Москва, 16 апреля — Наша Держава. В российской науке и публицистике
проблематику межнациональных браков в РФ замечают исключительно в
положительном контексте. Об отношении к ним большинства русских, а также
о негативных последствиях таких союзов для нашего народа, пытаются
особо не говорить. Данная тема считается несолидной для российских
учёных, маститых политологов и журналистов, опасной и неоднозначной.
Изучающего её могут обвинить во всех смертных грехах: радикальном
национализме, фашизме и прочих словах заканчивающихся на «изм». Хотя это
совсем не так.
проблематику межнациональных браков в РФ замечают исключительно в
положительном контексте. Об отношении к ним большинства русских, а также
о негативных последствиях таких союзов для нашего народа, пытаются
особо не говорить. Данная тема считается несолидной для российских
учёных, маститых политологов и журналистов, опасной и неоднозначной.
Изучающего её могут обвинить во всех смертных грехах: радикальном
национализме, фашизме и прочих словах заканчивающихся на «изм». Хотя это
совсем не так.
А между тем во многих государствах мира,
в том числе и благополучных европейских, начинают понимать (особенно в
последнее время) угрозу, которая представляет собой ассимиляция
мигрантами коренного населения за счёт смешанного состава семьи, а в
Израиле и некоторых других странах эта тема доведена уже чуть ли не до
вопроса государственного масштаба. Логично, что она требует глубокого
осмысления и у нас. Попробуем спокойно и научно разобраться в этой
сложной, но очень актуальной проблеме, рассмотрев в ней как минусы, так и
плюсы для нашей страны.
в том числе и благополучных европейских, начинают понимать (особенно в
последнее время) угрозу, которая представляет собой ассимиляция
мигрантами коренного населения за счёт смешанного состава семьи, а в
Израиле и некоторых других странах эта тема доведена уже чуть ли не до
вопроса государственного масштаба. Логично, что она требует глубокого
осмысления и у нас. Попробуем спокойно и научно разобраться в этой
сложной, но очень актуальной проблеме, рассмотрев в ней как минусы, так и
плюсы для нашей страны.
Дела давно минувших дней
Трудно спорить с тем, что смешанные
браки существовали всегда, с тех далёких времен, когда человечество
начало делиться на народы. И очень трудно найти сегодня национальности,
которые бы были абсолютно чистыми и не имели бы вообще никаких инородных
вкраплений. Многие исследователи утверждают, что именно такие союзы на
раннем этапе русской истории помогли ассимилировать некоторые коренные
этнические группы в русскую этнокультурную среду. Распространённость
межнациональных браков историки замечают при славянской колонизации
Северо-Восточной Руси, и позднее при заселении Сибири и Дальнего
Востока, других окраин.
браки существовали всегда, с тех далёких времен, когда человечество
начало делиться на народы. И очень трудно найти сегодня национальности,
которые бы были абсолютно чистыми и не имели бы вообще никаких инородных
вкраплений. Многие исследователи утверждают, что именно такие союзы на
раннем этапе русской истории помогли ассимилировать некоторые коренные
этнические группы в русскую этнокультурную среду. Распространённость
межнациональных браков историки замечают при славянской колонизации
Северо-Восточной Руси, и позднее при заселении Сибири и Дальнего
Востока, других окраин.
Но позже среди русских это явление
перестало быть распространено, возобладало негативное к нему отношение. У
нашего народа даже между различными сословными группами браки были
очень редкими (между мещанами, казаками, крестьянами, дворянами и
прочими). Трудно было сочетаться браком православному и старообрядцу,
малороссу и казаку, крестьянину и мещанину, не говоря уже о людях чужой
культуры, веры и традиций.
перестало быть распространено, возобладало негативное к нему отношение. У
нашего народа даже между различными сословными группами браки были
очень редкими (между мещанами, казаками, крестьянами, дворянами и
прочими). Трудно было сочетаться браком православному и старообрядцу,
малороссу и казаку, крестьянину и мещанину, не говоря уже о людях чужой
культуры, веры и традиций.
