Киев, 29 июня- Наша Держава (Лидия Михайлова). Не найдя понимания на крымском уровне в деле спасения Дома Арендта (Симферополь, ул.Карла Маркса 25), защитники дома обратились в Киев. По приглашению активистов крымского «Общества защиты и сохранения культурного наследия» Симферополь посетили киевские архитекторы и искусствоведы, которые были удивлены, что такое ценное в архитектурном отношении здание не является памятником культурного наследия. Специалисты изучили все материалы, связанные с домом, и инициировали процесс постановки на учет как памятника архитектуры всей усадьбы Арендта-Ребец. В учетные документы входят, помимо здания на Карла Маркса, 25, еще два дома усадьбы на Долгоруковской 14 – нынешний памятник истории, в котором родился Николай Арендт, и здание, в котором находится бар (во времена Крымской войны там была мертвецкая) — пишет Крымское эхо.
.
Страницы учетных карточек, подготовленные для постановки
на учет дома Арендта как памятника архитектуры
На сегодняшний момент дом Арендта на Карла Маркса, 25 уже считается нововыявленным объектом культурного наследия. О том, как начинался и продвигается процесс постановки усадьбы на учет, мы беседуем с его инициатором, директором НИИ «Истории архитектуры и градостроительства», известным в Украине архитектором-реставратором, лауреатом Госпремии в области архитектуры 1995 года Сергеем Юрченко .
— Сергей Борисович, почему именно ваш институт занимается домом Арендта в Симферополе, почему вы решили, что он должен иметь статус памятника архитектуры и подготовили документы для присвоения соответствующего статуса?
— Ко мне обратились симферопольские активисты с просьбой помочь оценить архитектурную ценность сохранившегося фасада на Карла Маркса, 25 в Симферополе. Наш институт является частью общественной организации охраны памятников истории и культуры. Мы заинтересованы в сохранении культурного наследия на территории нашей страны и поэтому занимаемся вопросами охраны исторического наследия, его сохранения, реставрации памятников архитектуры. То есть мы делаем весь комплекс работ по памятникам архитектуры. В разных городах это наследие разное, и подход должен быть строго индивидуальным, в зависимости от той истории, который пережил тот или иной населенный пункт.
Что касается Симферополя, то именно здания XIX — начала XX века создают и формируют лицо этого города, и их надо охранять, иначе крымская столица потеряет свое историческое лицо и превратится в современный безликий город, это уже никому не интересно, и он потеряет свою туристическую привлекательность.
— После того, как вы подготовили пакет документов и передали их в Симферополь активистам, вы ожидали, что их подпишут крымские чиновники?
— Да, по законодательству, существует два пути постановки объекта культурного наследия на государственный учет. Подавать документы для присвоения номера в государственном реестре культурного наследия, который ведет Министерство культуры Украины, может либо местный орган охраны культурного наследия, либо наша общественная организация, имеющая соответствующую лицензию. Опираясь на эту норму закона, мы подготовили учетную документацию и сначала передали в крымский Реском по охране культурного наследия, чтобы он принял решение о подаче этого объекта на учет, но там отказались это делать, мотивируя тем, что здание находится в плохом техническом состоянии, другой мотивации у них не было.
— Вы считаете, они правы?
— Нет, у нас есть памятники и национального значения, которые находятся в аварийном состоянии. Мы считаем, что в здании дома Арендта сохранился предмет охраны – аутентичная часть здания, позволяющая судить о его первоначальном облике.
Художественные черты, характерные для того периода, когда здание создавалось, фасады сохранились весьма неплохо и очень легко могут быть отреставрированы. Те части здания, которые утрачены, могут быть восстановлены по сохранившимся образцам. Здание очень интересное и является ярким примером неоклассицизма начала XX века с элементами модернистской архитектурной трактовки. Архитектор, его проектировавший, использовал классическую форму, но компановка была уже в духе модернизма, что было характерно для Украины и для России в начале XX века.
Таким образом, это здание является ярким образцом художественной жизни города. Поэтому мы убеждены, что предмет охраны там есть, и здание необходимо включить в государственный реестр как памятник архитектуры.
— Каковы сейчас перспективы дома Арендта после отказа Рескомитета АРК в содействии? Как идет процесс его постановки на учет?
— Мы пошли по второму пути, и написали письмо на имя министра культуры Украины, в котором попросили решить вопрос о постановке здания на государственный учет с целью предотвращения его исчезновения, так как оно, конечно же, является объектом культурного наследия, хотя пока и еще не имеет статус памятника. И сейчас уже есть решение Министерства культуры о рассмотрении данного вопроса на экспертном совете, который определит ценность здания и будет рекомендовать его для взятия на учет как памятника.
Мы уже предварительно обговаривали этот вопрос с членами экспертного совета, все считают так же, как и мы: здание необходимо поставить на учет. После решения экспертного совета будет проведен научно-методический совет Министерства культуры Украины, который утверждает решение экспертного совета, после чего будет издан приказ министра культуры о присвоении объекта статуса памятника. Но уже при прохождении всех этих процедур здание уже считается нововыявленным объектом культурного наследия, так как мы уже передали его на рассмотрение Министерства культуры и экспертного совета, о нем знают, его рассматривают.
…Итак, вопрос о присвоении зданию на Карла Маркса, 25 статуса памятника, по-видимому, в скором времени будет решен. Но остается вопрос: где взять деньги на реставрацию? На этот вопрос нам ответила Наталья Арендт, которая координирует кампанию по спасению здания за рубежом, проводимую совместно с общественниками России и Великобритании. Деньги на реставрацию дома они планируют получить из фондов, обеспечивающих финансирование восстановление культурных объектов. Также они связались с известным британским архитектором Полом Вильямсом, который может приехать в Крым для создания проекта реставрации и руководить процессом восстановления здания.
Сергей Юрченко также дал согласие на свое участие в разработке такого проекта. Члены «Общества защиты и сохранения культурного наследия» обещают не оставаться в стороне, они планируют объявить сбор средств на восстановление дома и организации в нем городского музея.
Автор этих строк всегда считала, что автономия – это хорошо, так как дает независимость от Киева. Теперь я так не считаю.