Москва, 29 июня — Наша Держава. В июне 2018 года прихожанин нашего Храма Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово и преподаватель Воскресной школы Александр Владимирович Смирнов успешно завершил обучение в Перервинской православной духовной семинарии, защитив дипломную работу по теме «Влияние социально-экономического положения на духовно-нравственное состояние общества накануне кризиса 1917 года».
Александр Владимирович поступил на катехизаторское отделение Перервинской семинарии в 2015 году, будучи уже человеком состоявшимся, имеющим за плечами два высших образования (МИФИ, специальность «инженер-физик», и МЭСИ, специальность «банковское дело, финансы и кредит»), большой опыт работы в сфере атомной энергетики и финансов и несколько десятков публикаций по экономике и финансовой политике, в том числе – две изданных книги.
Сегодня мы хотим предложить вам познакомиться с выпускным научным исследованием А.В. Смирнова, посвящённым рубежному для нашей страны историческому периоду, к которому в последние годы обращается немало думающих людей, интересующихся историософией и стремящихся к осмыслению событий и уроков прошлого.
Текст дипломной работы вы можете скачать внизу этой страницы (см. ссылку). А ниже публикуем небольшое вступление от автора с рассказом о том, как он пришёл к решению о поступлении в семинарию и почему выбрал для исследования данную тему.
А.В. Смирнов: Об учебе в семинарии и дипломной работе
Всё началось с Евангелия. Решил почитать и поразился – небольшая книга, но в ней есть всё, что реально нужно человеку! И её бездонность – каждый раз читаешь её как впервые, открывая что-то новое. Потом стал листать Библию, – и открыл её в каком-то месте, где удивительно точно было описано, что и как происходит в мире. Но спустя какое-то время, как я ни пытался, найти это место не смог – страниц-то очень много! А это была, как позже выяснилось, книга Иова, где в одной из глав говорилось о том, как Бог правит историей и всем миром. Начал читать Библию, Ветхий Завет, и он поразил меня своей глубиной и мудростью, хотя, как понимаю сейчас, многое для меня тогда было закрыто. В Ветхом Завете показано, что нужно для правильного устройства жизни людей, государств и народов, а также для понимания истории и текущего бытия.
Будучи по своей второй профессии экономистом, я достаточно быстро понял, что главные проблемы экономической жизни людей лежат не в собственно экономической, а в чисто духовной плоскости. После посещения Святой Земли в моей духовной жизни произошли перемены, возник больший интерес к духовным знаниям, и наконец, когда через год я попал на Афон, я совершенно неожиданно ощутил насущную потребность в получении духовного образования. Всё это происходило на почве разочарования в экономической науке, которая сама по себе оказывается не в состоянии изменить жизнь людей к лучшему.
Получив благословение отца Андрея, я поступил сразу на второй курс катехизаторского отделения Перервинской духовной семинарии. Учиться было очень интересно. Семинарист получает удивительно широкий круг знаний: это и педагогика в разных её аспектах, и психология, и логика, и церковнославянский язык, и литургика, и церковное искусство. Совершенно поразительные впечатления от изучения Священного Писания и догматического богословия. Учащимся открывается всё богатство истории Церкви, изучение которой даёт понимание того, что в обычной исторической науке, в школьных учебниках не отражены важные духовные аспекты, которые фактически и определяют течение истории. Было бы прекрасно, если бы Историю Церкви преподавали и в светских образовательных учреждениях, хотя бы в каком-то адаптированном виде. Только изучая церковную историю, понимаешь, что первопричиной татаро-монгольского ига, смутного времени и особенно революции 1917 г. было оскудение духовной жизни народа. Господь управляет историей во благо народов, и за духовными просчётами следуют наказания – смуты, войны, революции, колониальные порабощения. Это совершенно чётко показано на примере истории еврейского народа, но эти процессы продолжаются во всём мире и сейчас.
В ноябре-декабре 2017 г. мне удалось ознакомиться с диссертацией отца Андрея, посвященной духовно-нравственному состоянию русского общества накануне 1917 г. Изучение этой замечательной работы ещё более убедило меня в объективности православного понимания истории. Особенно интересно, что в своей работе батюшка провёл комплексное изучение экономических, исторических и духовных процессов, происходивших в России рубежа XIX-XX веков. Уникальность работы в том, что, несмотря на духовно-нравственный ракурс, фактически она даёт образец того, как по-настоящему верно с научной точки зрения следует изучать исторические явления, не дробя их по срезам, а проводя комплексное исследование всех исторических и социальных факторов во взаимодействии между собой.
Именно это открытие подвигло меня попробовать провести комплексное исследование данных процессов в своей выпускной дипломной работе, посвященной анализу причин социально-экономического и духовно-нравственного кризиса России накануне 1917 г., (при этом сделав чуть больший упор на социально-экономические факторы). Первоначально в качестве темы мне хотелось взять исследование духовных процессов накануне Смутного времени, но неожиданно мой научный руководитель предложил мне тему революции 1917 г., сказав: «Вы хорошо знаете экономику – вот как раз и добавите в диплом отдельную главу».
Удивительны две вещи. Первое – что достаточно давно я уже изучал экономику и финансовую политику Царской России, в том числе по многим дореволюционным источникам, даже написал черновик исследования на 70 страниц, но никак не мог его закончить: чего-то не хватало! И второе ¬– как раз незадолго до этого отец Андрей дал мне ознакомиться с его диссертацией на близкую тему.
Получив благословление отца Андрея, я начал напряжённую работу. Ещё раз хочется выразить огромную благодарность батюшке за помощь и наставничество!
Именно те прежние 70 страниц по экономике и помогли мне написать диплом, в противном случае закончить его в срок было бы невозможно. В процессе работы сначала я сознательно не обращался к диссертации батюшки, и уже только потом, закончив исследование, взял несколько важных цитат, конструкцию введения и самое важное – понятие социально-регулятивной функции Церкви. Мой руководитель также предложил мне написать главу, посвящённую воздействию факторов экономической политики на духовную картину общества и обратно, то есть по теме бытия и сознания.
В своей работе я попытался показать духовный смысл ряда главных событий перед 1917 г., самой революции и её последствий – с целью предотвращения повторения прошлых ошибок. Как писал Георг Гегель, «история повторяется до тех пор, пока люди не усвоят уроки, которые они должны извлечь из истории». Как видно из анализа, в некоторых аспектах новейшая история и история России со времени реформ Александра II повторяются. Какие-то уроки революции 1917 г. усвоены, какие-то, – к сожалению, нет. Но народ во многом вернулся к православной вере, Церковь стремительно развивается. У России сейчас есть всё, чтобы мы попали в новую волну активного созидания, и ряд этих процессов, несмотря на сложность экономической ситуации, уже налицо. И, как говорил преподобный Серафим Саровский, «Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе…».