Санкт-Петербург, 3 апреля — Наша Держава. Говоря и размышляя о революции, произошедшей в 1917 году, мы пытаемся понять почему это случилось в нашей стране, где мы повернули не в ту сторону, в чём ошиблись наши предки. Хорошо об этом сказал епископ Митрофан (Баданин) указывая на то, что мы должны искать причины не в каких-то внешних факторах, а глубже вникать именно в духовные истоки.
«Приступая к размышлениям на тему духовной составляющей революционной идеи, неизбежно сталкиваешься с рядом серьёзных трудностей.
Во-первых, семьдесят лет напряжённой и целенаправленной работы идеологов советского государства не прошли безследно, и этакий будоражащий флёр романтики революционного движения подспудно продолжает жить в каждом, кто застал те времена. Для большого количества людей нашей страны то время — это лучшие годы юности, полные сил, здоровья, оптимистичных планов. И потому сейчас признание всей иллюзорности тех целей и глубокой порочности, лежащей в самой сути революционной идеи, весьма непросто и порождает чувство обиды и глубокого разочарования. И невольно хочется согласиться с Пушкиным:
Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман…
Во-вторых, мы касаемся очень опасной в духовном смысле области человеческого бытия, территории, где происходит глобальное противостояние сил света и тьмы. Любая революция — это не что иное, как мощнейший прорыв сил тьмы, который происходит всегда, когда это позволяет Бог, принимая решение наказать ту или иную страну, народ или конкретного человека. Силы зла, падшие ангелы и демоны, обычно связанные Божьей волей, получают свободу и реализуют свою злобную сущность, превращаясь в орудие наказания, или, как говорят, «бич Божий». Проблема в том, что нет никаких оснований утверждать, что в настоящее время Россия и её многострадальный народ прощены и эти «демоны революции» вновь надёжно связаны. Судя по настрою общества, это далеко не так. Именно поэтому каждый, кто входит в эту область знаний, затрагивая тему разоблачения этих сил и вскрытия тайных механизмов их разрушительной работы, подвергает себя немалой опасности испытать их бесовскую месть. Во всяком случае он будет неизбежно испытывать противодействие и значительную психическую нагрузку.
В-третьих, тема эта мало исследована: вскрытием духовных истоков русской революции светская наука никогда ранее не занималась. Впрочем, любая иная духовная проблема по определению не могла быть профессионально исследована инструментарием мирской науки. Оно и понятно, поскольку анализ таких проблем — прерогатива специалистов духовного фронта. Во всяком случае, тех, кто не сомневается в существовании души и вытекающей из этого факта сложной и интенсивной духовной жизни человека.
И, наконец, в-четвёртых: вся суть обозначенной проблемы анализа истоков революционного движения может быть сведена всего к одному, достаточно краткому, утверждению. А именно: степень «революционности» как отдельного индивидуума, так и целой страны прямо пропорциональны степени отступления от Бога. Эта степень отступления может быть разной и далеко не всегда вполне осознанной, как, например, у русской интеллигенции, или же, наоборот, перерасти в сознательное богоборчество, прямую, открыто декларируемую войну с Богом, как у большевиков и им подобных «пламенных революционеров». Как бы то ни было, механизм воздействия на душу этой духовной заразы неизменен: революционный дух вытесняет, изгоняет из человеческого сердца дух христианской веры, любви и милосердия. И даже самые честные люди, преданные идее служения «трудовому народу», готовые идти на смерть за идеалы коммунизма, неизбежно должны будут принять в своё сердце дух ненависти, стать безжалостными, готовыми проливать кровь, искать внутреннего и внешнего врага и т.п. и т.п. В общем, искоренить в себе все традиционные ценности христианства и утвердиться в богоборчестве.
Собственно, на этом утверждении все рассуждения об истоках русской революции можно было бы закончить. Но поскольку хотелось бы подробнее проследить сам процесс наступления этой беды в душе русского народа и обличить всю природную лживость духа революции, мы продолжим наши размышления.
К моменту начала русской революции практически во всех высших слоях российского общества, а в наибольшей степени в русской интеллигенции, очевидным образом сложился глубоко пагубный настрой, некая духовная повреждённость, которая выражалась в маниакальном стремлении к обличению, к разрушению, к ниспровержению во имя некоей великой идеи, которую в полной мере никто из них толком не смог сформулировать.
