Москва, 30 декабря — Наша Держава. Настоятель московской Никольской церкви Игумен Кирилл (Сахаров),
рассуждая о памятнике тысячелетию России, воздвигнутом в 1862 году в
Великом Новгороде в честь призвания на Русь варягов, назвал вопиющей
несправедливостью, что Царь Иоанн Грозный отсутствует на выбитых на
памятнике барельефах царей России. По его мнению, это случилось потому,
что основным историком, описывавшим царствование Иоанна Грозного был
Карамзин, опиравшийся на клеветнические статьи иностранцев и предателя
Андрея Курбского. Долгие годы были достаточно известны лишь письма
Курбского царю Иоанну Грозному.
Лишь в 1951 году (!) опубликованы были ответные письма царя
князю-предателю. И тогда всплыла правда о правлении Грозного. Мифы стали
развенчиваться. Тот же миф о картине «Иоанн Грозный убивает своего
сына», где изображено ложное событие, записанное римским легатом
Антонио Поссевино, который всю историю того времени исказил.
По мнению игумена Кирилла, не следует читать публициста Карамзина и
основываться на лживых воспоминаниях иностранцев. Надо основываться на
реальной истории. Например, на «Сказаниях о Русской земле» знаменитого
историка Нечволодова, где развенчивается миф о незаконных репрессиях и
«массовом терроре» при Иоанне Грозном. Нечволодов реально доказал то,
что тогда было репрессировано 3-4 тысячи человек. Большинство из которых
воры, разбойники и убийцы. В тоже время за время правления Грозного — с
1547 по 1584 гг. — только в Нидерландах, число репрессированных было
около ста тысяч.
Миф об убиении митрополита Филиппа Малютой Скуратовым развенчал
митрополит Иоанн (Снычев). Как говорит игумен Кирилл «Житие митрополита
Филиппа», по своему стилю серьезно диссонирует с жанром жития как
такового. В точности изложенных в нем подробностей конфликта между
митрополитом и Царем сомневались знаменитый историк Скрынников, бывший
министр вероисповеданий при Временном Правительстве профессор А.В.
Карташов и современная исследовательница Т. Грачева. Но даже в своем
нынешнем виде «Житие» не дает никаких оснований для обвинений в
причастности в смерти митрополита Филиппа Царя Иоанна Грозного. В тексте
«Жития» виновники гибели митрополита Филиппа названы поименно. Странно,
что при этом обличения в «Житии» направлены не против них, а против
Царя… Странности встречаем и в «Житии преп. Корнилия», которого Царь
якобы самолично убил у врат Псково-Печерской обители. Служба
преподобному, между прочим, была написана уже в ХХ веке на основании
какого-то «устного предания» и совершается с 1954-го года. Единственным
источником, обвиняющим Царя в гибели святого, остаются писания
Курбского. Возникает еще такой вопрос: а почему чин святости Корнилия
изменялся со временем, на основании каких новых данных? В начале он
именуется преподобным, а много спустя — священномучеником. В современном
акафисте — преподобномучеником… Это очень похоже на фальсификацию…
Для того, чтобы разобраться в сложных периодах правления Грозного
следует читать реальную историю, которая основывается на скрываемых
ранее документальных свидетельствах и в первую очередь, на глубокие
аргументированные и подкрепленные все возможными документами труды Вячеслава Манягина.