София-Москва, 15 мая — Наша Держава (Святитель Серафим Соболев). Для Церкви небезразлично, будет ли в России после
советской власти государственной формой правления не царская самодержавная
власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или
толпы.
советской власти государственной формой правления не царская самодержавная
власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или
толпы.
Православная Церковь не может предпочесть власть народа
царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная
власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо
власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).
Говоря эти слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время
власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее
разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему он
просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего
за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизньво
всяком благочестии и чистоте(см.: 1 Тим. 2, 1–2).
царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная
власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо
власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).
Говоря эти слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время
власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее
разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему он
просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего
за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизньво
всяком благочестии и чистоте(см.: 1 Тим. 2, 1–2).
Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший
апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: Повинитеся убо
всякому человечу созданию(т. е. всякому, по словам митрополита Филарета, от
Бога устроенному над человеками начальству)Господа ради, аще царю, яко
преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем,
в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).
апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: Повинитеся убо
всякому человечу созданию(т. е. всякому, по словам митрополита Филарета, от
Бога устроенному над человеками начальству)Господа ради, аще царю, яко
преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем,
в похвалу же благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).
Совершенно напрасно под апостольскими словаминесть бо
власть, аще не от Боганекоторые подразумевают, наряду с царскою единодержавною
властию, власть республиканскую и конституционную. Самый текст апостольского
учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской
самодержавной власти.
власть, аще не от Боганекоторые подразумевают, наряду с царскою единодержавною
властию, власть республиканскую и конституционную. Самый текст апостольского
учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской
самодержавной власти.
За это говорит и здравый смысл: как могли апостолы
разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную
власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение монархии, даже
посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.
разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную
власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение монархии, даже
посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.
Нельзя иначе, как ниспровержением Богоустановленной
самодержавной монархической власти, назвать и конституцию. Правда, здесь
личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в
республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип
и создается неестественное и тяжелое положение Царя, при котором он
«царствует», но не управляет.
самодержавной монархической власти, назвать и конституцию. Правда, здесь
личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в
республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип
и создается неестественное и тяжелое положение Царя, при котором он
«царствует», но не управляет.
Очень хорошо выявляет несостоятельность такого положения,
а вместе с ним и конституционно-государственного строя, Царь Иоанн Грозный. В
ответ на порицание его поступков князем Курбским, как несоответствующих, по
свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал
ему: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими
не владеют: как им повелят подданные («работные»), так и поступают. А
российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми
частями царской власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит
Иоанн Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему
архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам
Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому Королю
Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил: «Мы, смиренный
Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по
многомятежному человеческому хотению…»
а вместе с ним и конституционно-государственного строя, Царь Иоанн Грозный. В
ответ на порицание его поступков князем Курбским, как несоответствующих, по
свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал
ему: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими
не владеют: как им повелят подданные («работные»), так и поступают. А
российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми
частями царской власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит
Иоанн Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему
архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам
Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому Королю
Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил: «Мы, смиренный
Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по
многомятежному человеческому хотению…»
Таким образом, как власть республики, так и
конституционной монархии одинаково не только не является Богоустановленною
властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания. Ясно, что не Божественная
воля, выраженная в Святом Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля
с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской
самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя.
конституционной монархии одинаково не только не является Богоустановленною
властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания. Ясно, что не Божественная
воля, выраженная в Святом Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля
с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской
самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя.
Поэтому Святая Церковь наша не может закрыть своих глаз на
отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления.
Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю
нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь не может желать водворения в России
республиканского или конституционного строя. Она может содействовать
восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была
всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника
Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет
своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является
источником и нашей Православной веры.
отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления.
Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю
нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь не может желать водворения в России
республиканского или конституционного строя. Она может содействовать
восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была
всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника
Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет
своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является
источником и нашей Православной веры.
Приложение от НД:
Право в силе. Свобода — идея. Либерализм. Золото. Вера. Самоуправление. Деспотизм капитала. Внутренний враг. Толпа. Анархия. Политика и мораль. Право сильного. Необоримость масонско-еврейской власти. Цель оправдывает средства. Толпа — слепец. Политическая азбука. Партийные раздоры. Наиболее целесообразный образ правления — самодержавие. Спирт. Классицизм. Разврат. Принцип и правила масонско-еврейского правительства. Террор. Свобода, равенство, братство. Принцип династического правления. Уничтожение привилегии гоевской аристократии. Новая аристократия. Психологический расчет. Абстракция свободы. Сменяемость народных представителей.
…Отложив фразерство, будем говорить о значении каждой мысли, сравнениями и выводами осветим обстоятельства.
Итак, я формулирую нашу систему с нашей и гоевской *1* точек зрения.
Надо заметить, что люди с дурными инстинктами многочисленнее добрых, поэтому лучшие результаты в управлении ими достигаются насилием и устрашением, а не академическими рассуждениями. Каждый человек стремится ко власти, каждому хотелось бы сделаться диктатором, если бы только он мог, но при этом редкий не был бы готов жертвовать благами всех ради достижения благ своих.
