Москва, 19 сентября — Наша Держава. В России состоялись плановые парламентские выборы. Сенсаций они не принесли и принести не могли. Состоялись — и хорошо, и ладно, комментирует это событие философ и политолог Александр Дугин и предлагает избранным в неё православным депутатам создать надпартийный имперский клуб во имя Родины и Церкви…
Дугин констатирует, что»партийная демократия не является устойчивой русской традицией»- люди проявляют безразличие к партиям; у парламента «невысокий авторитет», так как»действительного представительства своих интересов в парламентских партиях народ не видит, и даже не мечтает увидеть — все это необходимый, наверное, ритуал, который общество готово исполнять, но в эффективность которого не слишком верит. Может быть, не верит вообще».
По мнению философа,»во многом это объясняется тем, что наша страна является монархической по природе», в ней»все и всегда сводится к фигуре царя — от него все и
зависит».
Единый день голосования в Ростове-на-Дону. Фото: Sergey Pivovarov/АР/TASS
«Если повезет — хороший царь. Не повезет — плохой. Но кого царь назначит, тот и будет ему служить. Сегодня явно народ полагает, что царь хороший. Ну а бояре… А бояре-то не очень. Но русский человек думает: «А не много ли я хочу? Чтобы и царь хороший, и чтобы еще и бояре хорошие. Не слишком ли я замечтался? А сами-то неужели заслуживаем и того и другого?» И от скромности русский человек выбирает в Государственную Думу бояр. Соглашаясь с царской волей и надеясь, что, может, повезет — и среди них найдутся приличные и достойные. А не найдутся, то что ж… Первый раз что ли на Руси такие бояре? Явно не первый, видели и похлеще», — подчеркивает Дугин.
Поэтому все предельно легитимно. Выборы состоялись. Точка.
Однако, продолжает философ,«это явное отчуждение парламентской бюрократии от действительной жизни народа не должно нас угнетать». У великого русского писателя Юрия Витальевича Мамлеева в романе «Шатуны» есть фраза: «Федор рыл ход к Фомичевым». В этой сжатой формуле — вся русская стратегия: исподволь рыть ход наружу из глубокой тьмы, с равновеликими упорством и отчаянием. Поэтому и с этой Думой можно достигать каких-то целей,«надо только продолжать рыть наш ход, русский лаз».
Философ далее поясняет, что он имеет в виду:«Поскольку партии — это условность и никакой идеологии ни за одной из них не стоит, а либералов в парламенте нет, то можно принять всех депутатов просто за русских людей, без каких-то идеологических признаков и лишь с индивидуальными особенностями. Вот почему бы наиболее осознанно русским, православным людям, очутившимся в парламенте и работающим в самом центре Москвы, не объединиться на благо Родины и Церкви и не образовать надпартийный клуб? Пусть это будет факультативное занятие, но оно может очень помочь».
И политолог поясняет, каким конкретно образом:«Если в бюрократической повестке дня в парламентской рутине смысла немного, а идейные споры отсутствуют в виду отсутствия у депутатов идей, то, объединившись по неформальному признаку любви к России, к народу, к традиции, к истории, к вере, русские депутаты могли бы использовать свои возможности для разнообразных добрых дел. Чиновники узко специализированы, депутаты же по статусу более свободны и мобильны. Вот и прекрасный случай употребить и пост, и свободу, и мобильность на пользу государства и общества».
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
По мнению Дугина,«такой клуб мог бы называться славянофильским или имперским», на его собраниях можно было бы говорить об очень важных темах, которые вряд ли станут, однако, предметом парламентских дебатов. Например, о монархии, эсхатологии, славянах, Европе, душе и смерти. Поэтому«пусть на парламентских дебатах говорят и дискутируют: слово «парламент» образовано от французского «parler» — то есть «разговаривать», а вот в неформальном патриотическом клубе можно было бы думать, и тогда соответствие занимаемой должности было бы полным».
«Попали в Думу, чтобы думать. Ну и вот и замечательно. Можно и попробовать», — призывает политолог. Дугин напоминает в заключение, что в русском языке архаический корень «думать» подразумевает коллективное мышление:«Мыслить можно и одному. А вот думать — только вместе. Хорошее название — Государственная Дума. Наполнить бы его смыслом…»
Также по теме НД рекомендует:
Герои и антигерои новой Госдумы: Либерализм стал атавизмом Подробнее: Герои и антигерои новой Госдумы: Либерализм стал атавизмом
Герои и антигерои новой Госдумы: Либерализм стал атавизмом Подробнее: Герои и антигерои новой Госдумы: Либерализм стал атавизмом