Москва, 6 сентября — Наша Держава (Андрей Савельев). В Российской империи официальные праздничные выходные дни, обязывающие освобождать от работы всех без исключения подданных, были православными: Рождество, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, конец Страстной Седмицы и начало Светлой (5 выходных), Вознесение Господне, Духов День. К этим праздникам добавляется Новый год. И это все праздники.
С учётом того, что лишь воскресенье было свободным днём, который в любом случае был занят трудами домашними, можно сказать, что наши предки жили в государстве православном и трудовом. Многочисленные даты священной истории отмечались, но это не были дни, свободные от труда. Разумеется, они не были поводом для застолий, которыми отмечались крестины, свадьбы, поминки — дни родовой истории. Прочие торжества были присущи высшим слоям общества. Конечно, отмечались и другие даты — праздновали коронацию нового царя, круглые даты славной истории (например, 300-летие династии Романовых, 100-летие Бородинской битвы). Но в целом страна жила тяжким трудом и духовной жизнью православного народа.
В советский период этот порядок русской жизни был отброшен. Взамен православным праздникам было введено множество идеологических дат, которые отмечали уличными торжествами, парадами, салютами. И застольями, которые также сопровождали юбилеи, назначения, награждения. До наших дней дошли три праздничных выходных дня — 23 февраля, День защитника Отечества (ранее — День Советской армии) и 8 марта — Международный женский день. Обе даты привязаны к иудейскому празднику Пурим, который празднуется в разные годы то 23 февраля, то 8 марта. Ещё один праздничный выходной — 1 мая, День весны и труда (прежде — Международный день солидарности трудящихся). Кроме того, в официальном календаре Российской Федерации остался праздничный, но с недавнего времени не выходной день — 7 ноября, День Октябрьской Социалистической Революции.
Коммунистическая власть отмечала только один исторический праздник — День Победы 9 мая, да и то вовсе не сразу после завершения войны, поскольку Сталин не считал эту дату праздничной. Славные даты русской истории практически никогда не отмечались. Лишь 800-летие Москвы сопровождалось массовым выпуском наградной медали.
В 1980 году были упорядочены введённые ранее корпоративные праздники ведущих отраслей народного хозяйства. Они в большинстве случаев не имели отношения к истории России и представляли собой дни, в которые проводили торжественные заседания, раздавали ордена и грамоты, устраивали банкеты. Все эти дни были отнесены на календарные выходные.
Такого же типа «отраслевые» праздники получили виды и рода войск Советской армии. Юбилейные даты привлекали внимание коммунистов в основном когда они относились к событиям Великой Отечественной войны. Праздновали и отмечали выпуском наградных медалей юбилеи Октябрьской Революции и создания Красной армии.
Можно сказать, что коммунистическая власть полностью отказалась от истории России, от её духовного богатства и заменила всё это собственными идеологическими праздниками, а также праздниками, которые можно было считать профсоюзными или же праздниками ключевых министерств. Портрет страны изменился до неузнаваемости, но праздники всё же показывали, что у властей сохранялась связь с трудящимся и воюющим народом.
После 1991 года праздников в Российской Федерации прибавилось. Теперь календарный план общероссийских торжеств содержит ужасную смесь стилей и эпох, которые отрицают одна другую. Несмотря на декларацию об отделении Церкви от государства, высшая бюрократия уступила традиции — сделала всеобщим выходным днём Рождество, а недавно включила в перечень праздничных, но не выходных дней ещё и Крещение Руси.
