Москва, 14 октября — Наша Держава (Анатолий Степанов, Русская народная линия). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле особенно любим русским народом. Однако мало кто знает, что день Покрова с 1906 года является еще и особенным праздником русских патриотов-монархистов. История установления этого праздника такова. В самый разгар революции 1 октября 1906 года в Киеве открылся 3-й Всероссийский Съезд Русских Людей. На Съезде присутствовало около 500 русских патриотов-черносотенцев, которые представляли 74 монархические организации от 60 губерний и городов Российской Империи: Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода, Казани, Харькова, Архангельска, Астрахани, Брянска, Курска, Орла, Саратова, Ярославля, Иркутска, Почаева и других городов и весей.
Съезд замышлялся и прошел как грандиозная манифестация монархистов. На нем присутствовали все ведущие деятели Черной Сотни. В адрес Съезда пришли приветственные телеграммы от митрополита Московского Владимира (Богоявленского), архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), епископа Саратовского Гермогена (Долганова). Ободрительную телеграмму прислал о. Иоанн Кронштадтский. «Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества», — писал Всероссийский Батюшка.
Проникновенная телеграмма пришла от Епископа Вологодского Никона (Рождественского), в которой он в частности писал: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии
, все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Русский Народ, как самобытная собирательная личность».
3 октября на монархическом форуме выступил с речью делегат от Чернигова наблюдатель церковных школ протоиерей Федор Акимович Васютинский. Он обратил внимание собравшихся в Киеве русских людей на высокое значение того обстоятельства, что открытие Съезда состоялось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка предложил отныне считать день Покрова праздником всех Монархических союзов и устраивать в этот день годовые торжественные собрания по всей России с особыми молебнами. Делегаты с радостью приняли это предложение. В воодушевлении Съезд в едином порыве пропел «Взбранной Воеводе».
Икона Покрова Монархическая
В ответ на предложение протоиерея Васютинского лидер московских монархистов Владимир Андреевич Грингмут высказал мысль соорудить особую монархическую икону Покрова Богородицы. После короткого обсуждения Съезд постановил: «День Покрова Пресвятой Богородицы признать днем праздника всех Монархических организаций; соорудить икону Покрова Пресвятой Богородицы, как покровительницы Монархических партий, для чего открыть подписку; на первое время икону хранить в Киеве, а засим, перевозить ее в места, куда будут собираться последующие Съезды». По предложению Грингмута тут же на Съезде был начат сбор пожертвований для приобретения иконы.
Икона была вскоре исполнена иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым под руководством великого русского художника деятельного участника монархического движения Виктора Михайловича Васнецова. Монархический образ был освящен 26 апреля 1907 года в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа.
На 4-й Съезд Черной Сотни прибыло невиданное число русских патриотов — около 900, причем, практически со всей России. Форум поистине был народным, — почти две трети участников его были крестьяне. Накануне Съезда 25 апреля в Князь-Владимирском соборе при московском Епархиальном доме протоиереем Иоанном Восторговым было совершено освящение 130 хоругвей отделов Союза Русского Народа. При этом о. Иоанн произнес прочувственное слово о значении хоругвей для монархического дела.
На следующий день сразу после Божественной Литургии, отслуженной в церкви Епархиального дома протоиереем Восторговым, состоялся величественный крестный ход монархистов. Очевидец события протоиерей Павел Левашев писал: «Целый лес знамен пришел в движение; раздалось пение пасхальных стихир. Шествие открылось. Впереди был И. В. Торопов (московский литератор, черносотенец — А.С.),в дворянском мундире, с большим жезлом, напоминавшим жезлы церемонимейстеров. Через плечо был перекинут широкий шарф из материи национальных цветов. Несколько студентов и гимназистов также имели жезлы и шарфы и надзирали за порядком во время шествия. У всех шедших в процессии были членские значки, розетки из национальных цветов. Несколько рабочих имели даже рубашки, обшитые лентами русских цветов. По мере того, как процессия приближалась к Кремлю, в нее вливались новые толпы». Крестный ход проследовал в Кремль, где у места убийства великого князя Сергея Александровича была пропета «вечная память».
