Москва, 8 мая — Наша Держава. В 1889 году в России родился
гений мирового авиастроения — конструктор Игорь Сикорский. Он мог бы
сыграть в России исключительную роль, а вместо этого сыграл её в
Америке. Вот как это случилось и какими благами это обернулось для
«дядюшки Сэма».
На пользу Родины
В
царской России карьера Игоря Сикорского развивалась стремительно.
Первой его победой был поднявшийся в небо 26 мая 1913 года огромный
четырёхмоторный самолет «Русский витязь». Он был в четыре раза тяжелее
летательных аппаратов того времени и являлся первым многомоторным
аэропланом в мире. Спустя год по проекту Сикорского был построен
гигантский авиалайнер «Илья Муромец», на котором конструктор лично
совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно.
С
1912 года Сикорский работал в Петербурге на должности главного
конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. До
1917 года он сконструировал 25 моделей самолетов и два вертолета.
За
свои успехи Сикорский был удостоен Большой золотой медали на 2-й
Международной воздухоплавательной выставке. Царское правительство
отметило его достижения одним из высших российских орденов – орденом
Святого Владимира 4-й степени.
Однако
после революции жизнь Сикорского резко изменилась. Шесть его новых
самолетов ржавели на заводском конвейере. Самому конструктору грозил
расстрел. Спасаясь от верной смерти, в начале 1918 года Сикорский бежал в
Европу, а затем в Америку.
Из курятника в небо
Первое
время в США Сикорский не мог найти применения своим талантам. После
Первой мировой войны самолеты в Америке никого не интересовали.
Гениальному конструктору приходилось работать чернорабочим; он также
давал уроки математики в школе для русских эмигрантов в Нью-Йорке и
думал о новых моделях самолётов.
Важную
помощь Сикорскому оказал русский композитор и пианист Сергей
Рахманинов, тоже занесённый историей в США. Сикорский в это время
основал собственную фирму «Сикорский эйркрафт», которая располагалась в
бывшем курятнике. Рахманинов купил акции фирмы на большую сумму в 5
тысяч долларов и, чтобы придать вес начинанию, стал ее вице-президентом.
С
этого момента работа кипела не переставая. Вокруг Сикорского собрались
эмигранты из России. Это были инженеры, чертежники, механики.
Заместителем директора фирмы стал конструктор М. Глухарев. Сикорский
старался помочь бедствующим соотечественникам. Простыми рабочими у него
трудились русские генералы и адмиралы. Русскими были охранники и
уборщики. На заводе Сикорского царила атмосфера доверия, братства и
взаимопомощи, чем сильно отличалась от нравов тогдашней Америки.
«Мистер-вертолет»
Американцы
узнали о Сикорском, когда он сконструировал первый в мире
самолет-амфибию или «летающую лодку», как её тогда называли. Фирма
стала получать один заказ за другим. Престиж русских авиастроителей в
США возрос, и заказчики требовали, чтобы на авиафирмах конкурентов не
менее половины инженеров были русскими.
Однако
главным достижением конструктора Сикорского стали вертолеты. Первый из
них поднялся в воздух Америки в 1939 году. Это было летающее чудо, и
вскоре к изобретателю пришла всемирная слава. В США Сикорским гордились и
уважительно называли «мистер-вертолет».
Всего
гениальный эмигрант из России был разработал для США 17-ть самолетов и
18-ть типов вертолётов. Подавляющее большинство вертолётов в мире
построены с использованием технических решений Сикорского. Начиная с
Эйзенхауэра, все президенты США летают на вертолётах его фирмы.
Эпилог
В
СССР о вертолётах Сикорского могли только мечтать. У нас имелась лишь
одна лодка-амфибия его производства. Она была закуплена правительством и
принимала участие в поисках экипажа лётчика Леваневского. В любимом
фильме Сталина «Волга-Волга» американская амфибия присутствует в
нескольких кадрах.