К традиционному празднику Нового года прибавились новогодние каникулы, которые стали неделей большой пьянки. Ведь в Новый год не особенно придумаешь, что, собственно, следует отмечать. От коммунистических времён сохранились все основные даты. История «демократии» прибавила к ним праздничный выходной 12 июня — День России (ранее — День принятия Декларации о суверенитете, 1990 год — фактически «день сепаратиста»), праздничный, но не выходной — 22 августа (День Государственного флага — в честь «победы над путчем» в 1991-м), а также праздничный выходной 4 ноября — День народного единства, вытеснивший из календаря выходной 7 ноября. Ещё один популярный в узких кругах официальный памятный день — День памяти жертв политических репрессий. Он утверждён вовсе не в связи с «красным террором» и казнями периода первых лет Советской власти, а в связи с первыми демонстрациями диссидентов 70-х годов ХХ века.
День народного единства имеет особенную цену. Он был придуман лишь для того, чтобы, не сокращая полюбившийся народу выходной день, заместить 7 ноября и придумать новый праздник. Было решено, что 4 ноября 1612 года Москва была «окончательно очищена от интервентов». Что интервентами были поляки, говорить теперь не принято. Это столь же надуманная дата, что и 23 февраля 1918-го. Обе даты не имеют в русской истории никакой содержательной нагрузки. Обе, как говорится, «высосаны из пальца». И обе даты используются в большей мере оппозицией, чем властью. Официозные торжества сопровождаются акциями Русского движения 4 ноября и акциями коммунистов 23 февраля.
Что касается 7 ноября, то этот день объявлен Днём согласия и примирения — праздником, который никем не празднуется, и никакого согласия и примирения никто не добивается даже в этот день. Зато отмечают парад на Красной площади в 1941 году. Причём как день воинской славы, хотя парад никакой славы не создаёт — он лишь отмечает какую-то дату. В данном случае парад отмечал годовщину Октябрьской революции.
Главное изменение в календаре праздников и памятных дат за последние два десятка лет — массовое введение дат бюрократических. Ельцин, а затем Путин водили множество официальных календарных дат. Дошло до абсурда: стоило Путину в очередном телеобщении с народом благодушно отнестись к работнику Заполярья, и тут как тут — День полярника. Стоило завести разговор с ветераном-партизаном — в подарок образуется День партизана и подпольщика.
В продолжение ведомственного подхода к памятным датам советского периода, когда каждое министерство получало свой «профессиональный праздник», а Министерство обороны — целую связку праздничных дат, в период РФ мы получили множество дат, которые отмечают сотрудники МВД, а также «отраслевые» праздники прочих силовых министерств. Не обидели власти и новые популярные профессии, которые ранее считались обслуживающими материальное производство и управления, а теперь ставшие главенствующими — дни экономиста, финансиста, адвоката, юриста, страховщика, работников рекламы, таможенника, менеджера, налоговых органов.
Для Министерства обороны сегодня предусмотрены дни: войск ПВО, инженерных войск, моряков-подводников, сотрудников военных комиссариатов, специалистов по радиоэлектронной борьбе, Президентского полка, Тыла ВС РФ, ВВС, ВМФ, железнодорожных войск, Российской гвардии, танкиста, космических войск, сухопутных войск, военного связиста, подразделений специального назначения, военного разведчика, войск радиационной, химической и биологической защиты, войск стратегического назначения, работника военной контрразведки. Для МВД: сотрудника органов внутренних дел, внутренних войск МВД, эксперта-криминалиста, миграционной службы, ГАИ. Для других силовых ведомств: прокуратуры, работников уголовно-исполнительной системы Минюста, работников СИЗО и тюрем, работника юридической службы, вневедомственной охраны, работников органов наркоконтроля, службы судебных приставов, органов безопасности — «день чекиста».
Текущая история зафиксирована лишь одной памятной датой, посвящённой выводу советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года, — День памяти воинов-интернационалистов. Есть также День единения народов, посвящённый Союзу России и Белоруссии, но о нём уже никто не вспоминает. Есть и другие малоизвестные даты, зафиксированные в официальном календаре: День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (установлен в память жертв аварии на Чернобыльской АЭС), День российского парламентаризма, а также праздник День Конституции (12 декабря), который настолько сомнителен, что его вывели из списка выходных (с 2005 года).