В Российской Империи межнациональные
союзы не превышали 0, 02%, этому способствовал и тот факт, что до 1917
г. брак православного с иноверцем законодательно был под запретом, но
они допускались и принимались абсолютно нормально, если будущий супруг
или супруга принимали православие (а на самом деле это было символом
вхождения в русских). Русский плавильный котёл отлично плавился, и
усваивал там некоторое количество иноплеменников, что увеличивало
численность нашего народа. Особенно было это заметно на примере
российского казачества, куда входили большие части совершенно различных
этнических групп (татары, шведы, поляки, адыгейцы, даже некоторая часть
чеченцев и прочих), которые со временем полностью принимали русские
признаки идентификации: язык и культуру; чужаки крестились, становясь
для окружающих полностью своими.
Но не только так было у казаков, в
российской истории есть огромное число людей с европейскими,
кавказскими, азиатскими или другими корнями, которые полностью и
добровольно приняли русское этническое самосознание, и окончательно
забыв своё настоящее национальное происхождение. Наш народ со временем
благосклонно принимал таких людей, которые часто делали очень много для
нашей страны. И так было не только в России, но и во многих других
странах. Так, например, венгерский национальный поэт и патриот Ша́ндор
Пе́тёфи был наполовину этническим сербом, а наполовину словаком, но
всегда считал себя только мадьяром, и таких примеров в истории можно
найти огромное количество.
российской истории есть огромное число людей с европейскими,
кавказскими, азиатскими или другими корнями, которые полностью и
добровольно приняли русское этническое самосознание, и окончательно
забыв своё настоящее национальное происхождение. Наш народ со временем
благосклонно принимал таких людей, которые часто делали очень много для
нашей страны. И так было не только в России, но и во многих других
странах. Так, например, венгерский национальный поэт и патриот Ша́ндор
Пе́тёфи был наполовину этническим сербом, а наполовину словаком, но
всегда считал себя только мадьяром, и таких примеров в истории можно
найти огромное количество.
Не стоит отрицать, что до начала XX века
конфессиональная принадлежность играла особую роль в процессе создания
коллективной русской идентичности, национальной идеологии. Конечно,
другие факторы также оказывали свое влияние на её укрепление, особенно
язык
конфессиональная принадлежность играла особую роль в процессе создания
коллективной русской идентичности, национальной идеологии. Конечно,
другие факторы также оказывали свое влияние на её укрепление, особенно
язык
Но церковь, помимо духовной
составляющей, выступала тогда в качестве мощного социального института,
она заботилась о состоянии дел в своей общине. Если же все-таки
межнациональные отношения между людьми случались, то священнослужители
старались сохранить такой брак и потомство от него в рамках русской
этнической общины.
составляющей, выступала тогда в качестве мощного социального института,
она заботилась о состоянии дел в своей общине. Если же все-таки
межнациональные отношения между людьми случались, то священнослужители
старались сохранить такой брак и потомство от него в рамках русской
этнической общины.
Советский человек, вместо русского
Всё поменялось после революции.
Во-первых, бытовое правило, что русские молодожёны должны принадлежать к
одной этнической группе стало несколько ослабевать из-за простой
нехватки мужского населения в результате людских потерь в Первой Мировой
и Гражданской войне. Окончательно это стало необязательным после
Великой Отечественной (по тем же причинам). Во-вторых, идеология
интернационализма, по которой, по словам Ленина, все нации должны
слиться в высшем единстве, переворачивал с ног на голову все традиции
русского народа. Рост союзов людей разных национальностей в советский
период был показателем развития дружественных межнациональных отношений.
И это благодаря пропаганде перестало быть чем-то позорным и
неправильным. Властители «страны советов» хотели создать единую для всех
народов страны новую советскую идентичность, но не на основе русской, а
вместо неё.
