Санкт-Петербург, 5 апреля — Наша Держава. Чем больше окунаешься в историю, чем больше углубляешься в изучение не только экономического и социального положения в Российской Империи, но и в изучение богатейшего духовного наследия, тем чаще на ум приходит всем известная поговорка — «Что имеем не храним, потерявши плачем»… Однако, Россия всегда жила верой и надеждой на лучшее, так будем же уповать на милосердие Божие и верить, что через прозрение и покаяние, мы дойдём до восстановления всего утраченного нами.
«Последний русский Император Николай II вступил на Престол в октябре 1894 года, напутствуемый своим Венценосным отцом: «Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его 13 лет тому назад от истекающего кровью отца. В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», заражённое либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне моё собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть.
Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовали только блага моего народа и величие России… Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет безконечную эру смут и кровавых междуусобиц. Я завещаю тебе любить всё, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при этом, что ты несёшь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни.
В политике внешней держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она — основа всякого государства».
С высокими, чистыми, идеальными стремлениями начал царствование, исполняя заветы отца, 26-летний Государь Император Николай Александрович. В своём правлении и повседневной жизни Государь, воспитанный в духе любви и милосердия, придерживался исконно русских православных начал, стремился следовать Христовым заповедям. Однако ещё в конце XIX века заинтересованными кругами распространялась ложь (ими же созданная) о характере, поведении и правлении Николая II. Трудно найти в Российской истории Самодержца, который пониманием смысла своего Помазания и служения России, своим благочестием и непоколебимой верой в Бога, отношением к семье и ближним наиболее полно отвечал бы образу идеального Царя, и одновременно был бы столь оболган ещё при жизни, чем последний наш Государь.
«Между тем, достаточно вспомнить общеизвестные факты, сопоставить достоверные показания и задуматься над непомерной тяжестью монаршего служения, огромной ответственностью, нравственными испытаниями, мучительной душевной трагедией Государя, вызванной болезнью Наследника и, наконец, всеми переживаниями в годы войны и революции, закончившимися мученическим восходом на Голгофу, чтобы понять, что пройти этот тягостный жизненный путь с таким достоинством и смирением, как прошёл Император Николай Александрович, мог лишь человек, обладавший не только исключительно сильной волей, но и несравненно более ценным Божиим даром — необыкновенной духовной силой, возвысившейся до святости», — пишет Е. Алферьев по подвиге Царя-Мученика, управлявшего подвластной Ему Империей в условиях почти полного отступления от Бога в ведущем её слое и непонимания смысла царской власти как установления Божия.
Напомним забытые ныне факты об экономическом и социальном состоянии России накануне Мировой войны, характеризующие 20-летниее правление Николая II. С 1900 г. по 1913 г. промышленное производство в России удвоилось, успешно развивались машиностроение, химия, электроника, авиастроение — были построены самые мощные в мире самолёты «Витязь» и «Илья Муромец». В сельском хозяйстве — производство зерна было у нас на 28% больше, чем в США,Канаде и Аргентине вместе взятых, Европа питалась русским маслом и яйцами. За этот же период вывоз русских товаров возрос в 2,5 раза, значительно превысив ввоз. Экономическому успеху во многом способствовали введённые в 1891 г. протекционистские таможенные тарифы, защищавшие отечественного производителя. И позже, несмотря на войну, российская экономика продолжала расти: по сравнению с 1913 г. она составила в 1914 г. 101,2%, в 1915 г. — 113,7%, в 1916 г. — 121,5%.
В 1897 г. была введена устойчивая золотая валюта, покупная способность которой не поколебалась даже в годы войны (1 рубль = 2,16 нем. марки и 0,51 долл. США).
Бюджет был бездефицитным и до 60% он состоял из доходов государственного сектора экономики. При Государе Николае II налоги в России были самыми низкими в Европе и составляли на душу населения 9,09 руб. в год; для сравнения (в пересчёте на рубли): в Австрии — 21,47, во Франции — 22,25, в Германии — 22,26, в Англии — 42,61.
К 1912 г. было введено социальное страхование рабочих и другие законы, о которых тогдашний президент США Тафт заявил: «Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может». […]
Российская Империя являла собой редкий образец смешанной экономики, когда частный сектор сочетался с кооперативным и мощным государственным сектором хозяйства, которому принадлежали две трети железных дорог, рудники, паровозостроение, военные заводы и др.