В тот день в Успенском соборе совершал Божественную Литургию митрополит Московский Владимир (Богоявленский) в сослужении епископов Орловского Серафима (Чичагова), Тамбовского Иннокентия (Беляева) и московских викарных епископов Дмитровского Трифона (князя Туркестанова), Можайского Серафима (Голубятникова) и Серпуховского Анастасия (Грибановского). Знамена расположились на Соборной площади Кремля, а участники крестного хода вошли в собор, чтобы принять участие в торжестве освящения иконы. По окончании Литургии митрополит Владимир торжественно освятил икону Покрова Монархическую. По окончании службы от Успенского собора Крестный ход с Иконой Покрова во главе, предводительствуемый митрополитом Владимиром, двинулся через Спасские ворота на Красную площадь. За знаменами и хоругвями следовало все высшее духовенство Москвы. Со всех колоколен раздавался звон. По воспоминаниям очевидцев, настроение у всех было радостное и приподнятое.
Традиции празднования
С тех пор ежегодно 1 октября монархисты отмечали день Покрова Пресвятой Богородицы не только как православный, но и как свой особенный праздник. Уже в 1907 году монархический праздник отмечался очень широко. В Петербурге состоялись молебствия в Союзе Русского Народа и в помещении Русского Собрания, где служил лично митрополит Антоний (Вадковский), окропивший после молебна помещение Святой водою. Затем состоялось торжественное собрание, на котором выступили видные деятели монархического движения князь Михаил Шаховской, граф Петр Апраксин, профессор Борис Никольский, художник Аполлон Майков.
В Киеве прошел молебен и торжественное собрание монархистов. Молебен отслужил иеромонах Михайловского монастыря Феодосий в сослужении с иеромонахом Братского монастыря Геннадием. На состоявшемся затем собрании педагог Иван Храпаль произнес речь о значении Киевского Съезда и о его главных деятелях. Только в Москве торжеств не было в связи с трауром по случаю смерти В. А. Грингмута, скончавшегося в самый канун Покрова.
1 октября 1908 года монархический праздник особенно широко отмечался в Москве. В Князь-Владимирском храме Епархиального дома в Лиховом переулке епископ Можайский Василий (Преображенский) отслужил Божественную Литургию. Храм был полон молящихся монархистов, отделы пришли со своими знаменами. Прочувственное слово о христианстве и язычестве произнес протоиерей Иоанн Восторгов. Затем монархисты во главе с владыкой Василием, архимандритами Высокопетровского монастыря Макарием (Гневушевым) и Новоспасского монастыря Сильвестром (Братановским), протоиереями И. И. Восторговым и Х. К. Максимовым прошли Крестным ходом по Спасским переулкам на Садовую, затем снова в Лихов переулок к Епархиальному дому. В храме епископ Василий обратился с поучительным словом к собравшимся монархистам.
В тот же день торжественно открыло свою деятельность Общество содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. Молебствие совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) соборне с епископами Трифоном (князем Туркестановым), Анастасием (Грибановским) и Василием, архимандритами монастырей и протоиереем Восторговым, который от имени Монархических союзов преподнес Обществу икону Введения во храм Пресвятой Богородицы и сказал речь.
Далее монархические торжества продолжились на кладбище, где состоялось освящение памятника на могиле казака 34-го Донского полка Кузьмы Сухорукова, убитого революционерами-террористами 7 августа 1905 года во время беспорядков в Первопрестольной. Памятник был построен на средства членов Русской Монархической партии. В торжестве участвовали черносотенцы, а также сотня 1-го Донского полка. Протоиерей Восторгов обратился с ободряющим словом к донцам. Архимандрит Макарий (Гневушев) соборне с протоиереями Восторговым и Максимовым, священниками Д. И. Ромашковым, С. Д. Муретовым и В. П. Лукиным отслужили панихиду. Затем с речами выступили видные московские монархисты архимандрит Макарий, И. Ф. Рубцов, В. Г. Орлов и др. Вслед за протоиереем Восторговым все собравшиеся монархисты дали клятву оставаться верными до гроба Царю и Родине.
1 октября 1909 года праздник выдался особенным, поскольку он совпал с началом кампании по сбору средств на строительство народного монархического собора. В самый канун праздника в газете «Русское знамя» было опубликовано обращение Главного Совета Союза Русского Народа к монархистам. В нем сообщалось, что по указу Государя Императора Св. Синод отечески повелел, в удовлетворение всеподданнейшего ходатайства Главного Совета Союза совершить в день Покрова Пресвятой Богородицы по всем церквам Империи особый сбор на построение в городе Петербурге храма в ознаменование трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых.
