Москва, 6 мая — Наша Держава. Великомученик
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в
христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у
подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик
Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической
силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания
тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана.
Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем
римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи
отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких
гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об
истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним.
Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество
бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив
себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св.
Георгия была полна сильных и убедительных возражений против
императорского приказа преследовать христиан.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в
христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у
подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик
Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической
силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания
тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана.
Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем
римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи
отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких
гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об
истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним.
Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество
бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив
себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св.
Георгия была полна сильных и убедительных возражений против
императорского приказа преследовать христиан.
После
безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал
подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в
темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а
на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил
страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться
в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в
негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями
внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император
приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко
Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика
Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не
смогли заставить его отказаться от христианства, а также за
чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем.
Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в
храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже
посвященном ему.
На
иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим
копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к
посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что
недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил
змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь —
удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные
люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию
отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь
правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в
ужасе стала ожидать появления змея.
Когда
же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый
юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой
великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение
юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той
страны, которые до этого были язычниками.
Можно
предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от
змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у
земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем
скотоводства и защитником от хищных зверей.
На
Руси почитание Георгия Победоносца распространяется с начала принятия
христианства. В 988г. великий князь Ярослав получил при крещении имя
Георгия, а в 1030г. заложил недалеко от Новгорода знаменитый
Георгиевский (Юрьев) монастырь, – вероятно, древнейшую русскую
монашескую обитель, возрождаемую в настоящее время. В народе св. Георгий
зовется Егорием Храбрым, являясь героем многочисленных легенд, а в
«духовном стихе» выступает даже «устроителем земли Русской».
Особое значение в нашей истории
имеет воинская функция св. Георгия. Со времен Ярослава его изображают на
печатях и монетах, а при Дмитрии Донском (1359-89) он становится
покровителем Москвы, – отсюда появление св. Георгия на русском
государственном гербе. При царе Федоре Иоанновиче (1584-98) монету с
изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а
при императрице Екатерине II учреждается орден Святого Георгия (1769).
имеет воинская функция св. Георгия. Со времен Ярослава его изображают на
печатях и монетах, а при Дмитрии Донском (1359-89) он становится
покровителем Москвы, – отсюда появление св. Георгия на русском
государственном гербе. При царе Федоре Иоанновиче (1584-98) монету с
изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а
при императрице Екатерине II учреждается орден Святого Георгия (1769).
Знакомый нам Георгиевский крест
существует с 1913г. Особую роль орден играл как солдатская награда,
причем вручался он только за подвиг, поэтому для офицера было честью
получить солдатского «Георгия».
существует с 1913г. Особую роль орден играл как солдатская награда,
причем вручался он только за подвиг, поэтому для офицера было честью
получить солдатского «Георгия».