С 1908 г. введено обязательное безплатное начальное образование, ежегодно открывалось 10 000 начальных и 60 средних школ. Гимназии были во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. К 1914 г. в России студенты обучались более чем в ста вузах. О качестве российского образования свидетельствовали успехи науки в области химии (Менделеев), математике (Лобачевский), радио (Попов), медицине, физиологии, самолётостроении и других.
Швейцарец Ф. Эрисман писал: «Медицинская организация, созданная российским земством, была наибольшим достижением нашей эпохи в области социальной медицины, так как осуществляла безплатную медицинскую помощь, открытую каждому».
О плодах судебной реформы, начало которой было положено ещё при Императоре Александре II, свидетельствует английский профессор Смайльс: «Суд присяжных с его традиционными правами подсудимого, с его неслыханной кристальной человечностью существует только в России».
В России того времени наблюдался невиданный рост населения — 3,3 млн человек в год (от 139 млн. в 1902 г. до 175 млн. в 1913 г.). Французский экономист Эдмон Тэри прогнозировал: «население России к 1948 г. будет выше, чем общее население пяти других больших европейских стран» — 344 млн. человек.
Не была отсталой Россия! Это подтверждал Э. Тэри с плохо скрываемым испугом предупреждая, что «если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом, как они шли между 1910 и 1912 гг., то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».
И в области внешней политики Николай II строго следовал завещанию Венценосного родителя, Царя-Миротворца Александра III, когда обратился ко всем державам с предложением сокращения вооружения и создания третейского суда в международных спорах с целью предотвратить грядущие войны. Конференция мира была созвана в Гааге 18 мая 1899 г. и приняла общий принцип о мирном разрешении международных столкновений. Так, русский Царь совершил почин мирового значения, который послужил началу целому ряду действующих поныне конвенций о предотвращении жестоких способов ведения войны, о гуманном обращении с пленными и проч. Но мир, движимый князем века сего, уже готовился к новому переделу сфер влияния, в том числе и духовного, и отверг главное предложение Николая II — сокращение вооружений и военных бюджетов.
В последнее царствование — перед годиной величайших испытаний, тяжких страданий и внешних потерь — Русской Церкви было даровано время самого славного расцвета, полноты и силы высшего своего развития.
Благочестивейший Государь Николай Александрович, как Его поминали за богослужением, был истинным покровителем Церкви и попечителем о всяком её благе. Количество церквей в Его правление увеличилось более чем на 10 000 и стало к концу царствования 57 000; число монастырей выросло более чем на 250 и стало 1 025. Обновлялись древние храмы. Царь сам участвовал при закладке и освящении многих новых и не только в России. Он жертвовал на их построение свои личные средства.
Так, в 1899 г. комитет по постройке православного храма в Нью-Йорке для сбора пожертвований командировал в Россию священника (будущего новомученика) Александра Хотовицкого. Государь положил почин в предпринятом деле с милостивыми словами: «Я жертвую от себя 5 000 рублей на важное христианское дело». Это послужило примером для всех благочестивых сынов Православной Руси.
Государь дарил различным церквам много драгоценной утвари. В г. Бари (Италия), в древнем храме свт. Николая Мирликийского, где в нижнем помещении находятся его мощи, висят более двадцати прекраснейших лампад, сработанных с литого серебра в древнерусском стиле; самые большие из них в диаметре со столовую тарелку. Все они были присланы к мощам свт. Николая Чудотворца Его Величеством Государем Императором Николаем II.
Царь посещал храмы и монастыри во всех углах страны, с благоговением поклоняясь местным святыням — мощам и чудотворным иконам. Участвовал в юбилейных торжествах в память разных русских святых или церковных событий. Заботясь об основании православных братств по укреплению православия в инославных областях, особое внимание Государь уделял духовно-просветительной миссионерской деятельности среди татар Казанской епархии, и в православных татарских школах первые десять учеников содержались на Его средства. Царь подчёркивал исключительное назначение «школьного образования и воспитания крестьянских детей в нераздельной связи с церковью и приходом» и это выразилось в увеличении числа церковно-приходских школ до 37 000.
В 1906 г. было создано Предсоборное Присутствие, которое выработало ценнейшие материалы по всем вопросам церковного устройства. Это была уже подготовка к Церковному Собору 1917-1918 гг.