«Взглянем же, православные братья и сестры, на переживаемые бедствия глазами наших приснопамятных предков. Этими бедствиями зовет нас Господь к тому же братскому единению, которым наши предки 300 лет назад отстояли Святую Русь. Настоящим же призывом увенчать дело предков построением храма в ознаменование 3-х векового царствования Самодержцев из дома Романовых напоминает нам Господь, что пора нашему народному духу просветлеть и пора нам обновить свое верноподданическое усердие на всех путях государственной жизни», — писали авторы обращения.
Руководители Союза Русского Народа призывали: «Воспрянь же, Боголюбивая и Царелюбивая Русь, и устремись на подвиг добрый, на дело построения знаменательного исторического храма во славу своей преданности Православию и Самодержавию. Готов Господь принять наши посильные пожертвования и готово у Него для Царства Российского желанное обновление в духе Православия и Самодержавия. Приблизьтесь, возлюбленные, к Богу со своею щедрою готовностью и приблизится Господь к вам со Своею благодатною помощию».
Черносотенцы живо откликнулись на призыв Главного Совета и начали сбор средств на строительство Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых. Собор был заложен уже 5 августа 1911 года в Петербурге на углу Тверского переулка и улицы Полтавской за Николаевским (ныне Московский) вокзалом. Чин закладки совершил архиепископ Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископом Гдовским Вениамином (Казанским) и епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) в присутствии Великого Князя Михаила Александровича.
А в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года проходил Съезд Русских Людей. 1 октября в день праздника монархических организаций на Съезд прибыл архиепископ Антоний (Храповицкий), избранный почетным председателем Съезда. В сослужении протоиерея Восторгова, архимандритов Макария (Гневушева) и Сильвестра (Братановского) владыка отслужил литургию в Храме-Памятнике русской скорби на Ходынском поле. А вечером в Большом зале Консерватории состоялся русский национальный праздник.
День Покрова — праздник единства
Раскол в Союзе Русского Народа в 1910—1912 годах и другие неурядицы в монархическом движении пагубно сказались и на монархическом празднике, хотя о нем не забывали.
Так 1 октября 1911 года в Петербурге в здании городской думы состоялось торжественное собрание, на котором присутствовали члены монархических организаций и Национального клуба, а также известные публицисты Михаил Меньшиков и редактор газеты «Свет» Иван Баженов. Молебен служил владыка Антоний (Храповицкий).
Собрание открыл и. о. председателя Главного Совета Союза Русского Народа граф Эммануил Коновницын. Затем выступили: прибывший из Москвы известный оратор Василий Орлов; отставной генерал-майор Константин Дружинин, зачитавший воззвание о необходимости военно-патриотического воспитания юношества; присяжный поверенный Павел Булацель, с негодованием говоривший «о засилии поляков и жидов в управлении железных дорог, судах, министерствах» и о гонениях на русских; депутат Государственной Думы Святослав Володимеров, протестовавший против гонений со стороны правительства Столыпина на православное духовенство, участвующее в черносотенном движении; Виктор Соколов, говоривший о врагах монархистов-черносотенцев и граф Алексей Коновницын, призвавший оставить раздоры и сплотиться, ибо идет борьба против Православия.
В 1913 году в день монархического праздника в Москве в большом зале Епархиального дома прошло общее собрание Русского Монархического союза, начавшееся молебствием и поминовением основателя Союза В. А. Грингмута. Затем выступили протоиерей Восторгов, новый председатель Союза отставной полковник Валериан Томилин, архимандрит Макарий (Гневушев), который говорил по самому актуальному тогда вопросу — о значении дела Бейлиса. Собрание послало приветственные телеграммы гражданским истцам на процессе в Киеве, видным монархическим деятелям А. С. Шмакову и Г. Г. Замысловскому и осудило изменническую позицию газеты «Киевлянин».
