Москва, 14 апреля — Наша Держава . В целом ряде статей мы обрисовали
политическую сторону государственного строя, способного исправить
недостатки существующих узаконений. Но чисто политическими условиями не
исчерпывается задача построения сильной материально и духовно
государственности. Человеческое общежитие основывается всегда на
элементе этическом, вследствие чего для государства становится высоко
важен вопрос об отношениях к вере и Церкви.
политическую сторону государственного строя, способного исправить
недостатки существующих узаконений. Но чисто политическими условиями не
исчерпывается задача построения сильной материально и духовно
государственности. Человеческое общежитие основывается всегда на
элементе этическом, вследствие чего для государства становится высоко
важен вопрос об отношениях к вере и Церкви.
Если введение народного представительства,
не фальшивого, а действительного, сближает Верховную Власть с нацией на
почве гражданской, то правильная установка церковного управления и его
отношений к государственной власти сближает Верховную Власть с
нравственно-религиозной стороной народной жизни. Наоборот — всякий
кризис церковно-народных и церковно-государственных отношений непременно
будет (как это происходит у нас теперь) источником кризиса и в
государственном отношении.
не фальшивого, а действительного, сближает Верховную Власть с нацией на
почве гражданской, то правильная установка церковного управления и его
отношений к государственной власти сближает Верховную Власть с
нравственно-религиозной стороной народной жизни. Наоборот — всякий
кризис церковно-народных и церковно-государственных отношений непременно
будет (как это происходит у нас теперь) источником кризиса и в
государственном отношении.
В России вопрос об отношении государства к
вере и Церкви имеет тем большее значение, что отрешение государства от
союза с Церковью, от обязанности служить христианской идее — составляет
отречение России от исторического смысла своего существования. По
содержанию нашего исторического учредительного права — для русского
государства доселе остается обязательно точка зрения Земского собора
1613 года, восстановившего русское государство и вручившего Верховную в
нем Власть дому Романовых. Земский же Собор поставил союзные отношения к
Церкви в самый фундамент государства.
вере и Церкви имеет тем большее значение, что отрешение государства от
союза с Церковью, от обязанности служить христианской идее — составляет
отречение России от исторического смысла своего существования. По
содержанию нашего исторического учредительного права — для русского
государства доселе остается обязательно точка зрения Земского собора
1613 года, восстановившего русское государство и вручившего Верховную в
нем Власть дому Романовых. Земский же Собор поставил союзные отношения к
Церкви в самый фундамент государства.
Земский Собор обратил тогда свои взоры на
Михаила Романова именно потому, как он объяснил в своей грамоте, что
русские не хотят «видеть Православной, истинной Христианской веры
Греческого закона от латын и от лютерских и богомерзких вер в
обругании». Обязанности в отношении веры и Православной Церкви
поставлены утвержденною грамотой Собора в основу обязанностей. Верховной
Власти государства и эта точка зрения не была новою. Всемирная защита
христианства, и именно православия, была одною из основных задач
государства, созданного русскими. Этим обусловилась и наша историческая
политика на Востоке, наши отношения к грекам и славянам. Сам Петр
Великий мечтал о Крестовом походе, и предпринятая им реформа зародилась
под влиянием мысли о необходимости развить государственную мощь,
потребную для столь великого и трудного дела.
Михаила Романова именно потому, как он объяснил в своей грамоте, что
русские не хотят «видеть Православной, истинной Христианской веры
Греческого закона от латын и от лютерских и богомерзких вер в
обругании». Обязанности в отношении веры и Православной Церкви
поставлены утвержденною грамотой Собора в основу обязанностей. Верховной
Власти государства и эта точка зрения не была новою. Всемирная защита
христианства, и именно православия, была одною из основных задач
государства, созданного русскими. Этим обусловилась и наша историческая
политика на Востоке, наши отношения к грекам и славянам. Сам Петр
Великий мечтал о Крестовом походе, и предпринятая им реформа зародилась
под влиянием мысли о необходимости развить государственную мощь,
потребную для столь великого и трудного дела.
Где же у нас выражается эта историческая
точка зрения в настоящее время? По всему миру христианство
«обругивается» со стороны несравненно более «богомерзких вер», чем те, о
каких имел понятие Собор 1613 года. Христианству в мире приходится
выносить тягчайшую борьбу против всемирного антихристианского движения,
которое ставит своею целью совершенно покончить с христианскою эпохою.
Что же делаем мы?
точка зрения в настоящее время? По всему миру христианство
«обругивается» со стороны несравненно более «богомерзких вер», чем те, о
каких имел понятие Собор 1613 года. Христианству в мире приходится
выносить тягчайшую борьбу против всемирного антихристианского движения,
которое ставит своею целью совершенно покончить с христианскою эпохою.
Что же делаем мы?
В такую эпоху русское государство, храня
свое самосознание, обязано было бы более чем когда-либо пребыть
всемирною опорою христианства. Это одно может дать исторический смысл и
нравственное содержание государственному существованию русского народа.
Если же мы покидаем эту миссию, то русское государство отрекается от
всего прошлого, да и вообще от всякого идеального смысла своего
существования. Государство русского народа, покидая христианскую миссию,
становится столь же не нужным для человечества, как делается
незаменимым, необходимым и драгоценным, если блюдет эту миссию. А блюсти
ее нельзя иначе как в связи с верою и Церковью.
свое самосознание, обязано было бы более чем когда-либо пребыть
всемирною опорою христианства. Это одно может дать исторический смысл и
нравственное содержание государственному существованию русского народа.
