Москва, 16 мая — Наша Держава (архиепископ Серафим Соболев). В 1881 году Император Александр III
издал Манифест «О незыблемости Самодержавия». Для Церкви небезразлично,
будет ли в России после советской власти государственной формой
правления не царская самодержавная власть, а конституционная или
республиканская, что то же – власть народа или толпы. Православная
Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той
причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя
отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо власть, аще не
от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).
издал Манифест «О незыблемости Самодержавия». Для Церкви небезразлично,
будет ли в России после советской власти государственной формой
правления не царская самодержавная власть, а конституционная или
республиканская, что то же – власть народа или толпы. Православная
Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той
причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя
отнести к той, о которой сказал апостол Павел: Несть бо власть, аще не
от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1).
Говоря эти
слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время
власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее
разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему
он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения
прежде всего за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и
безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (см.: 1 Тим. 2, 1–2).
слова, апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время
власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее
разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных Царю. Вот почему
он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения
прежде всего за Царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и
безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (см.: 1 Тим. 2, 1–2).
Только эту царскую власть имеет в виду и
другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей
повиноваться, говоря: Повинитеся убо всякому человечу созданию(т. е.
всякому, по словам митрополита Филарета, от Бога устроенному над
человеками начальству)Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли
же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же
благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).
другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей
повиноваться, говоря: Повинитеся убо всякому человечу созданию(т. е.
всякому, по словам митрополита Филарета, от Бога устроенному над
человеками начальству)Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли
же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же
благотворцем (1 Петр. 2, 13–14).
Совершенно напрасно под апостольскими
словами «несть бо власть, аще не от Бога» некоторые подразумевают, наряду с
царскою единодержавною властию, власть республиканскую и
конституционную. Самый текст апостольского учения о власти
свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской
самодержавной власти.
словами «несть бо власть, аще не от Бога» некоторые подразумевают, наряду с
царскою единодержавною властию, власть республиканскую и
конституционную. Самый текст апостольского учения о власти
свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской
самодержавной власти.
За это говорит и здравый смысл: как
могли апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую
Богопоставленную власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение
монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.
могли апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую
Богопоставленную власть ниспровергает? А республика есть ниспровержение
монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.
Нельзя иначе, как ниспровержением
Богоустановленной самодержавной монархической власти, назвать и
конституцию. Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть
захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается
Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и
тяжелое положение Царя, при котором он «царствует», но не управляет.
Богоустановленной самодержавной монархической власти, назвать и
конституцию. Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть
захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается
Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и
тяжелое положение Царя, при котором он «царствует», но не управляет.
Очень хорошо выявляет несостоятельность
такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного
строя, Царь Иоанн Грозный. В ответ на порицание его поступков князем
Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному
праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: «О безбожных человецех что и
глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят
подданные («работные»), так и поступают. А российские самодержавцы
изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми частями царской
власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит Иоанн
Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему
архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам
Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому
Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил:
«Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему
изволению, а не по многомятежному человеческому хотению…»
такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного
строя, Царь Иоанн Грозный. В ответ на порицание его поступков князем
Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному
праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: «О безбожных человецех что и
глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят
подданные («работные»), так и поступают. А российские самодержавцы
изначала сами владеют всеми царствами (т. е. всеми частями царской
власти), а не бояре и вельможи…». «Если бы у вас, – говорит Иоанн
Грозный шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему
архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». По словам
Грозного, шведский Король – «точно староста в волости». А польскому
Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же русский Государь заявил:
«Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси, по Божиему
изволению, а не по многомятежному человеческому хотению…»
Таким образом, как власть республики,
так и конституционной монархии одинаково не только не является
Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания.
Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Святом Писании, а
человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением
Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти
лежит в основе республиканского и конституционного строя.
так и конституционной монархии одинаково не только не является
Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания.
Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Святом Писании, а
человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением
Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти
лежит в основе республиканского и конституционного строя.
Поэтому Святая Церковь наша не может
закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом
образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к
будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь
не может желать водворения в России республиканского или
конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас
только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная
великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего,
как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим
основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является
источником и нашей Православной веры.
Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)
закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом
образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к
будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Святая Церковь
не может желать водворения в России республиканского или
конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас
только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная
великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего,
как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим
основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является
источником и нашей Православной веры.
Архиепископ Серафим (СОБОЛЕВ)
https://pp.vk.me/c626821/v626821884/7462/CC-17Y_5_lI.jpg