Москва, 17 апреля — Наша Держава. Попробуем
обобщить и хоть как-то систематизировать, что же нужно делать (и чего
не делать), чтобы растить настоящего мужчину, ответственного отца
семейства с малых лет.
1. Все делать для того, чтобы у сына был
полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с
мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и
вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с
отцом и его родственниками.
2. Беречь авторитет окружающих
мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и
грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.
3. Всячески поощрять общение с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.
4.
С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания,
что перед вами — полноценный человек, только мало проживший.
5.
Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по
возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у
мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают
некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.
6. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
7. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.
8. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи
9. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).
10.
Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца,
дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к
простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.
11. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.
12.
Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих
мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая
что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».
13. С 4–5-летнего
возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот,
уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.
14.
Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и
проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня
хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.
15. Каждый
день с младенчества — физзарядка с постепенным усложнением, сначала в
квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков
физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить
плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в
волейбол или другую игру с мячом.
16. Всецело поощрять
правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке
наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность
выгоднее обмана.
17. С малых лет культивировать деловитость,
жизнь по расписанию; нарушение режима — по уважительным причинам. Учить
рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя
(настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не
опаздывает).
18. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а
давши — держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания,
данные сыну, строго выполнять.
19. Не высмеивать, не оскорблять,
не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа «идиот»,
«тупица», «олух», «подонок», «щенок», «глуп еще», «молоко на губах не
обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю
жизнь.
20. В то же время прививать терпимость к людям, их
поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам.
Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное
проявление отношения к людям. Снисходительность — очень мужское
качество.
21. С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных
вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок,
организация летнего отдыха и т.д.).
22. Как можно раньше начать
выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор
занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на
другой: многие не сразу находят свое призвание.
23. Накупить
побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов,
приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок,
осваивать вместе с сыном все эти инструменты и устройства.
24. Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но надо; не делаю того, что хочется, но вредно.
25.
Не попрекать по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием, едой,
одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных
случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.
26.
Способствовать активному общению сына со сверстниками,
зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя
не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.
27. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.
28. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.
29.
Начать приучать заботиться о женщинах с малого возраста (за мамой,
сестрой и т.д.), например, подавать тапочки, вместе с сыном выбирать
подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.
30.
Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то
помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание
какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться,
пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить
плечо — одно из главных мужских качеств.
Конечно, этим списком
рекомендаций не исчерпывается программа превращения младенца мужского
пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им не даст
гарантии, что в итоге вырастет истинный мужчина: ребенка делают
человеком не только действия родителей, но и масса других факторов.
Уместно ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына мужского характера?
Очень
много значит личный пример, собственная позиция мужчин старшего
поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и в
современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным
действиям.
Очень важно понять, что когда мальчик в семье, то
воспитывается мужчина. Поэтому, если мать строит отношения с сыном, то
нужно понять, что она строит отношения с мужчиной. Что значит «я строю
отношения с мужчиной», несмотря на то, что ему 7 лет? А все то же самое.
Я просто говорю ему: «Помоги мне! Я слабая, и я устала, а ты – мужчина,
ты – сильный. Я нуждаюсь в твоей помощи!». Если мать принимает некую
жесткую позицию: «Я сказала — сделай!», это означает, что она разрушает
его мужское Эго, понимаете, она женское начало ставит выше мужского. Вот
что происходит, на самом деле. И возникает, просто, тряпка-человек,
который не способен брать ни за кого ответственность. Таков принцип.