по теме «Цифровая школа как «новая нормальность» — путь к деградации
человека», в котором приняли участие учёные, педагоги, журналисты,
правозащитники, юристы. Одним из спикеров был режиссёр, публицист и
политтехнолог Роман Газенко.
«Когда
мы говорим о том, что проводится эксперимент, связанный с цифровизацией
российского образования, можно говорить о том, что итог этого
эксперимента заведомо понятен, если знать механизмы воздействия цифровых
технологий.
Поэтому,
прежде всего, речь идёт об объявлении войны ребёнку, с точки зрения
цифровизации. Это не эксперимент. Не надо экспериментировать, когда
понятен результат.
Конечно,
лучше не кусать яблоко, в котором сидит червяк, но нас заставляют это
делать, и нашего согласия, извините, на это не спрашивают.
В чём суть механизма формирования, прежде всего, личности социальной?
В
1980-ые годы прошлого века одновременно японские и ГДР-овские учёные
сделали фантастическое открытие. Оно стало бы, наверное, сенсацией, если
бы в силу определённых причин, тогда непонятных мне, не было
заблокировано.
Так
вот, кортикальная система мозга – или то, что мы называем второй
сигнальной системой, то есть материальный носитель сознания, формируется
на лингвистической основе.
То
есть в начале, извините, было Слово. Воспринятые акустические колебания
формируют те самые нейронные связи. Не наоборот. Как сказал Гумбольдт,
язык формирует картину мира, а я бы дополнил: он формирует представления
личности или ребёнка о своём месте в формуле «субъект – объект».
На
чём это основано? Язык разделяется на две большие группы. Существует
так называемый пассивный запас и активный запас. Существуют активные
виды речевой деятельности и пассивные.
К пассивным относятся аудирование – или слушание, и чтение, а к активным, соответственно, говорение и письмо.
Так
вот, хитрость заключается в том, что активный запас – то есть
способность личности не только воспринимать внешние сигналы, но и
ретранслировать их, становиться субъектом – усваивается только через
тренировку активных видов речевой деятельности.
Как
было в советской школы? Мы слышим и пишем. Это диктант. Пока ребёнок
это не написал, он это не усвоил. Можно прочитать всего Льва Толстого,
но при этом с точки зрения интеллекта это не даст ничего.
Можно
сто раз говорить слово «халва», но во рту слаще не станет, можно
перечитать Пушкина и всё равно делать грамматические ошибки, — покуда
это не «затренировано».
Что нам предлагает цифровая система? Прежде всего, планшетные формы обучения.
У ребёнка из рук изъяли ручку. Вот этот предмет формирует активную личность.
Отсутствие
активного словарного запаса – как собака, «я всё понимаю, но сказать не
могу» — формирует будущего цифрового раба. Точка.
Соответственно,
выполняется концепция бывшего руководителя российского Министерства
образования Фурсенко, которая была сформулирована следующим образом:
наша цель — сформировать квалифицированного потребителя.
Общество, которое формирует будущего потребителя — будущего не имеет.
Оно
превращается в бессловесную, без активного запаса, массу, которая будет
ждать, когда сторонний оператор наполнит кормушку. Ну, если масса будет
себя хорошо вести. Или не наполнит.
Формирование сознания, навыков личности, социальной личности, у ребёнка не меняется в зависимости от развития технологий.
Что тысячи лет назад, что сейчас – этот алгоритм один и тот же.
Ускоренное
развитие цифровых технологий, как искусственных усилителей
возможностей, входит в противоречие с естественным ходом развития
сознания.
Соответственно, входит в противоречие с базовыми традиционными методами образования и воспитания.
Так
что этот эксперимент – это, повторю, война, объявленная ребёнку, в
которой шансов на победу у него нет, если он не будет поддержан».