Москва, 18 ноября – Наша Держава (Виталий Баулин). О неэффективном и нерациональном использовании ОАО «Роснано» средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой заявила сегодня, 13 ноября, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) по результатам проведенной проверки. Как сообщили ИА REGNUM в Росфиннадзоре, результаты проверки целевого использования ОАО «Роснано» средств облигационных займов и кредитов, обеспеченных гарантиями РФ, а также исполнения обязательств обществом по договорам о предоставлении государственной гарантийной поддержки за период 2011-2012 гг., направлены в Министерство финансов РФ.
Как отметили в Росфиннадзоре, в результате выборочной проверки выяснилось, что средства двух облигационных займов в объеме 20 млрд. руб., или более половины суммы заемных средств, привлеченных в 2011 году и обеспеченных государственной гарантийной поддержкой, в течение 16 месяцев не направлялись по целевому назначению. Аналогичная ситуация сложилась по заемным средствам, привлеченным в 2012 году — по состоянию на 1 января 2013 г. неиспользованный остаток заемных средств составил 15,4 млрд. руб. или 55 процентов годовых заимствований. Общий остаток неиспользованных средств составил на эту дату 20,1 млрд. рублей. Как полагают в надзорной службе, это свидетельствует о недостаточной обоснованности объемов запрашиваемой гарантийной поддержки и неэффектном использовании привлеченных средств.
Из 67 млрд. руб. заимствований, привлеченных под гарантии Российской Федерации, в проверяемом периоде использовано 48,2 млрд. руб., из них: 42,0 млрд. руб. — на вклады в уставные капиталы и приобретение акций, 4,9 млрд. руб. — на предоставление займов с целью извлечения прибыли, 1,0 млрд. руб. — на приобретение паев, 0,3 млрд. руб. — на оплату оценочных услуг, технологических и юридических экспертиз и исследований. Свыше четверти из них или 13,6 млрд. руб. направлены в различные инвестиционные фонды и компании, зарегистрированные в оффшорных зонах. Проверкой установлено, что средства в сумме 16,7 млрд. руб. при реализации зарубежных проектов направлены обществом с использованием финансовых схем, правовая конструкция которых не обеспечивает правообладание резидентами Российской Федерации зарубежными технологиями.
В Росфиннадзоре отметили, что при реализации проектов в РФ «Роснано» не осуществляет эффективный мониторинг финансовых вложений, что привело в ряде случаев к неэффективному использованию денежных средств, обеспеченных гарантийной поддержкой государства. Так, в 2010 году в рамках реализации проекта ID 887 Общество вложило в проектную компанию ЗАО «Микробор Нанотех» более 1 млрд. руб. посредством приобретения 49 процентов акций на сумму 234 млн. руб. и предоставления займов на сумму 722 млн. рублей. При этом второй партнер проекта — кипрская компания «Microbor Holding Limited» получила 51 процент акций, вложив в совместное предприятие права собственности на ООО «Микробор технолоджи» с уставным капиталом в 15 тыс. руб. и 43,5 млн. руб. денежными средствами. При отсутствии контроля со стороны Общества проектная компания использовала свыше 400 млн. руб. на цели, не предусмотренные проектом, при том, что общий объем ее продукции, произведенной с применением нанотехнологий (абразивные изделия) за 2010-2012 годы, составил лишь 48,5 млн. рублей. В 2012 году Общество произвело переоценку средств, вложенных в компанию, включая предоставленные займы, с уменьшением их стоимости в 20 раз и одновременно образовало новое ООО «Микробор Нанотех». В результате утрачены средства в сумме свыше 0,9 млрд. руб. и созданы предпосылки для обращения взыскания в размере этой суммы на средства федерального бюджета.
В рамках проверки соблюдения запрета на использование средств, заимствованных под государственные гарантии, на выплату вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу общества выявлено, что за период с 2010 года по 2012 год указанные вознаграждения выплачены в размере 572 млн. рублей. При этом за 2011 год по результатам финансовой деятельности Общества зафиксирован убыток в размере более 3 млрд. руб., а за 2012 год — более 24 млрд. рублей. В этой связи имеются основания полагать, что для выплаты указанных вознаграждений могли быть использованы средства, полученные при государственной гарантийной поддержке.