Москва, 39 августа — Наша Держава. «Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии». Эту истину мы более-менее помним, хотя время придало ей глубины, большей, чем изначальная. Но почему-то не удивляемся, когда лакеи идут в биографы к этим самым великим, и навязывают свое понятие о величии нам.
«А
штиблеты-то пятый раз чинены, а желудок слабый, а с супружницей
вдругорядь пособачился, а давеча водку жрал», это сейчас ведущая
тональность большинства «литературоведов» и «искусствоведов».
Но,
если лакей в самом деле хотя бы наблюдал вблизи дырки на штиблетах
барина, то нынешний гуманитарный интеллигент, за недостатком
подробностей из людской, чаще всего либо бездумно питается сплетнями,
либо, вместо штиблет гения, разглядывает собственные кроссовки и
приписывает ему стилистику собственных скандалов.
Проще говоря – он еще и лжет.
Есть
некий, как я недавно обнаружила, В.Шубинский, подвизающийся в
биографическом жанре. Не обошел он вниманием и Николая Гумилева.
Добавьте подпись |
Я
его книг не читала (мне-то такое зачем, у меня с юности на полке
американский четырехтомник) и читать их в любом случае не стану. Ибо для
характеристики всего Шубинского достаточно двух абзацев, которые я
приведу ниже. (Эх, куда уж – ниже?)
Этот
отрывок баснословен. Трудно постичь, как автор умудрился впихнуть в
такой малый текст такое количество лжи? Лжи прямой, лжи косвенной, лжи
всякой. Речь идет об Анне Николаевне Гумилевой, единственной настоящей
вдове поэта. Она, по мнению Шубинского –
«
… работала танцовщицей в нэповских кафе (больше никуда не брали, да и
умела она, вероятно, мало что кроме танцев), пользовалась репутацией
доступной женщины. Потом, постарев, стала посредственной актрисой театра
кукол. Родила еще одну дочь — от случайной связи с соседом по
коммунальной квартире.
Елена
Гумилева в детстве была нехороша собой (в отца). Потом неожиданно
расцвела — стала, как мечтал Николай Степанович, красавицей. Увы, судя
по всему, она была девушкой ограниченной и пустой. Работала где-то
счетоводом…»
Здесь надлежит изучить под лупой каждую (!) поганую строку. Да что там строчку – иногда каждое слово!
Итак.
«работала танцовщицей в нэповских кафе»
Слово
«нэповский» здесь ощутимо акцентирует нечто эдакое порочное, вроде как
пьяный угар с одалисками. В действительности о подобной странице
биографии мало, что известно. Зато известно другое: до 1921 Анна
Николаевна была мужней женой, а далее жила в семье отца –
Н.А.Энгельгардта, видного консервативного политического деятеля
Российской Империи. Семья была очень религиозной, в том числе и в
советское время. Ну и кто бы позволил этой молодой женщине плясать в
неглиже в притонах, вспади ей такая фантазия? Муж? Отец? Ну-ну.
Вывод:
либо Анна Николаевна вовсе не занималась публичными танцами (никто из
мемуаристов не может назвать ничего конкретно) либо – занималась в
каком-либо вполне благопристойном заведении, возможно и частном.
«(больше никуда не брали, да и умела она, вероятно, мало что кроме танцев)»
Да?
Вообще-то Анна Николаевна относилась по рождению к самой высокой
аристократии («дворянство вообще» это советские фантазии в стиле 70-х гг
прошлого века, градаций в действительности много). Девушки этого круга,
ровесницы А.Н., начиная с Великих Княжон, имели квалификацию и опыт
работы в лазаретах и госпиталях. Есть упоминания (и они куда более
правдоподобны, чем слухи о плясках в кабаке) что потрудиться в госпитале
успела и Анна Энгельгардт.
«пользовалась репутацией доступной женщины»
Кто держал свечу? Шубинский?
Это
просто хрестоматийная иллюстрация феномена под названием «несовпадение
культурного кода». Этот биограф даже не способен задаться вопросом – что
сделал бы с ним боевой офицер Гумилев, прочтя подобные строки о своей
жене?
