Москва, 12 марта — Наша Держава (А.Л.Анисин). К Великому посту христиане готовятся загодя, за три недели. Сначала
после воскресенья, в которое за службой читается евангельская притча о
фарисее и мытаре, проходит сплошная седмица. Сплошная
– значит то, что в эту неделю нет обычного во весь год поста в среду и
пятницу. Следующая неделя – обычная в смысле пищевого рациона, в
воскресенье перед ней в Церкви читается притча о блудном сыне. А потом
наступает Масленица, которую предваряет евангельское чтение о том
Страшном Суде, который ждет каждого человека в конце мiра.
после воскресенья, в которое за службой читается евангельская притча о
фарисее и мытаре, проходит сплошная седмица. Сплошная
– значит то, что в эту неделю нет обычного во весь год поста в среду и
пятницу. Следующая неделя – обычная в смысле пищевого рациона, в
воскресенье перед ней в Церкви читается притча о блудном сыне. А потом
наступает Масленица, которую предваряет евангельское чтение о том
Страшном Суде, который ждет каждого человека в конце мiра.
На Масленице,
которая по церковному называется «сырной седмицей» уже не едят мяса (и
потому воскресенье, с которого она начинается называют мясопустным),
но всё остальное можно во все дни, включая и среду с пятницей. То есть
Масленица это уже немножко пост (мяса-то уже не едят), но все-таки – Праздник, длящийся непрерывно целых семь дней.
которая по церковному называется «сырной седмицей» уже не едят мяса (и
потому воскресенье, с которого она начинается называют мясопустным),
но всё остальное можно во все дни, включая и среду с пятницей. То есть
Масленица это уже немножко пост (мяса-то уже не едят), но все-таки – Праздник, длящийся непрерывно целых семь дней.
Живые и очень яркие воспоминания того, как праздновалась Масленица в старой России, можно найти в книге И.С. Шмелева
«Лето Господне»: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как
чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне;
пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда,
ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по
ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и
бубенцах, с игривыми переборами гармони… Теперь потускнели праздники, и
люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я
был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий
блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на
небе, за зведами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом
широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…
перед постом?»
«Лето Господне»: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как
чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне;
пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда,
ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по
ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и
бубенцах, с игривыми переборами гармони… Теперь потускнели праздники, и
люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я
был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий
блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на
небе, за зведами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом
широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…
перед постом?»
Годовой круг церковной жизни в некотором смысле
изображает собой всю историю человечества. Масленица соответствует здесь
райской жизни человека до грехопадения, когда мяса люди еще не ели и
жили в радостном единстве с Богом. А в последний день Масленицы, в
воскресение перед Великим постом Церковь с своих службах вспоминает
изгнание людей из рая: отступив от Бога, люди сами лишили себя радости.
изображает собой всю историю человечества. Масленица соответствует здесь
райской жизни человека до грехопадения, когда мяса люди еще не ели и
жили в радостном единстве с Богом. А в последний день Масленицы, в
воскресение перед Великим постом Церковь с своих службах вспоминает
изгнание людей из рая: отступив от Бога, люди сами лишили себя радости.
В Церкви последний день Масленицы называется еще Прощеным
воскресением, потому что на пороге Поста люди должны примириться со
всеми, испросив у всех прощения и простив искренно всех: перед лицом
нашей общей беды – греха и смерти – что значат наши мелочные обиды! Семь
недель Великого поста символизируют жизнь человечества до рождения Христа,
а Пасхальные торжества – это празднование спасения людей, празднование
той победы над грехом и смертью, которая даруется каждому через
соединение со Христом. И от Пасхи до следующей Масленицы, до Недели о
Страшном Суде – это жизнь человечества от спасительного пришествия
Христова до конца этого мiра, до того Суда, когда каждый по делам и вере
получит именно то, к чему своей земной жизнью устремился. Нам бы только
отличить настоящие блага от безсмысленной мишуры!..
воскресением, потому что на пороге Поста люди должны примириться со
всеми, испросив у всех прощения и простив искренно всех: перед лицом
нашей общей беды – греха и смерти – что значат наши мелочные обиды! Семь
недель Великого поста символизируют жизнь человечества до рождения Христа,
а Пасхальные торжества – это празднование спасения людей, празднование
той победы над грехом и смертью, которая даруется каждому через
соединение со Христом. И от Пасхи до следующей Масленицы, до Недели о
Страшном Суде – это жизнь человечества от спасительного пришествия
Христова до конца этого мiра, до того Суда, когда каждый по делам и вере
получит именно то, к чему своей земной жизнью устремился. Нам бы только
отличить настоящие блага от безсмысленной мишуры!..
Каждый год,
да и вообще всей своей жизнью человек проходит этот путь от
первозданного рая к Царству Небесному. Точнее сказать – призван пройти.
Но если для человека райская радость Масленицы выражается в одной
разнузданности, а труд и тяготы Великого поста он на себя не принимает –
дескать, нам и без Христа неплохо, – если Воскресения Христова он и не
заметил или, «отметив» Пасху, так и не понял, что в этот день
произошло, если и потом живет человек так, словно и не приходил на землю
Бог, чтобы его спасти, если и перспектива ответить за все свои дела,
слова и мысли никак не напрягает его, – боюсь, что жизнь его промахнется мимо цели, в никуда уйдет…
да и вообще всей своей жизнью человек проходит этот путь от
первозданного рая к Царству Небесному. Точнее сказать – призван пройти.
Но если для человека райская радость Масленицы выражается в одной
разнузданности, а труд и тяготы Великого поста он на себя не принимает –
дескать, нам и без Христа неплохо, – если Воскресения Христова он и не
заметил или, «отметив» Пасху, так и не понял, что в этот день
произошло, если и потом живет человек так, словно и не приходил на землю
Бог, чтобы его спасти, если и перспектива ответить за все свои дела,
слова и мысли никак не напрягает его, – боюсь, что жизнь его промахнется мимо цели, в никуда уйдет…
Радостно
широкой нам всем Масленицы! Радостно вдумчимого нам всем Великого
Поста! И, конечно, торжествующей пасхальной всем нам радости!
широкой нам всем Масленицы! Радостно вдумчимого нам всем Великого
Поста! И, конечно, торжествующей пасхальной всем нам радости!
Дай Бог!