Это духовное томление, в целом свойственное нашей интеллигенции и окончательно одолевшее её к 1917 году, хорошо выразил ещё М.Е. Салтыков-Щедрин: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то осетринки с хреном». И вот наконец-то свершилось. Началась революция. И очень скоро стал припоминаться мудрый Александр Сергеевич: «Не дай Бог увидеть русский бунт, безсмысленный и безпощадный». Вскоре стало совсем не радостно, и наступило некое протрезвление, что точно приметил известный русский философ В.В. Розанов в своей статье «Интеллигенция и революция»: «Насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои подбитые мехом шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы были сожжены».
В конце концов всем творцам русской революции, всем свободолюбивым, либеральным, просвещенным слоям общества в октябре месяце, сто лет назад, дали «хорошего пинка» совсем иные силы: малоинтеллигентная, но весьма сплочённая организация большевиков. Сообщество, не отягощённое высокими идеалами, моралью и нравственностью, но зато крепко повязанное кровью безчисленных терактов…
Всем известна мысль Отто фон Бисмарка о том, что «революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами подонки». Но в ситуации с русской революцией, в отличие от всех подобных и весьма многочисленных аналогичных бед, случавшихся в истории человечества, в том числе и в настоящее время, есть важная особенность. К моменту революции в России сложилась политическая организация, активно поддержанная заинтересованными силами за рубежом, которая имела на вооружении «научно обоснованную» теорию строительства нового общества, плюс некую завораживающую идею всеобщего счастья и перспективный план её воплощения. Кроме того, это организованное сообщество большевиков в полной мере «оседлало» христианскую мечту о грядущем Царствии Божием, подменив все атрибуты религиозной жизни народа суррогатами коммунистической квазирелигии. В этом уникальность случившегося с Россией и причина относительно долгого существования искусственной конструкции общественной жизни под названием Советское государство.
Тем не менее, чрезвычайно важно рассказать, кем же были эти люди, что сумели захватить власть в октябре 1917 года, и какова была их духовная сущность. За годы своей предреволюционной деятельности в ходе прямых террористических акций, направленных против представителей законной власти, а также в ходе бандитских грабительских налётов боевики революционных ячеек уничтожили ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ государственных чиновников и простых российских граждан. Только с 1901 по 1911 годы, по подсчётам историков, террористы боевых организаций революционеров убили 17 тысяч человек.
За несколько месяцев 1905 года, начиная с октября, в Российской Империи было убито и ранено 3 611 государственных служащих. К концу 1907 года это число увеличилось почти до 4 500 человек. По официальной статистике тех лет, всего за 15 месяцев (с начала 1908 года и до весны 1909 года) произошло 19 957 террористических актов и бандитских налётов, в результате которых было убито 732 госчиновника и 3 051 частное лицо и ранено 1 022 госчиновника и 2 829 частных лиц.
Поэтому, как это ни печально, мы должны честно признать, что именно наши «борцы за светлое будущее» явились родоначальниками терроризма как явления, именно Россия выпестовала эту новую страшную реальность мировой истории. При этом мы с вами, ныне живущие, будто пребываем в каком-то сне, в дурмане, не позволяя себе наконец трезво оценить этот исторический факт. Мы как будто не чувствуем, насколько безчестно и глубоко безнравственно отправлять наших ребят в Сирию, на Кавказ и иные «горячие точки», поручая им, рискуя жизнью, вести борьбу с терроризмом, а самим продолжать спокойно гулять по улицам, названным в честь террористов: Софьи Перовской, Каляева, Воровского, Самойловой, Баумана, Котовского… Но если для нас вполне приемлемо прославлять носителей идеи террора, то давайте продолжим традицию и назовём наши улицы именами современных знаменитых террористов или просто «проспект героев ИГИЛ»*.
