Москва, 21
февраля – Наша Держава. После Наполеоновских войн казалось, что эпоха Французской революции
ушла в прошлое. Что народы будут жить спокойно, без глобальных
социальных потрясений, которые с конца XVIII века взрывали жизнь многих
стран и заставляли целые армии перемещаться по лицу земли, в течение
четверти столетия уничтожая накопленное и построенное поколениями и
поколениями людей.
февраля – Наша Держава. После Наполеоновских войн казалось, что эпоха Французской революции
ушла в прошлое. Что народы будут жить спокойно, без глобальных
социальных потрясений, которые с конца XVIII века взрывали жизнь многих
стран и заставляли целые армии перемещаться по лицу земли, в течение
четверти столетия уничтожая накопленное и построенное поколениями и
поколениями людей.
Однако вскоре выяснилось, что многие образованные современники по
всей Европе сочувствуют идеям минувшей революции, ее ужасы быстро
забылись, четыре миллиона жертв, которые народы потеряли в ходе череды
войн, пугали далеко не всех. Молодые офицеры в разных государствах от
Латинской Америки до Польши и далекой заснеженной России вдохновлялись
лозунгами «Свободы, Равенства и Братства» и готовы были создавать тайные
общества, чтобы воплотить их в жизнь.
всей Европе сочувствуют идеям минувшей революции, ее ужасы быстро
забылись, четыре миллиона жертв, которые народы потеряли в ходе череды
войн, пугали далеко не всех. Молодые офицеры в разных государствах от
Латинской Америки до Польши и далекой заснеженной России вдохновлялись
лозунгами «Свободы, Равенства и Братства» и готовы были создавать тайные
общества, чтобы воплотить их в жизнь.
Н. М. Карамзин писал: «Покойная французская революция оставила после
себя отвратительных насекомых». Речь шла именно о последователях Маратов
и Робеспьеров, которые хотели бы перенести французский опыт на родную
землю.
себя отвратительных насекомых». Речь шла именно о последователях Маратов
и Робеспьеров, которые хотели бы перенести французский опыт на родную
землю.
Одной из таких организаций стал «Союз спасения», возникший в России в
1816 году. После принятия устава он стал называться «Общество истинных и
верных сынов Отечества». Объяснялось, что «истинным и верным» патриотом
может считаться только противник «старого режима» т. е. монархии. А
«сыном отечества» — исключительно человек, который восстает против
несправедливости, сделав выбор в пользу мира «нового».
1816 году. После принятия устава он стал называться «Общество истинных и
верных сынов Отечества». Объяснялось, что «истинным и верным» патриотом
может считаться только противник «старого режима» т. е. монархии. А
«сыном отечества» — исключительно человек, который восстает против
несправедливости, сделав выбор в пользу мира «нового».
Для нашего современника, воспитанного на тезисе о том, что декабристы
выступали против крепостного права, покажется странным, что этот вопрос
в их документах никогда подробно не прорабатывался. Бросалось
утверждение, что все сословия должны быть равны перед законом, взятое из
арсенала Французской революции. Но в детали руководители тайных обществ
вдавались крайне «неприлежно», как тогда говорили.
выступали против крепостного права, покажется странным, что этот вопрос
в их документах никогда подробно не прорабатывался. Бросалось
утверждение, что все сословия должны быть равны перед законом, взятое из
арсенала Французской революции. Но в детали руководители тайных обществ
вдавались крайне «неприлежно», как тогда говорили.
В «Союз спасения» входило всего 30 членов, все они в прошлом
участвовали в полковых масонских ложах и получили первые ступени
посвящения. Считалось, что изменить традиционное сознание можно только
осторожно сдвигая адепта по степеням, от градуса к градусу, пока он не
повернется, как человек на каблуках.
участвовали в полковых масонских ложах и получили первые ступени
посвящения. Считалось, что изменить традиционное сознание можно только
осторожно сдвигая адепта по степеням, от градуса к градусу, пока он не
повернется, как человек на каблуках.
