Москва, 15 мая — Наша Держава. Во
все времена для людей было важно сохранить тайну своей переписки.
Депеши, секретные послания о продвижениях войск противника, любовная
письма – все это временами подвергалось шифрованию. Некоторые из
способов тайнописи средневековых жителей кажутся современным
криптографам элементарно простыми задачами, иные же послания по-прежнему
надежно хранят свои тайны.
Решетка Кардано
Один
из самых популярных и надежных способов шифрования был предложен в XVI
веке итальянским ученым Джероламо Кардано. Суть изобретения проста, как и
все гениальное. Человек, который хочет сохранить суть своего послания в
тайне, пишет текст. На первый взгляд – обычное письмо, в котором нет
чего-то экстраординарного. Но на самом деле тут есть свой хитрый секрет:
некоторые слова в тексте должны складывать во второе, тайное послание.
Узнать же эту тайну можно только одним способом – на текст письма надо
наложить специальную решетку с прорезями в нужных местах. Эта таблица
должна сойтись именно на искомых, тайных словах. И, таким образом, тайна
письма откроется только тому, у кого уже есть эта решетка. Метод долгое
время считался эталонным, единственный его недостаток заключался в том,
что у автора изначального послания должно было существовать
определенное филологическое чутьё, острое чувство языка, чтобы по
возможности не выдать настоящее послание, сделав слишком сильный акцент
на зашифрованных словах текста.
Решетка
Кардано – это высший пилотаж шифрования, способ просвещенной
аристократии, который довольно поздно начал использоваться в России. А
какие способы были популярны до него? В некоторых случаях текст
записывался без шифрования, но не кириллическим, а каким-то сравнительно
малоизвестным алфавитом. Для этой цели часто использовалась глаголица
со своими очень причудливыми и странными буквами, а в некоторых случаях
прибегали к услугам еще более диковинных алфавитов (например, пермское
письмо, которое имело распространение среди коми где-то до XVII века).
Но чаще всего использовали способ, известный как «литорея».
Литорея
Как
бы сказал современный дешифровщик, литорея – это код простой замены. В
наше время никто, разумеется, уже не пользуется такими шифровками, так
как это предполагает достаточно невысокий уровень защиты послания. Но в
былые времена литорея была гарантом стопроцентной защиты смысла
послания.
Бывает
она двух видов: простая и мудрая. И, хоть сама концепция литореи давно
вышла из употребления, всем очень хорошо знаком один из вариантов
названия самой простой и самой популярной ее разновидности. Речь идет о
той самой тарабарщине. Первые случаи ее использования фиксируются аж в
XIII веке. Этот способ активно использовали такие исторические деятели,
как Сергий Радонежский, Алексей Михайлович Романов и митрополит Киприан.
Суть способа проста: гласные буквы остаются на своих местах, а каждую
согласную заменяют на какую-то другую. В наиболее простых случаях
использования логика подмены совершалась следующим образом: автор
выстраивал два столбика из согласных букв, располагая их по порядку, где
сверху были буквы из начала алфавита, а снизу – из конца. И так, меняя
согласные из двух столбцов, средневековые жители Руси составляли свои
криптограммы. Приведем пример: представим, что автор разбил согласные
буквы в два столба следующим образом:
б в г д ж з к л м н
п р с т ф х ц ч ш щ.
Используя
такой способ, слово, например, «кириллица» мы можем записать как
«цивиччика». Надо признать, что ничего особо сложного в тарабарщине нет.
Автор, правда, мог сделать свои шифры более надежными, иначе располагая
согласные в столбцах.
Более
сложный вариант русской литореи, называемый «мудрым», предполагал тот
же метод, но шифровали не каждую отдельную букву, а целые слога.
Благодаря своей доступности литорея стала невероятно популярной среди
книжных людей Древней Руси и сумела проникнуть даже в иконописные
работы.
Литорея в иконописи
Нельзя
сказать, что использование шифрования в иконах было повсеместным
явлением, но тем не менее это считалось потенциально поощряемым
поведением. Наиболее характерным такой метод был для средневекового
Новгорода. Так, например, есть икона, где зашифрованы имена Афанасий и
Игнатий. В тарабарщине их превратили в «Азо» и «Ипча», используя чуть
более сложный способ с усечением второй половины слова. На одной из
вологодских икон можно вычитать устрашающее слово
«носохепьемифыносохепьемифы», что означает всего-то «положение ризы».
Возникает
естественный вопрос: зачем же людям скрывать какие-то послания в
церквях? Тем более, что эти иконы были выставлены на всеобщее обозрение
и, соответственно, прятать в них какую-либо тайну бессмысленно.
За
ответом на этот вопрос надо обратиться к статье 1894 года за авторством
пионера исследования шифрования в этнографии Павла Тиханова. В
частности, он пишет следующее: «Иной раз криптография, употребляемая с
благочестивою целию, ради безвестности и вящего смирения человека,
наприм., надписи на предметах, приносимых в дар церкви; сокрытие имени
списателем своего труда, составителем жития святого, какого либо
сборника, цветника, и т.п. Для сей цели в старину употребляли особые,
придуманные письмена, или употреблялась так называемая литорея,
тарабарская грамота (азбука)».
Таким
образом, люди старины прибегали к шифрованию текстов в иконах с
исключительно религиозной целью. Они стремились так продемонстрировать
свое смирение и побороть гордыню.