именующих себя христианами, вне зависимости от истинности или
ошибочности любого из вероисповеданий. Основоположником его стал
известный масонский деятель, председатель ИМКА Д. Мотт, впервые
изложивший эти антихристианские взгляды в 1910 году на съезде
Международного миссионерского совета в Эдинбурге.
Первая и главная ложь экуменизма – тезис об «исторически
произошедшем разделении церквей». Та Церковь, которую основал Христос и
которая содержала полноту спасительной Истины, говорят экуменисты, с
течением времени, под воздействием исторических причин разделилась на
различные ветви. Эти ветви – Православие и католицизм, протестантизм и
его многочисленные разновидности – вполне равноправны. Они являются
результатом человеческой деятельности, следствием политических и
национальных разногласий, и потому все одинаково несовершенны. Сегодня,
наконец, пришла пора устранить эти искусственные разногласия и
воссоединить различные религиозные конфессии, вернувшись к
первоначальному, первохристианскому единству…
Лукавство подобных рассуждений заключается в том, что на деле
никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства
недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности
имело место постепенное отпадение западных народов и западноевропейских
конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Церковь же эта неповрежденно существует и поныне, приняв
наименование Православной, то есть правильно славящей Бога. Любое
непредвзятое историческое исследование покажет, что православие вовсе не
есть «одно из» многочисленных исповеданий. Оно есть именно то
первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии –
идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума – отпали
все остальные христианские «конфессии». И желание «уравнять в правах»
Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой есть
не что иное, как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной
деградации, который превратил сегодня Запад в бездушное и
обезверившееся «общество потребления».
Вторая ложь экуменизма неразрывно связана с первой и является ее
логическим продолжением. Это – тезис о том, что «каждая из разделившихся
церквей хранит свою часть Божественной Истины и никто не может
претендовать на обладание Ее полнотой».
«Разве разделился Христос?» – восклицал еще девятнадцать веков
назад апостол Павел, укоряя тех, кто пытался незаконно предъявить свои
претензии на обладание церковной благодатью (Кор. 1:13). Сегодня число
таких претендентов многократно умножилось. При этом все они почему-то
стыдливо забывают сказать о том, что их претензии – это претензии
самозванцев, пытающихся обосновать свои мнимые права с помощью лукавых
передергиваний, преднамеренных умолчаний и откровенных выдумок.
Здесь будет уместно еще раз указать на смертельную опасность
подобных попыток не только для русского религиозного самосознания, не
только для православия и православных, но для российской
государственности вообще, для всего нашего общества в целом. Сегодня
любому политологу очевидно, что оздоровление государственного бытия
немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, без
умиротворения массового сознания. В свою очередь, такое умиротворение
возможно лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной
идеологии, которая должна содержать фундаментальные нравственные
ценности и моральные ориентиры – идеалы народного бытия. Эти идеалы
неизбежно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо
именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину,
именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и
пороках, о смысле жизни человека.
Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность. И всяческие
рассуждения о том, что «все конфессии обладают равным правом на
Истину», объективно обесценивают всю тысячелетнюю историю русского
народа, из века в век пытавшегося реализовать в своей жизни именно
православный нравственно-религиозный идеал.
Третья ложь экуменизма – ложь о том, что его нравственным
основанием является любовь, повинуясь зову которой экуменисты стараются
уничтожить в религиозной области все разногласия и разделения, утвердить
повсюду мир и единение.
Любовь – первая и главная добродетель христианина. Апостол Павел
возглашает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви
не имею, то я – медь звенящая… Если имею дар пророчества, и знаю все
тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы
переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение
мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том
никакой пользы» (Кор. 13: 1–3).
Но любовь эта, без которой невозможно само существование мира,
без которой теряет смысл человеческая жизнь, есть прежде всего любовь к
Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям, которые
позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь
в обителях райских. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая
заповедь», – поучал Христос Спаситель Своих учеников (Мф. 22:37–38).
Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры.
Такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего
издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных
заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять
истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных
человеческих заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми
лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих
неблаговидных целей.
Настоящее христианство, исполненное живой веры, бесконечно далеко
от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов,
составляющих ныне главную опору экуменизма в России. Не может быть мира
между истиной и ложью – именно это имел в виду Господь, обязуя Своих
учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав:
«Не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10:34). Этот духовный меч
святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно
пользоваться им в случае, если он видит посягательство на родные
святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: «Теперь…
продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22:36).
Итак, уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в
телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой
брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех
вероотступника и предателя.
Четвертая ложь экуменизма – широко рекламируемое утверждение о его «аполитичности».
