Москва, 6 апреля — Наша Держава. В ХХ веке Император Николай Первый подвергся беззастенчивой клевете. Он
был негативно описан в советских идеологических мифах. Но один из видных
мыслителей того времени, Юрий Самарин говорил о «благородной простоте
обаятельного величия» Николая Первого. С большим уважением отзывался о
Николае Первом и Федор Достоевский, хотя он, по приказу Императора
оказался на каторге, за участие в кружке петрашевцев.
«Идеальный самодержец» — так называл Николая I знаменитый философ Константин Леонтьев.
По словам историка Владимира Соловьева «в русском Царе Николае Павловиче
было понимание христианского идеала и высшей правды, что поднимало его
над тогдашним уровнем общественного сознания».
Интересны высказывания о Николае Первом иностранцев. Французский
политический деятель Ламартин говорил о русском самодержце так: «Нельзя
не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался
только за принципы».
А французский царедворец Астольф де Кюстин в своих записках о
путешествии по России писал: «Во мне поднимается волна почтения к этому
человеку, – восхищался Астольф де Кюстин (известный критическим взглядом
на Россию), – Всю силу своей воли он направляет на потаенную борьбу с
тем, что создано гением Петра Великого; он боготворит сего великого
реформатора, но возвращает к естественному состоянию нацию, которая
более столетия назад была сбита со своего пути и призвана к рабскому
подражательству… чтобы народ смог произвести все то, на что способен,
нужно не заставлять его копировать иностранцев, а развивать его
национальный дух во сей его самобытности». Действительно, Николая I
можно считать самым национальным из всех монархов после Петра I… Он
верил в мировое призвание Святой Руси и по мере сил и понимания пытался
самоотверженно служить ей на всех направлениях своей деятельности.. Так,
большое значение царь придавал укреплению Православия и мерам против
распространения сектантства и невнятного мистицизма, свойственного
предшествовавшему правлению».