Что сдерживало хищных животных, которых зовут людьми? Что ими руководило до сего времени?
В начале общественного строя они подчинились грубой и слепой силе, потом — закону, который есть та же сила, только замаскированная Вывожу заключение, что по закону естества — право в силе.
Политическая свобода есть идея, а не факт. Эту идею надо уметь применять, когда является нужным идейной приманкой привлечь народные силы к своей партии, если таковаїя задумала сломить другую, у власти находящуюся. Задача эта облегчается, если противник сам заразится идеей свободы, так называемым либерализмом и, ради идей, поступится своею мощью. Тут-то и проявится торжество нашей теории: распущенные бразды правления тотчас же по закону бытия подхватываются и подбираются новой рукой, потому что слепая сила народа дня не может пробыть без руководителя, и новая, и новая власть лишь заступает место старой, ослабевшей от либерализма.
В наше время заместительницей либералов-правителей явилась власть золота. Было время, правила вера. Идея свободы неосуществима, потому что никто не умеет пользоваться ею в миру. Стоит только народ на некоторое время предоставить самоуправлению, как оно превращается в распущенность. С этого момента возникают междоусобицы, скоро переходящие в социальные битвы, в которых государства горят, и значение из превращается в пепел.
Истощается ли государство в собственных конвульсиях, или же внутренние распри отдают его во власть внешним врагам, во всяком случае оно может считаться безвозвратно погибшим: оно в нашей власти. Деспотизм капитала, который весь в наших руках, протягивает ему соломинку, за которую государству приходится держаться поневоле, в противном случае оно катится в пропасть.
Того, который от либеральной души сказал бы, что рассуждения такого рода безнравственны, я спрошу: если у каждого государства два врага, и если по отношению к внешнему врагу ему дозволено и не почитается безнравственным употреблять всякие меры борьбы, как например не ознакомлять врага с планами или нападениями защиты, нападать на него ночью или неравным числом людей, то почему же такие же меры в отношении худшего врага, нарушителя общественного строя и благоденствия, можно назвать недозволенными и безнравственными?
Может ли здравый логический ум надеяться успешно руководить толпами при помощи разумных увещания или уговоров при возможности противоречия хотя бы и бессмысленного, но которое может показаться поверхностно разумеющему народу более приятным? Руководясь исключительно мелкими страстями, повериями, обычаями, традициями и сентиментальными теориями, люди в толпе и люди толпы поддаются партийному расколу, мешающему всякому соглашению даже а почве вполне разумного увещевания. Всякое решение толпы зависит от случайного или подстроенного большинства, которое по неведению политических тайн, произносить абсурдное решение, кладущее зародыш анархии в управлении.
Политика не имеет ничего общего с моралью. Правитель, руководящийся моралью, неполитичен, а потому не прочен на своем престоле. Кто хочет править, должен прибегать и к хитрости, и к лицемерию. Великие народные качества — откровенность и честность — суть пороки в политике, потому что они свергают с престолов лучше и вернее сильнейшего врага. Эти качества должны быть атрибутами гоевских царств, мы же отнюдь не должны руководиться ими.
Наше право — в силе. Слово “право” есть отвлеченная и ничем не доказанная мысль. Слово это означает не более, как: дайте мне то, чего я хочу, чтобы я тем самым получил доказательство, что я сильнее вас.
Где начинается право? Где оно кончается?
В государстве, в котором плохая организация власти, безличие законов и правителя, обезличенных размножившимися от либерализма правами, я черпаю новою право — броситься по праву сильного и разнести все существующие порядки и установления, наложить руки на законы, перестроить все учреждение, и сделаться владыками тех, которые предоставили нам права своей силы, отказавшись от них добровольно, либерально…
Наша власть при современном шатании всех властей, будет необоримее всякой другой, потому что она будет незримой до тех пор, пока не укрепится настолько, что ее уже никакая хитрость не подточит.
Из временного зла, которое мы вынуждены теперь совершать, произойдет добро непоколебимого правления, которое восстановит правильный ход механизма народного бытия, нарушенного либерализмом. Результат оправдывает средства. Обратим же внимание в наших планах не столько на доброе и нравственное, сколько на нужное и полезное.
Перед нами план, в котором стратегически изложена линия, от которой нам отступать нельзя без риска видеть разрушение многовековых работ.
Чтобы выработать целесообразные действия, надо принять во внимание подлость, неустойчивость, непостоянство толпы, ее неспособность понимать и уважать условия собственной жизни, собственного благополучия. Надо понять, что мощь толпы слепая, неразумная, не рассуждающая , прислушивающаяся направо и налево. Слепой не может водить слепых без того, чтобы их не довести до пропасти, следовательно, члены толпы, выскочки из народа, хотя бы и гениально умные, но в политике не разумеющие, не могут выступать в качестве руководителей толпы без того, чтобы не погубить всей нации.
Только с детства подготовляемое к самодержавию лицо может ведать слова, составляемые политическими буквами.