Во-первых, бытовое правило, что русские молодожёны должны принадлежать к
одной этнической группе стало несколько ослабевать из-за простой
нехватки мужского населения в результате людских потерь в Первой Мировой
и Гражданской войне. Окончательно это стало необязательным после
Великой Отечественной (по тем же причинам). Во-вторых, идеология
интернационализма, по которой, по словам Ленина, все нации должны
слиться в высшем единстве, переворачивал с ног на голову все традиции
русского народа. Рост союзов людей разных национальностей в советский
период был показателем развития дружественных межнациональных отношений.
И это благодаря пропаганде перестало быть чем-то позорным и
неправильным. Властители «страны советов» хотели создать единую для всех
народов страны новую советскую идентичность, но не на основе русской, а
вместо неё.
На государственном уровне стали поощрять
межнациональные браки, причём в основном за счёт славянских женщин, что
даже тогда вызывало непонимание у населения, которого обрабатывали
многонациональной пропагандой. Фильм «Свинарка и пастух» является
хорошим примером этому. Сюжет там такой: русскую свинарку посылают в
Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Там она встречается с
дагестанским пастухом Мусаибом. Но на их пути встает влюблённый русский
конюх Кузьма, изображаемый в неприглядном виде. В итоге, свинарка
выбирает кавказца. Сюжет межрасовых союзов позитивно обыгрывался и в
довоенном фильме «Цирк» и многих других. Но такой же семейный запрет для
кавказских и азиатских женщин на замужество с русскими мужчинами
нормальной (!) воспринимался советскими властями и обосновывался
красивыми традициями восточных народов.
межнациональные браки, причём в основном за счёт славянских женщин, что
даже тогда вызывало непонимание у населения, которого обрабатывали
многонациональной пропагандой. Фильм «Свинарка и пастух» является
хорошим примером этому. Сюжет там такой: русскую свинарку посылают в
Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Там она встречается с
дагестанским пастухом Мусаибом. Но на их пути встает влюблённый русский
конюх Кузьма, изображаемый в неприглядном виде. В итоге, свинарка
выбирает кавказца. Сюжет межрасовых союзов позитивно обыгрывался и в
довоенном фильме «Цирк» и многих других. Но такой же семейный запрет для
кавказских и азиатских женщин на замужество с русскими мужчинами
нормальной (!) воспринимался советскими властями и обосновывался
красивыми традициями восточных народов.
С советской эпохой связывают и массовый
выезд русских женщин за границу из-за замужества на каком-нибудь
дружественном для Советского Союза арабе, вьетнамце или человеке
негроидной расы из «братских» или развивающихся стран, которые приезжали
к нам учиться. Ведь все трудящиеся на земле большевиками объявлялись
своими. В тот период появился и негативный термин-клише «дети
фестиваля». Из-за того, что моральный запрет на межнациональные и
межрасовые браки был снят на уровне государственной пропаганды, женщины с
радостью вступали в контакты с инородцами, которые приезжали на
какие-нибудь Всемирные фестивали молодёжи и студентов, часто не
собираясь жениться на «сёстрах» из СССР. Потомков таких союзов можно
встретить сегодня практически в каждом крупном городе России и СНГ.
выезд русских женщин за границу из-за замужества на каком-нибудь
дружественном для Советского Союза арабе, вьетнамце или человеке
негроидной расы из «братских» или развивающихся стран, которые приезжали
к нам учиться. Ведь все трудящиеся на земле большевиками объявлялись
своими. В тот период появился и негативный термин-клише «дети
фестиваля». Из-за того, что моральный запрет на межнациональные и
межрасовые браки был снят на уровне государственной пропаганды, женщины с
радостью вступали в контакты с инородцами, которые приезжали на
какие-нибудь Всемирные фестивали молодёжи и студентов, часто не
собираясь жениться на «сёстрах» из СССР. Потомков таких союзов можно
встретить сегодня практически в каждом крупном городе России и СНГ.