Гумилев,
участник дуэли из-за доброго имени женщины? Волошин счел женщину
оскорбленной – Гумилев вышел к барьеру. Это нормально, а как иначе-то
люди живут?
Шубинский, конечно, недуэлеспособен. Поэтому Гумилев просто побил бы его тростью.
Но
узость мышления не позволяет даже вообразить, что кто-то мог бы и
возмутиться. «А четакова? Я ж только сплетню повторил». Вот именно.
Только внутри ТОЙ культуры за такие «пустяки» — убивали и умирали.
Повторимся: молодая женщина жила в строго религиозной семье отца.
«Потом, постарев»,
На момент основания Ленинградского театра кукол Анне Николаевне немногим более тридцати лет. Вот это старость!
«стала посредственной актрисой»
Посредственной?
То есть мы можем сделать вывод, что Шубинский слушал записи спектаклей?
И на их основании сумел компетентно оценить?
«театра кукол».
Вообще-то А.Н. Гумилева – одна из трех основателей прославленного театра.
Репертуар был по тем временам совершенно невероятный, чего стоил один «Бевронский луг».
Вообще-то
этот театр героически ставил детские спектакли в самую страшную
блокадную зиму, и полуживые актеры, Анна Николаевна в том числе, еще и
нашли силы устроить детскую ёлку. (На этой ёлке детишек смогли угостить
овсяным киселем).
Вообще-то она — героиня Блокады.
Но мы видим – идет намеренная игра на принижение образа. Образа Жены Поэта.
«Родила еще одну дочь — от случайной связи с соседом по коммунальной квартире».
У «еще одной дочери» было имя. Галина Серафимовна Небродова. И она – тоже правнучка автора «Писем из деревни».
У меня есть предположения, что случилось с Небродовым, но об этом я пишу не в блоге.
Но экая же мерзость булькает в этих головах! «Случайная связь». Шашни.
Анна Николаевна овдовела слишком рано. Разумеется, она имела полное право на второй брак.
Про Елену Николаевну еще один творческий человек отметился отдельно, но сейчас мы о Шубинском.
«Елена
Гумилева в детстве была нехороша собой (в отца). Потом неожиданно
расцвела — стала, как мечтал Николай Степанович, красавицей. Увы, судя
по всему, она была девушкой ограниченной и пустой».
Судя по всему – чему? По чему – всему? И кто тут может судить – опять же наше порченое хнау по имени Шубинский? Вот так судья…
Напомним – воспитанием Елены занимались дед и бабка, люди в русской литературе, скажем так, не чужие.
«Работала где-то счетоводом…»
Я бы вообще запрещала писать буквами тем, кто вместо «служила» употребляет слово «работала»… Ну да ладно.
А чего он хочет? Чтобы Елена училась в Университете – с расстрелянным отцом и девичьей фамилией матери? Вот удивил.
Тем не менее трагическую судьбу Анны Николаевны и Елены Николаевны Низменность смеет называть «глухой и жалкой».
Каждому своё. Только не трогали бы они – нашего.
Они ведь только свой кабацкий пляс души показывают сколь-нибудь мыслящему читателю. Пусть их пляшут. Покуда.
Я, друживший с сыновьями Н.С. Гумилёва написавший о семье Гумилёва не одну книгу, в том числе в серии ЖЗЛ, и 300 лет рода Гумлёвых -роспись по дням и событиям, хотел бы подтвердить абсолютную наглость и лживость якобы биографии некого вынырнувшего из совдепии Шубинского. Провокаторы были всегда после 1917 года. И некто Шубинскй лишь один из лживописцев. Молодец, Елена Чудинова, что подняла эту тему. Сударыня, отдельное спасибо вам лично от меня и правнучек великого поэта ныне здравствующих!!! Владимир ПОЛУШИН, кандидат филологических наук, руководитель секции по литературному наследию Н.С. Гумилёва Союза писателей России, лауреат в том числе Всероссийской премии Н.С. Гумилёва др.
И ещё Владимир Полушин — член Союза ревнителей Памяти Императора Николая II