Москва, 14 февраля — Наша Держава (Ольга Радько). ФМС и Минэкономики разработали законопроект, предлагающий предоставлять российское гражданство иностранцам, вложившим до 10 млн руб. в экономику РФ, и зарубежным студентам, закончившим в РФ колледжи и вузы, при этом проработавшим в России не менее трех лет. Как говорят эксперты, если в первом случае речь идет о единицах индивидуальных предпринимателей, то во втором – о миллионах граждан.
Поправки к ст. 14 закона «О гражданстве РФ», касающиеся упрощенного порядка предоставления гражданства, уже прошли обсуждение в правительстве и, по данным издания, вскоре будут внесены в Госдуму. Как говорится в пояснительной записке, поправки разработаны в рамках реализации концепции государственной миграционной политики на 2012-2015 годы. Согласно концепции, одной из задач является «переселение на постоянное место жительства специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, а также стимулирование молодежи, имеющей востребованные профессии и специальности».
Сейчас на получение гражданства в упрощенном порядке в основном могут претендовать либо те иностранцы, чей супруг является гражданином РФ, либо те, кто родился на территории бывшего СССР и является лицом без гражданства. В документе предлагается воспользоваться европейским опытом при предоставлении гражданства по упрощенной схеме. Например, в Австрии заявитель должен инвестировать не менее €6 млн в экономику страны, в Болгарии – не менее €512 тыс. в так называемые проекты приоритетного инвестирования. Предоставлять российское гражданство предлагается за меньшую сумму. Например, на него смогут претендовать индивидуальные предприниматели, проработавшие в РФ не менее трех лет, если их ежегодная выручка составляет не меньше 10 млн руб. Кроме того, получить гражданство смогут инвесторы, чья доля в уставном капитале российского юрлица составляет не менее 10%. При этом уставный капитал должен составлять не менее 100 млн руб.
Распространенной в мире схемы «гражданство при покупке недвижимости» проект не содержит, но позволяет легко ее организовать. Проект также не содержит ограничений по «удержанию» собственности или активов, позволяющих претендовать на российский паспорт, – в теории от них можно избавиться непосредственно после получения гражданства РФ. Это обстоятельство делает как минимум спорным потенциальное воздействие принятия проекта на приток капитала в Россию и на местный инвестклимат: как правило, в европейских и азиатских правилах получения «инвестгражданства» такие «дырки» довольно тщательно закрываются.
Проект не решает и головной боли предпринимателей, которые могли бы быть заинтересованы в получении российского гражданства, – он не дает никаких преференций членам семей предпринимателя по упрощенному получению гражданства. Крайне дешевое по мировым меркам «инвестиционное гражданство РФ» при намерении предпринимателя реально переехать с семьей в Россию при учете этого обстоятельства становится достаточно дорогим: для семьи из трех человек это $900 тыс., что сопоставимо с «расценками» в ЕС.
Статистики по числу индивидуальных предпринимателей, имеющих иностранное гражданство, ФМС не публикует, но на практике они встречаются редко: в основном это граждане стран Закавказья и Ближнего Востока. До 2008 года в России были представлены несколько крупных индивидуальных предпринимателей – граждан КНР с оборотами бизнеса в десятки миллиардов рублей в год, однако они после обострения отношений между Китаем и РФ из-за ликвидации Черкизовского рынка перевели бизнес, по данным платежного баланса РФ, в Гонконг. В целом ИЧП с оборотом более 10 млн руб. в год нечасты – в итоге вряд ли число индивидуальных предпринимателей, подходящих под этот пункт проекта, будет превышать несколько сотен человек в год. Проект существенно облегчает получение гражданства РФ совладельцам любых торговых компаний: ограничение, связанное с владением 10-процентной долей в компании, активами такой компании не менее чем в 100 млн руб. снимается, если компания уплачивает в бюджетную систему РФ не менее 6 млн руб. в год последние три года. На практике для любой реально существующей компании, занимающейся торговыми операциями с оборотами до $1 млн в год, это условие выполняется – то есть упрощенный порядок получения гражданства распространится на любого совладельца 10-процентной доли в компании на грани среднего и мелкого бизнеса.
Другое нововведение касается иностранных студентов, которые начиная с 1 июля 2002 года получили профессиональное образование и к моменту обращения за гражданством проработали на территории РФ три года.
Отметим, что ни законодательством, ни проектом сейчас не установлены ограничения на работу для иностранных студентов в России, которые, как правило, имеют вид на жительство, – таким образом, законопроект позволяет для них получение гражданства РФ в упрощенном порядке даже до завершения образования. По словам технического делегата от РФ развивающей молодежную занятость организации World skills international Павла Черных, в общей сложности речь может идти о 2 млн студентов колледжей. «Получать среднее образование в РФ считается престижным в ряде стран СНГ. В общей сложности иностранные студенты составляют 20-25% от всех учащихся. Как правило, речь идет о гражданах Туркмении, Узбекистана и Молдавии», – заявил он «Ъ». Согласно данным Минобразования, в российских вузах только в 2013 году было зафиксировано около 100 тыс. иностранных студентов. Таким образом, если считать с 2002 года, речь может идти о 1 млн иностранцев. При этом неизвестно, кто из них в итоге остался в России, а кто после обучения уехал на родину.
По мнению заместителя секретаря Общественной палаты (ОП) РФ Владислава Гриба, подобная практика предоставления гражданства может оказать лишнюю нагрузку на госбюджет. «Указанные в документе суммы слишком малы по сравнению с тем, сколько в итоге государство будет тратить на своего нового гражданина (пенсия, медицинское страхование и т. д.). Что касается студентов, то предлагать им гражданство после трех лет работы тоже слишком рано. Должно пройти не меньше пяти лет, и только после этого стоит давать разве что вид на жительство», – заявил он «Ъ», добавив, что 19 февраля члены ОП РФ соберутся для общественной экспертизы законопроекта. Глава Федерации мигрантов России Маджумдер Амин, напротив, считает, что инициатива ФМС улучшит инвестиционный климат: «Мы с 2007 года добивались введения данной практики. Если закон примут, то в российскую экономику начнут активнее инвестировать представители дальнего зарубежья из Китая, Индии и той же Европы. При этом их будет проще контролировать в качестве граждан РФ». Отметим, что и до инициатив по упрощению процедуры получения российского гражданства число выданных российских паспортов продолжало расти. Согласно статистике ФМС, если в 2012 году гражданство РФ получили 95 737 человек, то в 2013-м – уже 135 788 человек.