90-е, 2000-е и 10-е годы
После развала Советского Союза и резким
падением нравов, вызванного, в том числе и десятилетиями антирусской
советской власти, начался огромных масштабов выезд русских женщин за
границу, уже не только в «дружественные социалистические страны», а
вообще в любые. Возникла целая индустрия откровенной продажи наших
соотечественниц за рубеж, прославившихся на весь мир. Объявления «замуж
за иностранца» можно было найти практически во всех СМИ, остаточные
явления той кампании можно найти и по сей день. На телевидении это
открыто поощрялось, начали выходить сюжеты о героических женщинах,
уехавших из «немытой России». По сути, продолжилась советская
многонациональная тенденция по вымыванию русского самосознания.
падением нравов, вызванного, в том числе и десятилетиями антирусской
советской власти, начался огромных масштабов выезд русских женщин за
границу, уже не только в «дружественные социалистические страны», а
вообще в любые. Возникла целая индустрия откровенной продажи наших
соотечественниц за рубеж, прославившихся на весь мир. Объявления «замуж
за иностранца» можно было найти практически во всех СМИ, остаточные
явления той кампании можно найти и по сей день. На телевидении это
открыто поощрялось, начали выходить сюжеты о героических женщинах,
уехавших из «немытой России». По сути, продолжилась советская
многонациональная тенденция по вымыванию русского самосознания.
К сожалению, в современной России только
малочисленным и привилегированным народам можно говорить о негативном
отношении к смешанным семьям, своём нежелании ассимилироваться. Хорошим
примером этому является кампания дискредитации фильма «Откричат журавли»
со стороны чеченского общества. По его сценарию русский-парень
влюбляется в девушку-чеченку. Доходит до того, что из-за своих чувств
дочь идет против воли отца, собираясь замуж за солдата. Тогда в Грозном
был проведёны митинги за запрет этого фильма под предлогом того, что он
якобы провоцирует межнациональный конфликт. Даже уполномоченный по
правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев заявил, что показ
фильма вызовет бурю негодования в Чечне. По мнению омбудсмена, его
эпизоды противоречат религиозным канонам и национальному менталитету
чеченцев. А теперь подумайте, дали бы русским провести подобные акции и
так говорить?
малочисленным и привилегированным народам можно говорить о негативном
отношении к смешанным семьям, своём нежелании ассимилироваться. Хорошим
примером этому является кампания дискредитации фильма «Откричат журавли»
со стороны чеченского общества. По его сценарию русский-парень
влюбляется в девушку-чеченку. Доходит до того, что из-за своих чувств
дочь идет против воли отца, собираясь замуж за солдата. Тогда в Грозном
был проведёны митинги за запрет этого фильма под предлогом того, что он
якобы провоцирует межнациональный конфликт. Даже уполномоченный по
правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев заявил, что показ
фильма вызовет бурю негодования в Чечне. По мнению омбудсмена, его
эпизоды противоречат религиозным канонам и национальному менталитету
чеченцев. А теперь подумайте, дали бы русским провести подобные акции и
так говорить?
Сегодня из-за слабости политики в
национальном вопросе, которая осталась в наследство от СССР, отсутствия
чёткого и открыто декларируемого русского самосознания у руководства РФ,
решившего создать «российскую идентичность», возник странный феномен,
когда у граждан России быть «просто русским» считается каким-то дурным
тоном. Люди, имеющие кого-либо из родных другой национальности,
обязательно выставляют это напоказ или начинают себя с этим этносом
отождествлять. Дело в том, что наполовину татарином или на четверть
евреем в нашей стране быть выгоднее и проще. Раньше было совсем наоборот
— люди из смешанных браков скрывали нерусские корни.
национальном вопросе, которая осталась в наследство от СССР, отсутствия
чёткого и открыто декларируемого русского самосознания у руководства РФ,
решившего создать «российскую идентичность», возник странный феномен,
когда у граждан России быть «просто русским» считается каким-то дурным
тоном. Люди, имеющие кого-либо из родных другой национальности,
обязательно выставляют это напоказ или начинают себя с этим этносом
отождествлять. Дело в том, что наполовину татарином или на четверть
евреем в нашей стране быть выгоднее и проще. Раньше было совсем наоборот
— люди из смешанных браков скрывали нерусские корни.