Один из мифов декабризма, повторяющийся в большинстве учебников, как
школьных, так и вузовских, гласит, что молодые русские офицеры, побывав в
Заграничном походе, были поражены уровнем жизни других народов,
увидели, как живут в Европе, и были возмущены положением дома. Это
представление полностью не соответствует реальности, поскольку
европейские страны, куда вступила русская армия, преследуя отступающего
Наполеона, были полностью разорены войной. В них боевые действия с
переменным успехом шли четверть века. Особенно сильно пострадали
Франция, немецкие и польские земли, о чем как раз говорил в «Письмах
русского офицера» будущий декабрист Федор Глинка. А в 1816 году всю
Европу охватил страшный голод из-за неурожая (тот самый, о котором
писали Братья Гримм, когда родители отводили детей в лес, чтобы не
видеть, как они умирают). То есть очароваться сладкой жизнью Европы
офицеры в тот момент не могли.
школьных, так и вузовских, гласит, что молодые русские офицеры, побывав в
Заграничном походе, были поражены уровнем жизни других народов,
увидели, как живут в Европе, и были возмущены положением дома. Это
представление полностью не соответствует реальности, поскольку
европейские страны, куда вступила русская армия, преследуя отступающего
Наполеона, были полностью разорены войной. В них боевые действия с
переменным успехом шли четверть века. Особенно сильно пострадали
Франция, немецкие и польские земли, о чем как раз говорил в «Письмах
русского офицера» будущий декабрист Федор Глинка. А в 1816 году всю
Европу охватил страшный голод из-за неурожая (тот самый, о котором
писали Братья Гримм, когда родители отводили детей в лес, чтобы не
видеть, как они умирают). То есть очароваться сладкой жизнью Европы
офицеры в тот момент не могли.
Зато рассказанная через 50 лет эта сказка выглядела весьма
правдоподобно, особенно в глазах самих европейцев, чей быт уже
наладился. Названная идея была впервые озвучена в книге Николая
Тургенева «Россия и русские», вышедшей через полвека после описываемых
событий. Книга отличалась сильной русофобией, которая тогда, накануне
Крымской войны (1853 – 1855), вновь набрала силу. В. А. Жуковский,
прежде состоявший с Тургеневым в дружеских отношениях, писал ему:
«Возможно, Родина против Вас и виновата, возможно, Вы чувствуете себя
обиженным, но нельзя ополчаться на собственное отечество, особенно
ополчать на него читателя».
правдоподобно, особенно в глазах самих европейцев, чей быт уже
наладился. Названная идея была впервые озвучена в книге Николая
Тургенева «Россия и русские», вышедшей через полвека после описываемых
событий. Книга отличалась сильной русофобией, которая тогда, накануне
Крымской войны (1853 – 1855), вновь набрала силу. В. А. Жуковский,
прежде состоявший с Тургеневым в дружеских отношениях, писал ему:
«Возможно, Родина против Вас и виновата, возможно, Вы чувствуете себя
обиженным, но нельзя ополчаться на собственное отечество, особенно
ополчать на него читателя».
Книга Тургенева была адресована французам и англичанам, в ней автор –
«декабриста без декабря», который «вовремя» уехал в Англию — доказывал,
что в России никаких тайных обществ не было, а было некое настроение –
потребность изменить себя «под Европу», которой подчинялись и передовые
офицеры, и до определенного момента правительство.
«декабриста без декабря», который «вовремя» уехал в Англию — доказывал,
что в России никаких тайных обществ не было, а было некое настроение –
потребность изменить себя «под Европу», которой подчинялись и передовые
офицеры, и до определенного момента правительство.
Такая позиция вызвала удивление в среде самих сосланных декабристов,
которые узнали, что не состояли ни в каких организациях заговорщиков…
«Союз спасения» стал наиболее ранним тайным обществом. Его создали такие
«светила» будущего декабристского движения как С. П. Трубецкой, П. И.
Пестель, Н. М. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, М. С. Лунин. Они
разработали «Статут» общества, который до нас не дошел, но в показаниях
на следствии мятежники сообщили о нем кое-какие сведения.
которые узнали, что не состояли ни в каких организациях заговорщиков…
«Союз спасения» стал наиболее ранним тайным обществом. Его создали такие
«светила» будущего декабристского движения как С. П. Трубецкой, П. И.