Царь много потрудился для Церкви, сделав всё для духовного спасения России в лоне её. В основание всего в своём Царстве Государь полагал не иное что, как благочестие, лично давая пример глубокой любви к благолепию церковных служб, почитания святынь, усердия к прославлению великих подвижников богоугодной жизни. В последнее русское царствование было прославлено святых больше, чем за четыре предыдущих царствования. Причислены к лику святых такие всеми почитаемые угодники Божии, как прп. Иов Почаевский, святитель Феодосий Черниговский, прп. Серафим Саровский, княгиня Анна Кашинская, прп. Евфросиния Полоцкая, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Ермоген Патриарх Московский, свт. Питирим Тамбовский, свт. Иоанн митрополит Тобольский. В 1897 г. было установлено местное празднование сщмч. Исидора и с ним 72 мучеников в Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных в 1472 г., в 1911 г. восстановлено почитание Церковью прп. Ефросина Синозерского.
Исключительное значение в жизни Царской Четы имело непосредственное участие в прославлении прп. Серафима, Саровского чудотворца. Николай II с Императрицей Александрой Феодоровной, давно хотевшие иметь сына, с чувством глубокой веры поехали в Саров молиться у мощей старца Серафима о даровании Наследника. И молитвы были услышаны. В память саровских торжеств, после рождения Цесаревича, престол нижней части построенного в Царском Селе Феодоровского государева Собора — особенно посещаемого Царской Семьёй — был освящён во имя прп. Серафима, а верхняя часть — во имя Феодоровской иконы Божией Матери, Покровительницы Царствующего Дома Романовых.
И всё это рачительный «Хозяин Земли Русской», как сам Император Николай II записал о себе при переписи, делал во благо любимой России и её народа. Чего же ещё не хватало?
«Дайте нам 20 мирных лет, и вы не узнаете России», — говорил П.А. Столыпин. Но именно этого и боялись враги России, о чём предупреждал перед смертью Александр III сына: «у России нет друзей».
Недругам очень давно мешала Самодержавная Россия, как хранительница истины Православия, и на протяжении всей истории нашей страны не прекращались попытки её завоевать, чтобы либо окатоличить, либо омусульманить, либо «просто» обезбожить, а заодно поработить и расчленить. Процветающая Россия страшила многих, и они, не пренебрегая никакими средствами, поспешили добиться её уничтожения, втянув в войну, но видя, что и это не помогает — спровоцировать революцию и устранить Венценосного правителя, Помазанника Божия.
С самого основания жизнь русского государства, каждой отдельной личности и семьи, от Царя до крестьянина, была неотрывна от жизни Церкви. Царь был представителем и носителем национального русского духа. Последний Государь особенно был верен духовной Святой Руси и наилучшим образом воплощал её в себе.
Но испорченность нравов, оскудение духа благочестия, непочтительное отношение к Церкви и её уставам уже давно стали характерной чертой нашего передового образованного общества, которое едва ли не в большинстве своём стало сторониться Православия и искать других духовных руководителей, прямо враждебных ему. Среди вождей общественного мнения, заправляющих печатным словом, замечалось не только совершенное отсутствие религиозности, но и глумление над церковными требованиями и укладом жизни. Но, отступая от Бога, общество изменяло себе, своему национальному признанию, искажало свой русский образ, и в помрачении не хотело понимать, что Господь Сам избрал возвеличенную Им Россию принять и до окончания веков блюсти Православие.
Уже в середине XIX в. великий русский мыслитель и поэт Ф.И. Тютчев, едва ли не последний из мирян, осознававший всемирную роль России, писал (1863):
При перепечатке ссылка на «Нашу Державу» обязательна.
Соратники! В любой момент «Нашу Державу» (НД), расположенную на американской платформе, могут закрыть. мы готовы к переезду. Запишите адреса, по которым мы ответим на все ваши вопросы: skipetr@mail.ru и aleksey072@gmail.com (лучше писать сразу на два адреса).
А пока, вступите в группы соцсетей, где размещены ссылки на материалы НД:
— В контакте https://vk.com/club1082603?_smt=groups_list%3A1
— В Одноклассники https://ok.ru/nashaderzh
— Живой журнал https://nasha-derzhava.livejournal.com/
А также в «Телеграме»