И как можно обойтись без обязательного главного Ленинского проспекта в каждом городе. Да, председатель РСДРП В.И. Ленин лично не участвовал в бандитских налётах, по слабости здоровья, для этого были Сталин (он же Коба), Фрунзе, Камо и прочие многие боевики партии, которые разбоем и убийствами добывали деньги для партийной касса. Только за октябрь 1906 года в стране было зафиксировано 362 случая бандитских налётов боевиков РСДРП, лукаво названных «экспроприациями». В ходе таких бандитских грабежей-«экспроприаций», по данным Министерства финансов Российской Империи, с начала 1905 года до середины 1906 года из банков и фабричных касс было украдено более 1 миллиона рублей. Один царский рубль сейчас оценивается приблизительно в 1 300 современных рублей. Следовательно, было захвачено порядка 1 млрд. 300 млн. рублей. И это только за полтора года.
Однако вернёмся к вопросу о духовных истоках беды, столь глубоко поразившей Россию в начале XX века. Подлинной духовной прародительницей, основоположницей идеи революционной смуты и творцом событий февраля 1917 года явилась русская интеллигенция. Мы уже упоминали статью «Интеллигенция и революция» Василия Васильевича Розанова, но такую же статью написал и Александр Александрович Блок. По мнению Блока, всё, произошедшее с Россией в 1917 году, началось со скуки, то есть от пресыщенности, или, как говорят, «с жиру…». Именно тема всепоглощающей скуки преобладает во всех аналитических статьях Блока начала XX века. «Скука нашей действительности выливается ныне в красный цвет. Дни всё громче от криков, от машущих красных флагов. Ночью красное поёт на платьях, на щеках, на губах продажных женщин. Красный цвет символ недоброго, развратного, символ назревания чего-то тревожного, нездорового, опасного. Красный цвет признак болезни — воспаления. Наше общество стало как бы «воспаляться» от этой скуки, и теперь общество стало больным«.
Мы помним, как неуместно и недостойно сам Блок стремился польстить большевистской власти:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…
Его поэма «Двенадцать» — трагическая веха в его творчестве, эта его болезненная иллюзия и ослепление: революционное антихристово воинство поэт спутал с апостолами и Вторым Пришествием Христа:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
Эта трагическая духовная ошибка глубоко повредила душу поэта, она, собственно, и свела его в могилу. Как вспоминали очевидцы, в 1921 году перед своей кончиной «он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «»Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? — «Люба, хорошенько поищи, и сожги, всё сожги». Любовь Дмитриевна, жена Блока, терпеливо повторяла, что все уничтожены, ни одного не осталось. Блок ненадолго успокаивался, потом опять начинал волноваться. Поэту понадобилось четыре года, чтобы осознать весь ужас произошедшего с Россией и распознать духовную сущность людей, пришедших к власти в стране.
Но для многих иных думающих людей России это протрезвление наступило уже вскоре после большевистского переворота осенью 1917 года. Приходило осознание всего ужаса произошедшего и позднее глубокое раскаяние в содеянном. Сокрушение и сожаление о той роли, что сыграли образованные, безусловно авторитетные люди России, которые должны были беречь драгоценное достояние наших предков, а не разрушать его, чтобы потешить свою гордыню. Замечательный поэт Максимилиан Волошин уже 23 ноября 1917 года, через месяц после большевистского переворота, написал сильнейшее стихотворение-пророчество со страшным названием «С Россией кончено»:
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И Родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Всё сбылось: и «германцы с запада» и «монголы» на Дальнем Востоке. Уж так искупили этот Иудин грех, как никто в мире не искупал. Двадцать восемь миллионов за четыре года войны. Невозможно вместить эту цифру. Какое невиданное горе. «Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика». Мы чувствуем эту защитную реакцию человеческой психики, поскольку невозможно охватить сердцем всю глубину такой трагедии, постичь эту непомерную скорбь».
*ИГИЛ — запрещённая в России террористическая организация
При перепечатывании ссылка на «Нашу Державу» обязательна.
Соратники! В любой момент «Нашу Державу» (НД), расположенную на американской платформе, могут закрыть. мы готовы к переезду. Запишите адреса, по которым мы ответим на все ваши вопросы: skipetr@mail.ru и aleksey072@gmail.com (лучше писать сразу на два адреса).
А пока, вступите в группы соцсетей, где размещены ссылки на материалы НД:
— В контакте https://vk.com/club1082603?_smt=groups_list%3A1
— В Одноклассники https://ok.ru/nashaderzh
— Живой журнал https://nasha-derzhava.livejournal.com/