В порядке обращения к истории и культуре России власти установили День славянской письменности и культуры (24 мая) и День филолога (25 мая), а также День русского языка (Пушкинский день 6 июня). Соседствующие праздники создают неразбериху. Но на фоне праздничного хаоса прочих дат это не так бросается в глаза.
Как аналог Дня георгиевских кавалеров недавно был учреждён День Героев Отечества. Но поскольку высшие награды сегодня вручаются не за подвиги, а по политическим мотивам, то девальвирована не только награда и звание Героя, но и соответствующий праздничный день.
Особенно большие проблемы у современной РФ с днями воинской славы, относительно которых имеется специальный закон. В этом законе перепутаны все даты, неверно исчисленные при переходе со старого на новый календарный стиль — без понимания смысла реформы календаря и без учёта методик, принятых среди историков. Ошибок больше, чем верно указанных дат. Кроме того, три века русской военной истории вообще вычеркнуты из памяти. Не отмечены действительно важнейшие военные триумфы — окончание Первой Отечественной войны (русские войска в Париже, 1814) и русско-прусской Семилетней войны (русские войска в Берлине, 1760). Фамилии полководцев-победителей где-то значатся, где-то нет. Даты Великой Отечественной всюду обозначены как победы Советской армии, хотя это название было введено только в 1946 году, а до того существовала Красная армия. Противник назван «немецко-фашистскими войсками» — в соответствии с идеологическим штампом советского периода. Следовало бы писать «германскими» или «гитлеровскими».
В 2006 году мной и моими помощниками вместе с историками были тщательно подготовлены поправки к закону, которые исправляли ошибки и восполняли пробелы. Год парламентская и правительственная бюрократия морочили нам головы, прежде чем допустить закон до думской трибуны. Разумеется, закон был отвергнут. Фактически без всякой аргументации. С тех пор в дни воинской славы внесена дата окончания Второй мировой войны. Хотя следовало бы отметить победу над Японией, что мы и предлагали. Вместо национальной памятной даты ввели интернациональную. Также почти незаметно введён День памяти погибших в Первой мировой войне — вероятно, в связи с приближением 100-летия начала войны. При этом единственный в стране мемориал, посвящённый этому дню, находится в небрежении. Впрочем, как и мемориалы Бородинского поля, которые так и не были приведены в порядок к 200-летию сражения.
В целом состояние календаря праздничных и памятных дат сегодня демонстрирует смешение «французского с нижегородским» — стилей, символов, идеологий. Такую же «кашу» мы видим в подходах придворных историков, которые живо отреагировали на оброненную Путиным фразу о необходимости создания единого школьного учебника истории России. Тут же были обозначены «проблемные вопросы». В них вновь предлагалось вернуться к временам Ломоносова и затевать дискуссию с давно разгромленными «норманистами», заново переоценивать множество совершенно ясных для историков тем, а также давать оценку тому, что уже давно оценено, — например, ельцинизму. В порыве подобострастия историки предложили разрешить проблему «причин роста производства при Путине». Как будто им недоступны данные статистики в штуках, тоннах и километрах, которые показывают: никакого роста не было. Поэтому не может быть и никаких причин роста. Причины упадка можно было бы изучить. Но это, во-первых, не дело историков, а во-вторых, чревато политическими репрессиями.
Мы должны помнить, что портрет государства написан его календарём. Пока этот портрет уродлив и даже ужасен: в нём сведены вместе черты разных исторических «личностей», отрицающих одна другую; в нём всё не на месте, все пропорции искажены. Народ сам себя не узнаёт в этом безобразном творении бюрократии.
Когда-то нужно на государственном уровне провести работу по пересмотру праздничного календаря, который должен нарисовать образ исторического исполина, национального гения. Но для этого прежде придётся произвести большую уборку в системе власти — быть может, настолько масштабную, что её в дальнейшем придётся отметить в качестве памятной даты.