Особенно плачевно смешанные браки влияют
на количество наших соотечественников в странах СНГ. В Казахстане
сейчас 23% русских (в 1989 г. — 37%), в Киргизии осталось только 6% (в
1989 г. — 21%), в Узбекистане (1%), в Азербайджане (1%), в Таджикистан
(меньше 0,5%) и т.д. Местные власти делают всё, чтобы за счёт браков
славянских женщин с местным мужчинами ассимилировать остатки русского
населения, которые подвергается выдавливанию и дискриминации. Российские
официальные представительства — посольства и консульства — даже не
пытаются этому как-то противостоять, покорно соглашаясь с такой
интернациональной политикой.
на количество наших соотечественников в странах СНГ. В Казахстане
сейчас 23% русских (в 1989 г. — 37%), в Киргизии осталось только 6% (в
1989 г. — 21%), в Узбекистане (1%), в Азербайджане (1%), в Таджикистан
(меньше 0,5%) и т.д. Местные власти делают всё, чтобы за счёт браков
славянских женщин с местным мужчинами ассимилировать остатки русского
населения, которые подвергается выдавливанию и дискриминации. Российские
официальные представительства — посольства и консульства — даже не
пытаются этому как-то противостоять, покорно соглашаясь с такой
интернациональной политикой.
В конечном итоге
Конечно, межнациональные браки в мировой
истории абсолютно нормальный, распространённый и закономерный процесс,
но в глобальном плане выгоден он только тем народам, в чью национальную
общину входит потомство от таких браков. Не только для азиатских
народов, но и для русских традиций ранее межнациональные браки
исторически были невозможны, за исключением такого брака с лицом,
который добровольно становился русским. И только коммунисты разломали
эндогамию нашего народа. Сегодня нам выгодны смешанные семьи лишь с
близкородственными народами, дети которых будут иметь чёткую русскую
самоидентификацию. Для страны вообще очень важен процесс увеличения
титульного этноса во всех субъектах Российской Федерации. Это является
защитой от различных межнациональных конфликтов и возможного сепаратизма
в будущем.
истории абсолютно нормальный, распространённый и закономерный процесс,
но в глобальном плане выгоден он только тем народам, в чью национальную
общину входит потомство от таких браков. Не только для азиатских
народов, но и для русских традиций ранее межнациональные браки
исторически были невозможны, за исключением такого брака с лицом,
который добровольно становился русским. И только коммунисты разломали
эндогамию нашего народа. Сегодня нам выгодны смешанные семьи лишь с
близкородственными народами, дети которых будут иметь чёткую русскую
самоидентификацию. Для страны вообще очень важен процесс увеличения
титульного этноса во всех субъектах Российской Федерации. Это является
защитой от различных межнациональных конфликтов и возможного сепаратизма
в будущем.
России, чтобы сохранить своё единство,
нежелательно массовое распространение межэтнических семей с
национальными группами, которые в культурном и ментальном отношении
стоят от нас очень далеко. Особенно серьёзно влияет на численность и
демографию нашего народа такие союзы со стороны женского пола. Увы, но
дети от таких замужеств будут иметь чаще всего нерусскую
самоидентификацию, проходить через постоянные внутренние противоречия и
метаморфозы идентичности. Кроме того, Россия нуждается в срочной
политике русификации, чтобы окончательно «усвоить» в том числе и людей,
имеющих смешанное происхождение.
нежелательно массовое распространение межэтнических семей с
национальными группами, которые в культурном и ментальном отношении
стоят от нас очень далеко. Особенно серьёзно влияет на численность и
демографию нашего народа такие союзы со стороны женского пола. Увы, но
дети от таких замужеств будут иметь чаще всего нерусскую
самоидентификацию, проходить через постоянные внутренние противоречия и
метаморфозы идентичности. Кроме того, Россия нуждается в срочной
политике русификации, чтобы окончательно «усвоить» в том числе и людей,
имеющих смешанное происхождение.