Опасаясь того, что антигосударственная, антинациональная сущность
экуменизма привлечет внимание патриотически мыслящих политиков, его
сторонники всемерно акцентируют «внеполитический» характер своего
движения. На деле же стремление представить экуменизм чисто
«внутрирелигиозным» явлением носит откровенно конъюнктурный характер и
не выдерживает даже поверхностной проверки фактами.
Во-первых, сама по себе «мировая религия», общая для всего
человечества, – а именно она является конечной целью всех усилий
экуменистов, – есть не что иное, как идеологическое основание
мондиализма, мировоззренческий фундамент «нового мирового порядка».
Именно эта единая лжерелигия должна «духовно» обосновать необходимость
разрушения суверенных национальных государств и объединение всего
человечества в единое супергосударство с Мировым Правительством во
главе.
Сегодня ни для кого не секрет, что после развала СССР Запад во
главе с Соединенными Штатами откровенно претендует на планетарную
диктатуру. В рамках ООН ныне уже вполне ясно вырисовываются отдельные
структуры грядущего Мирового Правительства, опирающегося в своей
деятельности на колоссальную военную мощь НАТО. Разгром Ирака, удушение
Югославии, варварские бомбардировки православных сербов – все эти
карательные акции недвусмысленно показывают, какая участь ждет
непокорных противников «нового мирового порядка»…
Неоспоримы также связи экуменизма с мировым масонством. Еще в
1946 г., на заре экуменического движения, французский масонский журнал
«Тампль» писал: «Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры
религиозного порядка, в какой части вопросы объединения церквей,
экуменические конгрессы и т.д. могут представлять интерес для масонства?
Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, близко интересует
масонство. Она близка масонству, так как содержит в себе идею
универсализма… Во всяком случае, при возникновении первых экуменических
конгрессов вмешательство наших братьев было определяющим…»
С христианской точки зрения попытки создания «универсальной»
религии оцениваются однозначно – как подготовка к воцарению антихриста.
Неудивительно поэтому, что многие православные иерархи весьма резко
отзывались об экуменизме.
«Я осуждаю экуменизм и считаю его не просто ересью, а
сверхъересью, – заявил в 1972 г. александрийский патриарх Николай VI. –
Это вместилище всех ересей и зловерий. Нам хорошо известны
антихристианские силы, закулисно управляющие экуменизмом… Экуменизм
направлен против православия. Он представляет сегодня самую большую
опасность наряду с безверием нашей эпохи, обожествляющим материальные
привязанности и удовольствия». Несколько лет назад заявил о прекращении
всех экуменических контактов Блаженнейший патриарх Диодор, предстоятель
Иерусалимской Православной Церкви.
А Русская Зарубежная Православная Церковь вполне официально
внесла в богослужебный чин (Последование в Неделю Православия)
анафематствование экуменистам следующего содержания: «Нападающим на
Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, и тем, кто
имеет общение с такими еретиками, или способствует им, или защищает
ересь экуменизма, полагая ее проявлением братской любви и единения
разрозненных христиан, – Анафема!»
В связи с этим особенно ярко выясняется несостоятельность
нынешних «православных экуменистов», использующих для своего оправдания
пятую ложь – тезис о том, что в рамках экуменического движения они
остаются лишь для того, чтобы «свидетельствовать инославным об истинах
православия».
Надо сказать, что в России широкое соборное обсуждение проблемы
экуменизма было проведено лишь единожды – в 1948 году в Москве на
Конференции Православных Поместных Церквей. Тогда на эту тему пространно
высказались многие видные православные богословы и иерархи. В итоговой
резолюции отмечалось, что «целеустремления экуменического движения не
соответствуют идеалу «христианства», что «создание экуменической церкви
как влиятельной международной силы есть падение перед искушением (земной
власти. – Прим. Митр. Иоанн), отвергнутым Христом, и уклонение на
нехристианский путь», что «экуменическое движение не обеспечивает дела
воссоединения церквей благодатными средствами». Резолюция постановляла:
«Отказаться от экуменического движения».
Под этим документом первой стоит подпись Патриарха Московского и
всея Руси, затем еще одиннадцать подписей православных первоиерархов.
Сегодня вопрос об отношении к экуменизму вновь поднят со всей
остротой. Та духовная агрессия, которая была развязана в последние годы
против России со стороны инославных конфессий, подтвердила наши худшие
опасения: острие ее главного удара по-прежнему направлено против
Русского Православия. Архиерейский Собор, состоявшийся в конце 1994 г.,
констатировал «необходимость подвергнуть все вопросы, беспокоящие
духовенство и мирян нашей Церкви в связи с ее участием в экуменическом
движении, тщательному богословскому, пастырскому и историческому анализу
и переосмыслению».