Однако расколы в рядах монархистов сказывались. В 1912 году сторонники Александра Дубровина и сторонники Николая Маркова окончательно размежевались, создав собственные организации, — единый мощный Союз Русского Народа перестал существовать. Отношения между патриотическими лидерами доходили до абсурда: туда, где служит протоиерей Иоанн Восторгов, ни за какие коврижки было не затянуть доктора Александра Дубровина; там, где выступает профессор Борис Никольский, ни за что не выступит член Государственной Думы Николай Марков; там, где присутствует Елена Полубояринова, граф Алексей Коновницын вряд ли мог появиться. И это при том, что все они были неподдельными русскими православными патриотами и искренними борцами с врагами России, что доказали в годину лютых гонений своей мученической кончиной за Веру, Царя и Отечество (из вышеперечисленных только Марков бежал из России).
С утратой единодушия и единомыслия в патриотическом движении монархический праздник сделался менее людным и не таким торжественным. Стало очевидным, что монархический праздник Покрова — это праздник единства.
Вера Христова, Россия и Царь!
В заключение хочется привести стихотворение черносотенца Василия Иванова, написанное специально к монархическому празднику. Оно так и называется «В день Покрова Пресвятой Богородицы, годового праздника всех Монархических организаций». И пусть это стихотворение имеет немного достоинств с художественной точки зрения, этот недостаток с лихвой окупается искренностью чувств. Чувств наших предшественников, в годину испытаний поднявшихся на борьбу с врагами России, защищая Веру, Царя и Отечество.
«Русские люди! Божественно-чистый
Матери Божьей Марии Покров
Нас осеняет в дороге тернистой
И охраняет от козней врагов
Верные нашей великой святыне,
Духом единым пред Девой Святой
Все мы в день праздника нашего ныне
Соединимся в молитве одной!
Все, кто за Веру, Царя и Россию
Твердо и смело умеет стоять,
Матерь Пречистую — Деву Марию
Станем в горячих слезах умолять,
Чтобы Она в лихолетье суровом,
Так истерзавшем родимый народ,
Русь защитила Пречистым Покровом
От испытаний и тяжких невзгод!..
Дева Пречистая!.. Видя мученья
Сына — распятого злобой Христа,
Сколько Ты в страшные эти мгновенья
Пролила слез у подножья Креста!..
Силой Своих материнских молений,
Силой любви бесконечной, святой,
Тяжесть великих Христовых мучений
Ты облегчала в тот час роковой.
Взглянь же на Русь Своим благостным взором.
Дева Пречистая, Матерь Христа!
Русь — на кресте! Русь покрыта позором!
Русь, как и Сын Твой — Христос, распята!
Но и в своих испытаньях суровых,
Но и в страданьях тяжелых своих
Русь не забыла заветов Христовых
И сохраняет незыблемо их
Как ни глумятся над ней лицемеры,
Как фарисейская злость не кипит,
Силу святой вековой своей веры
Русь в своем сердце скорбящем хранит.
Этой немеркнущей верой пылая,
Ею лишь сильные в тяжкой борьбе,
Ныне, Пречистая Дева Святая,
Мы припадаем с мольбою к Тебе:
Будь нам Защитницей в Царстве Христовом,
Сыну молитвы святые творя,
И осени Своим чистым Покровом
Русь и ее Самодержца-Царя!
С этим Покровом народу родному
Путь три завета укажут, как встарь, —
К счастью великому, к счастью святому:
— Вера Христова, Россия и Царь!
Что же касается Иконы Покрова Монархической, то о ней известно еще одно упоминание. 13−15 мая 1912 года в Петербурге проходил 5-й Съезд Черной Сотни. 14 мая был двойной праздник: Духов день и день священного коронования Их Величеств. Утром в храме Спаса-на-Крови была отслужена Божественная Литургия, а затем в два часа дня в зале Дворянского Собрания епископ Гдовский Вениамин (Казанский) соборне с сонмом духовенства, участвовавшего в работе Съезда, отслужил торжественное молебствие перед монархической иконой Божией Матери.
Дальнейшая судьба монархической Святыни, к сожалению, доподлинно не известна. Судя по всему, до 1917 года она оставалась в Петербурге. Вполне возможно, в церкви Благовещения при Доме Русского Собрания, где был настоятелем член Государственного Совета протоиерей Тимофей Буткевич. Однако до сих пор не удалось отыскать этот образ.
Ныне мы видим, что растет и укрепляется монархическое движение. Идея Самодержавия находит все больше сторонников в нашем обществе. И, быть может, наступит день, когда смилостивится Господь и Его Пресвятая Матерь над современными русскими черносотенцами, и обретет патриотическая Россия снова монархический образ Покрова Богородицы. Для нашего сугубого утешения.