Пестель, Н. М. Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, М. С. Лунин. Они
разработали «Статут» общества, который до нас не дошел, но в показаниях
на следствии мятежники сообщили о нем кое-какие сведения.
Члены «Союза спасения» предлагали в случае смерти императора не
присягать новому государю до тех пор, пока он не подпишет конституцию.
Сергей Трубецкой вспоминал на следствии, что поссорился с Пестелем
именно тогда, потому что будущий руководитель Южного общества выступал
за республику, рассуждая о благоденствии Франции в годы Французской
революции при Комитете общественной безопасности. Т. е. при якобинском
терроре. «Да и при Наполеоне мы бы с вами были не в накладе», — заявил
он. С этого момента Трубецкой заподозрил Пестеля в склонности к
диктиаторству, а среди товарищей за Павлом Ивановичем укрепилось
прозвище «русский Бонапарт».
присягать новому государю до тех пор, пока он не подпишет конституцию.
Сергей Трубецкой вспоминал на следствии, что поссорился с Пестелем
именно тогда, потому что будущий руководитель Южного общества выступал
за республику, рассуждая о благоденствии Франции в годы Французской
революции при Комитете общественной безопасности. Т. е. при якобинском
терроре. «Да и при Наполеоне мы бы с вами были не в накладе», — заявил
он. С этого момента Трубецкой заподозрил Пестеля в склонности к
диктиаторству, а среди товарищей за Павлом Ивановичем укрепилось
прозвище «русский Бонапарт».
«Союз спасения» просуществовал всего два года. Было принято решение
расширить пропаганду революционных идей и создать более широкую
организацию. Ею стал «Союз благоденствия» (1818 – 1821), включавший 200
человек. Любопытно изменение названия. Если на первом этапе заговорщики
считали, что Россию надо «спасать» (аналог многочисленные Комитеты
спасения в Латинской Америке), то позднее поменяло русло само
направление агитации. По мнению декабристов, «благоденствия» Россия
достигнет только при республике.
расширить пропаганду революционных идей и создать более широкую
организацию. Ею стал «Союз благоденствия» (1818 – 1821), включавший 200
человек. Любопытно изменение названия. Если на первом этапе заговорщики
считали, что Россию надо «спасать» (аналог многочисленные Комитеты
спасения в Латинской Америке), то позднее поменяло русло само
направление агитации. По мнению декабристов, «благоденствия» Россия
достигнет только при республике.
Уместно вспомнить заявление Пестеля о временах якобинского террора,
когда прямо на улицах не останавливалась работа гильотины, а толпа
рукоплескала, видя отрубленные головы. Сразу вслед за таким
«благоденствием» наступил голод. Та же толпа ринулась на парижскую
бойню, где сломался слив, и в сточные канавы вылилась кровь скотины.
Люди встали на четвереньки и лизали красную жижу, поскольку больше есть
было нечего. Такое событие следовало бы придумать, если бы оно не
случилось в реальности.
когда прямо на улицах не останавливалась работа гильотины, а толпа
рукоплескала, видя отрубленные головы. Сразу вслед за таким
«благоденствием» наступил голод. Та же толпа ринулась на парижскую
бойню, где сломался слив, и в сточные канавы вылилась кровь скотины.
Люди встали на четвереньки и лизали красную жижу, поскольку больше есть
было нечего. Такое событие следовало бы придумать, если бы оно не
случилось в реальности.
Для обеих первых организаций декабристов оставался открытым вопрос о
цареубийстве. Что делать, если государь не подпишет конституцию? Как с
ним поступить? Правду открывает случайно брошенная на допросе фраза
Сергея Трубецкого: «Я никогда не говорил, что и наследника тоже нужно
убить».
цареубийстве. Что делать, если государь не подпишет конституцию? Как с
ним поступить? Правду открывает случайно брошенная на допросе фраза
Сергея Трубецкого: «Я никогда не говорил, что и наследника тоже нужно
убить».
Ольга Елисеева https://rusorel.info/soyuz-spaseniya/