
что Церковь предлагает Благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание
православное исповедание веры. Что это значит? Это значит, что Церковь, как
сама основана непоколебимо на камени веры, так желает и Царское достоинство и
благословенное Царствование утвердить непоколебимо на камени Веры.
Поистине, если
Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству, вследствие
заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку
дана, по собственному изречению Его, всякая Власть на небе и на земле (Мф.
28,18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь Царей земных, то, по сему
самому, земные Царь и Царство могут быть истинно благословенны и
благоденственны только тогда, когда они угодны Небесному Царю и Его верховному
владычеству; угодны же Ему могут быть несомненно только тогда, когда право
исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его
Божественного владычества. И сию-то истину деятельно исповедует
Благочестивейший Самодержец наш торжественным исповеданием Святейшего Символа
Святейшей веры Христовой». После чего «следует великая ектения, в которой св.
Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя Царствующих
благословления Небесного на главу Царя земного и всех даров Духа Божия,
необходимых Ему в предстоящем великом служении; св. Церковь просит Царю
премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал Его
Господь в день печали и защитил Его, чтобы ниспослал Ему помощь Свою и заступил
Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его врагам
Отечества [Богоизбранного Русского Народа] и пали под ноги Его все враги и
супостаты… После ектении поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…» и
читается паремия из книги пророка Исаии. После паремии возглашается прокимен:
«Господи, силою Твоею возвеселится Царь…» и читается Апостол, в котором св.
Павел учит о повиновении Властям предержащим, о том, что Царская Власть
происходит от Бога и потому всякий противляющийся Царской Власти сопротивляется
повелению Самого Бога. За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст
Самого Господа Иисуса слышится Заповедь: «Воздадите кесарево Кесареви…»»
Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству, вследствие
заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку
дана, по собственному изречению Его, всякая Власть на небе и на земле (Мф.
28,18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь Царей земных, то, по сему
самому, земные Царь и Царство могут быть истинно благословенны и
благоденственны только тогда, когда они угодны Небесному Царю и Его верховному
владычеству; угодны же Ему могут быть несомненно только тогда, когда право
исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его
Божественного владычества. И сию-то истину деятельно исповедует
Благочестивейший Самодержец наш торжественным исповеданием Святейшего Символа
Святейшей веры Христовой». После чего «следует великая ектения, в которой св.
Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя Царствующих
благословления Небесного на главу Царя земного и всех даров Духа Божия,
необходимых Ему в предстоящем великом служении; св. Церковь просит Царю
премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал Его
Господь в день печали и защитил Его, чтобы ниспослал Ему помощь Свою и заступил
Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его врагам
Отечества [Богоизбранного Русского Народа] и пали под ноги Его все враги и
супостаты… После ектении поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…» и
читается паремия из книги пророка Исаии. После паремии возглашается прокимен:
«Господи, силою Твоею возвеселится Царь…» и читается Апостол, в котором св.
Павел учит о повиновении Властям предержащим, о том, что Царская Власть
происходит от Бога и потому всякий противляющийся Царской Власти сопротивляется
повелению Самого Бога. За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст
Самого Господа Иисуса слышится Заповедь: «Воздадите кесарево Кесареви…»»
«Далее весь чин
Царского венчания Святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием
священного кадила исполняет — обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем
знамение величества: порфиру, венец, скипетр, державу она осеняет Божественным
именем ПреСвятой Троицы».
Царского венчания Святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием
священного кадила исполняет — обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем
знамение величества: порфиру, венец, скипетр, державу она осеняет Божественным
именем ПреСвятой Троицы».
«»После
Евангелия митрополиты подносят Государю Императору Царскую порфиру, и Государь
возлагает ее на Себя при их содействии, причем первенствующий митрополит
произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Его Величество
преклоняет главу, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением,
возлагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа,
чтобы удостоил Своего верного раба, Государя, священного Миропомазания подобно
Давиду, который приял помазание от Самуила пророка, чтобы облек Его Своею силою
Божественною для великого подвига Царствования, чтобы явился Он твердым
хранителем догматов веры православной и, совершив свое Царское служение на
земле, удостоился быть наследником Небесного Царства.