Если же мы покидаем эту миссию, то русское государство отрекается от
всего прошлого, да и вообще от всякого идеального смысла своего
существования. Государство русского народа, покидая христианскую миссию,
становится столь же не нужным для человечества, как делается
незаменимым, необходимым и драгоценным, если блюдет эту миссию. А блюсти
ее нельзя иначе как в связи с верою и Церковью.
Но помимо этой общей точки зрения, дающей
мировой смысл русскому государству, значение Церкви важно для
понимающего свои интересы государства и в более тесном практическом
отношении.
мировой смысл русскому государству, значение Церкви важно для
понимающего свои интересы государства и в более тесном практическом
отношении.
Церковь есть источник наиболее совершенной
нравственной дисциплины народа. Поэтому ее процветание и влияние на
народ составляет вопрос государственный. Этот факт в России особенно
полон значения. Православная Церковь имела такое исключительное влияние
на всю историю нашего народа и государства, на весь склад
государственных отношений, что потрясение или тем паче уничтожение
церковного влияния составляет подрыв в самом фундаменте государства.
нравственной дисциплины народа. Поэтому ее процветание и влияние на
народ составляет вопрос государственный. Этот факт в России особенно
полон значения. Православная Церковь имела такое исключительное влияние
на всю историю нашего народа и государства, на весь склад
государственных отношений, что потрясение или тем паче уничтожение
церковного влияния составляет подрыв в самом фундаменте государства.
С потрясением Церкви, нам нужно строить
какое-то новое государство с новым фундаментом, а это предприятие во
всяком случае крайне трудное, может быть недостижимое и в довершение —
какое-то фантастическое, ненужное… по крайней мере, если судить с
точки зрения русского народа.
какое-то новое государство с новым фундаментом, а это предприятие во
всяком случае крайне трудное, может быть недостижимое и в довершение —
какое-то фантастическое, ненужное… по крайней мере, если судить с
точки зрения русского народа.
Действительно, все эти ниспровержения
исторических основ нашего государства, с вытекающею отсюда потребностью
отыскивать и устанавливать нечто новое — нужны разве только для не
русских частей имперского населения, и нужны именно в целях подорвать
русскую гегемонию… В сущности эта задача нелепа даже в их собственных
интересах, за исключением разве, может быть, одних евреев, если
предположить, что евреи действительно в состоянии поработить себе весь
мир, извратив и уничтожив государственные основы, обеспечивавшие силу
других народностей. Но что касается наших сограждан — католиков,
протестантов и даже магометан, то подрыв Русской Империи несет гибель не
одним нам, а и им самим. Как же не понять, что Русскую Империю никто не
в состоянии поддержать в крепости и благоденственности, кроме русских?
Остальные племена могут в этом помогать русским, как нередко и помогали,
но сами не в состоянии справится с такою тяготой. А потому русские,
сохраняя свой прежний здравый смысл, никак не должны допускать
уничтожения нашей исторической государственности.
исторических основ нашего государства, с вытекающею отсюда потребностью
отыскивать и устанавливать нечто новое — нужны разве только для не
русских частей имперского населения, и нужны именно в целях подорвать
русскую гегемонию… В сущности эта задача нелепа даже в их собственных
интересах, за исключением разве, может быть, одних евреев, если
предположить, что евреи действительно в состоянии поработить себе весь
мир, извратив и уничтожив государственные основы, обеспечивавшие силу
других народностей. Но что касается наших сограждан — католиков,
протестантов и даже магометан, то подрыв Русской Империи несет гибель не
одним нам, а и им самим. Как же не понять, что Русскую Империю никто не
в состоянии поддержать в крепости и благоденственности, кроме русских?
Остальные племена могут в этом помогать русским, как нередко и помогали,
но сами не в состоянии справится с такою тяготой. А потому русские,
сохраняя свой прежний здравый смысл, никак не должны допускать
уничтожения нашей исторической государственности.
Если же русские понимают эту задачу, то
они не могут допускать и подрыва связи русского государства с верой и
Церковью. На этой связи у нас держится все: и здравое нравственное
воспитание народа, и национальное сознание своего мирового смысла, и —
вследствие этого — сильное чувство патриотизма, и необоримая основа
русского государства — монархическая власть. Все требует у нас
существования благоцветущей Церкви, а следовательно, и стараний
государства о ее процветании. Эти старания характеризуют всю нашу
историю… за исключением злополучных времен с 1905 года, подрывающих,
впрочем, не одну Церковь и веру, а также и монархию, и гегемонию
русского народа и силу русского государства. И потому-то наряду с
политическими условиями нам теперь необходимее всего озаботиться о
восстановлении союза государства с верой и церковностью.
они не могут допускать и подрыва связи русского государства с верой и
Церковью. На этой связи у нас держится все: и здравое нравственное
воспитание народа, и национальное сознание своего мирового смысла, и —
вследствие этого — сильное чувство патриотизма, и необоримая основа
русского государства — монархическая власть. Все требует у нас
существования благоцветущей Церкви, а следовательно, и стараний
государства о ее процветании. Эти старания характеризуют всю нашу
историю… за исключением злополучных времен с 1905 года, подрывающих,
впрочем, не одну Церковь и веру, а также и монархию, и гегемонию
русского народа и силу русского государства. И потому-то наряду с
политическими условиями нам теперь необходимее всего озаботиться о
восстановлении союза государства с верой и церковностью.
Впервые опубликовано: «Московские ведомости». 1912. N 161, 12 июля.