Народ, предоставленный самому себе, т.е. выскочкам из его среды, саморазрушается партийными раздорами, возбуждаемыми погонею за властью и почестями и происходящими от этого беспорядками. Возможно ли народным массам спокойно, без соревнования, рассудить, управиться с делами страны, которые не могут смешиваться с личными интересами? Могут ли они защищаться от внешних врагов? Это немыслима, ибо план, разбитый на несколько частей, сколько голов в толпе, теряет цельность, а потому становится непонятным и неисполнимым.
Только у Самодержавного лица планы могут выработаться обширно ясными, в порядке, распределяющем все в механизме государственной машины; из чего надо заключить, что целесообразное для пользы страны управление должно сосредоточиться в руках одного ответственного лица. Без абсолютного деспотизма не может существовать цивилизация, проводимая не массами, а руководителем их, кто бы он ни был. Толпа — варвар, проявляющий свое варварство при каждом случае. Как только толпа захватывает в свои руки свободу, она ее вскоре превращает в анархию, которая сама по себе есть высшая степень варварства.
Взгляните на наспиртованных животных, одурманенных вином, право на безмерное употребление которого дано вместе со свободой. Не допускать же нам и наших дойти до того же… Народы гоев, одурманены спиртными напитками, а молодежь их одурела от классицизма и раннего разврата, на который ее подбивала наша агентура — гувернеры, лакеи, гувернантки — в богатых домах, приказчики и проч., наши женщины в местах гоевских увеселений. К числу этих последних я причисляю и так называемых “дам из общества”, добровольных последовательниц из по разврату и роскоши.
Наш пароль — сила и лицемерие. Только сила побеждает в делах политических, особенно если она скрыта в талантах, необходимых государственным людям. Насилие должно быть принципом, а хитрость и лицемерие — правилом для правительств, которые не желают сложить свою корону к ногам агентов какой-либо новой силы. Это зло есть единственное средство добраться до цели, добра. Поэтому мы не должны останавливаться перед подкупом, обманом и предательством, когда они должны послужить к достижению нашей цели. В политике надо уметь брать чужую собственность без колебаний, если ею мы добьемся покорности и власти.
Наше государство, шествуя путем мирного завоевания, имеет право заменить ужасы войны менее заметными и более целесообразными казнями, которыми надобно поддерживать террор, располагающий к слепому послушанию. Справедливая, но неумолимая строгость есть величайший фактор государственной силы: не только ради выгоды, но и во имя долга, ради победы, нам надо держаться программы насилия и лицемерия. Доктрина расчета настолько же сильно, насколько и средства ею употребляемые. Поэтому не столько самими средствами, сколько доктриной строгости мы восторжествуем и закрепостим все правительства своему сверхправительству. Достаточно, чтобы знали, что мы неумолимы, чтобы прекратились ослушания.
Еще в древние времена мы среди народа впервые крикнули слова: “свобода, равенство, братство”, слова, столь много раз повторенные с тех пор бессознательными попугаями, отовсюду налетевшими на эти приманки, с которыми они унесли благосостояние мира, истинную свободу личности, прежде так огражденную от давления толпы. Якобы умные, интеллигентные гои не разобрались в отвлеченности произнесенных слов, не заметили противоречия их значения и соответствия из между собою, не увидели, что в природе нет равенства, не может быть свободы, что сама природа установила неравенство умов, характеров и способностей, равно и подвластность ее законам, не рассудили, что толпа — сила слепая, что выскочки, избранные из нее для управления. в отношении политики такие же слепцы, как и она сама, что посвященный, будь он даже гений, ничего не поймет в политике — все это гоями было упущено из виду; а между тем на этом зиждилось династическое правление: отец передавал сыну знание хода политических дел, так, чтобы никто его не ведал, кроме членов династии, и не мог бы выдать его тайны управляемому народу. Со временем смысл династической передачи истинного положения дел политики был утрачен, что послужило к успеху нашего дела.
Во всех концах мира слова “свобода, равенство, братство” становили в наши ряды через наших сильных агентов целые легионы, которые с восторгом несли наши знамена. Между тем эти слова были червяками, которые подтачивали благосостояние гоев, уничтожая всюду мир, спокойствие, солидарность, разрушая все основы из государств. Вы увидите впоследствии, что это послужило к нашему торжеству: это нам дало возможность, между прочим, добиться важнейшего козыря в наши руки — уничтожения привилегий, иначе говоря, самой сущности аристократии гоев, которая была единственной против нас защитой народов и стран. На развалинах природной и родовой аристократии мы поставили аристократию нашей интеллигенции во главе всего, денежной. Ценз этой новой аристократии мы установили в богатстве, от нас зависимом, и в науке, двигаемой нашими мудрецами.
Наше торжество облегчилось еще тем, что в сношениях с нужными нам людьми мы всегда действовали на самые чувствительные струны человеческого ума — на расчет, на алчность, на ненасытность материальных потребностей человека; а каждая из перечисленных человеческих слабостей, взятая в отдельности, способна убить инициативу, отдавая волю людей в распоряжение покупателя из деятельности.
Абстракция свободы дала возможность убедить толпу, что правительство ничто иное, как управляющий собственника страны — народа, и что его можно сменять, как изношенные перчатки.
Сменяемость представителей народа отдавала из в наше распоряжение и, как бы, нашему назначению.