Евангелия митрополиты подносят Государю Императору Царскую порфиру, и Государь
возлагает ее на Себя при их содействии, причем первенствующий митрополит
произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Его Величество
преклоняет главу, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением,
возлагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа,
чтобы удостоил Своего верного раба, Государя, священного Миропомазания подобно
Давиду, который приял помазание от Самуила пророка, чтобы облек Его Своею силою
Божественною для великого подвига Царствования, чтобы явился Он твердым
хранителем догматов веры православной и, совершив свое Царское служение на
земле, удостоился быть наследником Небесного Царства.
Вслед за тем
митрополит подает Государю Императору корону, и Он Сам возлагает ее на Свою
главу, а митрополит произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь…»
Потом первоСвятитель говорит Его Величеству: «Благочестивейший,
Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и
вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу
Всероссийскаго Народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением
Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную Власть над людьми
Своими, [над Богоизбранным Русским Народом, Иаковом, и над Наследием Божиим —
земной Церковью Христовой, Израилем]«. Подобным же образом митрополит подает
Его Величеству в десницу скипетр, а в шуйцу державу, говоря, что они служат
видимым знаком данной Ему от Бога Власти Самодержавной.
митрополит подает Государю Императору корону, и Он Сам возлагает ее на Свою
главу, а митрополит произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь…»
Потом первоСвятитель говорит Его Величеству: «Благочестивейший,
Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и
вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу
Всероссийскаго Народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением
Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную Власть над людьми
Своими, [над Богоизбранным Русским Народом, Иаковом, и над Наследием Божиим —
земной Церковью Христовой, Израилем]«. Подобным же образом митрополит подает
Его Величеству в десницу скипетр, а в шуйцу державу, говоря, что они служат
видимым знаком данной Ему от Бога Власти Самодержавной.
Облеченный во
все знаки Царского достоинства Государь садится на Своем Царском престоле.
Вскоре потом Он приглашает к Себе Свою Августейшую Супругу. Она подходит и
становится пред Ним на колена. Государь снимает с Себя корону, касается ею
главы Государыни и снова возлагает ее на Свою главу. В это время подносят
меньшую корону, которую Государь и возлагает на главу Императрицы. Подают Ему
порфиру и бриллиантовую цепь: Он ту и другую возлагает на Свою Августейшую
Супругу, после чего Императрица встает и отходит на Свой престол. Следует
провозглашение многолетия.
все знаки Царского достоинства Государь садится на Своем Царском престоле.
Вскоре потом Он приглашает к Себе Свою Августейшую Супругу. Она подходит и
становится пред Ним на колена. Государь снимает с Себя корону, касается ею
главы Государыни и снова возлагает ее на Свою главу. В это время подносят
меньшую корону, которую Государь и возлагает на главу Императрицы. Подают Ему
порфиру и бриллиантовую цепь: Он ту и другую возлагает на Свою Августейшую
Супругу, после чего Императрица встает и отходит на Свой престол. Следует
провозглашение многолетия.
