Москва, 6 августа – Наша Держава. Царь Иоанн Грозный известен своими глубокими суждениями о смысле
царской самодержавной власти. «Он не только основал Царскую власть в
России, но и явился основоположником понятия самодержавия, дав целую
теорию монархического права. В себе он видел одного из тех царей,
которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал, и
наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед
Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного
жития, для наказания злым, для поощрения делающих добро, для
осуществления правды на земле», пишет автор на портале «Русский монархист»
царской самодержавной власти. «Он не только основал Царскую власть в
России, но и явился основоположником понятия самодержавия, дав целую
теорию монархического права. В себе он видел одного из тех царей,
которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал, и
наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед
Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного
жития, для наказания злым, для поощрения делающих добро, для
осуществления правды на земле», пишет автор на портале «Русский монархист»
Бежавшего на Запад князя Курбского, «писавшего о личных доблестях
лучших людей, он поучал, что и личные качества не помогут, если нет
правильного строения, если власти и управления не будут расположены в
надлежащем порядке… И строение это он основывал на вере в Промысел
Божий,.. действующий через помазанника Божьего».
лучших людей, он поучал, что и личные качества не помогут, если нет
правильного строения, если власти и управления не будут расположены в
надлежащем порядке… И строение это он основывал на вере в Промысел
Божий,.. действующий через помазанника Божьего».
Своей власти Царь придает религиозно-нравственное значение: «Тщусь с
усердием людей на истину и на свет наставить, да познают единаго
истиннаго Бога, в Троице славимаго, и от Бога данного им Государя, а от
междоусобных браней и строптивого жития да отстанут, коими царства
рушатся».
усердием людей на истину и на свет наставить, да познают единаго
истиннаго Бога, в Троице славимаго, и от Бога данного им Государя, а от
междоусобных браней и строптивого жития да отстанут, коими царства
рушатся».
В своей полемике с Курбским, когда князь ссылался на другие
европейские страны, где подданные имеют политические права, Царь
ответил: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все
царствиями своими не владеют: как им повелят работные [подданые], так и
поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми
царствами, а не бояре и вельможи».
европейские страны, где подданные имеют политические права, Царь
ответил: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все
царствиями своими не владеют: как им повелят работные [подданые], так и
поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми
царствами, а не бояре и вельможи».
И польскому королю Стефану Баторию (избранному по решению шляхты)
Грозный передал через его послов о превосходстве своего принципа:
«Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо:
«Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему
изволению, а не по многомятежнаго человечества хотению».
Грозный передал через его послов о превосходстве своего принципа:
«Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо:
«Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему
изволению, а не по многомятежнаго человечества хотению».
«Все европейские соседи, по мнению Иоанна, суть представители власти
безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими
страстями: все они рабы тлена и похоти». Царь Грозный осудил
демократический принцип народовластия, ибо «верховная власть принадлежит
не народу, а той высшей силе, которая указывает цели жизни
человеческой. Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение,
подвиг, а не привилегия. Монарх лишь выразитель веры народа, а не
представитель его воли…
безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими
страстями: все они рабы тлена и похоти». Царь Грозный осудил
демократический принцип народовластия, ибо «верховная власть принадлежит
не народу, а той высшей силе, которая указывает цели жизни
человеческой. Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение,
подвиг, а не привилегия. Монарх лишь выразитель веры народа, а не
представитель его воли…
В делах, связанных с вопросами веры, Грозный считал себя связанным
правилами Церкви, а в земных делах мыслил себя лишь орудием
Промыслительной Десницы, ища наставления и руководства в святительском
благословении и молитвах».
Власть царя не безгранична, она ограничена самим идеалом власти, целью
ее. Ответственность же царя — перед Богом, вполне реальная, ибо Божья
сила и наказание сильнее царского. «Судиться же приводиши Христа Бога
между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот
суд над царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, — говорит
Иоанн, — яко о всех своих согрешениях, вольных и невольных, суд прияти
ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще
моим несмотрением согрешают».
правилами Церкви, а в земных делах мыслил себя лишь орудием
Промыслительной Десницы, ища наставления и руководства в святительском
благословении и молитвах».
Власть царя не безгранична, она ограничена самим идеалом власти, целью
ее. Ответственность же царя — перед Богом, вполне реальная, ибо Божья
сила и наказание сильнее царского. «Судиться же приводиши Христа Бога
между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот
суд над царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, — говорит
Иоанн, — яко о всех своих согрешениях, вольных и невольных, суд прияти
ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще
моим несмотрением согрешают».