Богом венчанный
Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех
преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву… Как трогательна
эта молитва Царская, в которой Он смиренно благодарит Господа за Его
неизреченные к Нему милости и подобно древнему Царю Соломону взывает: «Да будет
со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес Святых Твоих,
да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в Заповедях
Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне
людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе
слово…»
Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех
преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву… Как трогательна
эта молитва Царская, в которой Он смиренно благодарит Господа за Его
неизреченные к Нему милости и подобно древнему Царю Соломону взывает: «Да будет
со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес Святых Твоих,
да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в Заповедях
Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне
людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе
слово…»
По окончании
молитвы Государь встает, а вся Церковь, все верные Его подданные в свою очередь
становятся на колена и первоСвятитель от лица всех произносит молитву — ту
самую, которая ежегодно потом повторяется на молебном пении в день восшествия
на престол и в день воспоминания Коронации Государя. Так утверждается союз Царя
с Его верными подданными, утверждается молитвою Царя за подданных и подданных
за Царя. Так еще более скрепляются узы любви пред лицом Божиим обетом Царского
служения благу Народа и послушания подданных своему Богом данному Государю…
молитвы Государь встает, а вся Церковь, все верные Его подданные в свою очередь
становятся на колена и первоСвятитель от лица всех произносит молитву — ту
самую, которая ежегодно потом повторяется на молебном пении в день восшествия
на престол и в день воспоминания Коронации Государя. Так утверждается союз Царя
с Его верными подданными, утверждается молитвою Царя за подданных и подданных
за Царя. Так еще более скрепляются узы любви пред лицом Божиим обетом Царского
служения благу Народа и послушания подданных своему Богом данному Государю…
Остается Богом избранному
Самодержцу облечься силою Духа Божия в священном Миропомазании и соединиться с
Самим Господом в таинстве св. Причащения, и это совершается на Божественной
литургии. Во время причастного стиха два архиепископа идут к трону Государя и
приглашают Его приблизиться к Царским вратам. Государь идет в порфире. Тогда
первенствующий митрополит берет сосуд, помазывает Его Величество св. Миром на
челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках, произнося: «Печать дара Духа
Святаго», а второй митрополит отирает места помазания. В это время происходит
звон и 101 выстрел. Государь отходит к иконе Спасителя. Приближается Государыня
и митрополит помазует Ее только на челе. Она отходит к иконе Богоматери. Тогда
ПервоСвятитель вводит Помазанника Божия чрез Царские врата во св. алтарь: здесь
Государь делает поклонение св. Престолу и приемлет от руки митрополита св.
Причащение: особо Тело, и особо Кровь Христову, как приобщаются
священнослужители. Государыня Императрица причащается в Царских вратах по
обычаю… В этом таинственном обряде сказывалась вся особливость Православной
Монархии. Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; Государи
Запада — во имя мнимой народной воли; наш Самодержец — во имя Христа, как
послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, как руководимый Духом
Божиим в силу благодатного Таинства Миропомазания при венчании на Царство.
Самодержцу облечься силою Духа Божия в священном Миропомазании и соединиться с
Самим Господом в таинстве св. Причащения, и это совершается на Божественной
литургии. Во время причастного стиха два архиепископа идут к трону Государя и
приглашают Его приблизиться к Царским вратам. Государь идет в порфире. Тогда
первенствующий митрополит берет сосуд, помазывает Его Величество св. Миром на
челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках, произнося: «Печать дара Духа
Святаго», а второй митрополит отирает места помазания. В это время происходит
звон и 101 выстрел. Государь отходит к иконе Спасителя. Приближается Государыня
и митрополит помазует Ее только на челе. Она отходит к иконе Богоматери. Тогда
ПервоСвятитель вводит Помазанника Божия чрез Царские врата во св. алтарь: здесь
Государь делает поклонение св. Престолу и приемлет от руки митрополита св.
Причащение: особо Тело, и особо Кровь Христову, как приобщаются
священнослужители. Государыня Императрица причащается в Царских вратах по
обычаю… В этом таинственном обряде сказывалась вся особливость Православной
Монархии. Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; Государи
Запада — во имя мнимой народной воли; наш Самодержец — во имя Христа, как
послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, как руководимый Духом
Божиим в силу благодатного Таинства Миропомазания при венчании на Царство.
Вот основа и
опора нашего Государственного [и Церковного] бытия. Забыли мы о значении
великого Таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в
материализм Запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне…»
опора нашего Государственного [и Церковного] бытия. Забыли мы о значении
великого Таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в
материализм Запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне…»