Царь Пётр I и Святитель епископ Митрофан Воронежский
Москва, 16 декабря — Наша Держава (Геннадий Самыгин). История о том, как Петр приказал иконам не плакать, в
советское время кочевала из одной атеистической брошюрки в другую. Николай Юдин
в известной книге «Правда о петербургских «святынях»» писал: «В самый разгар
петровских реформ недовольное ими духовенство пыталось поднять против
«царя-антихриста» религиозный фанатизм масс. В одной из петербургских церквей
вдруг «заплакала» Богородица. Бывший на Ладожском озере царь немедленно прискакал
в столицу. Он разоблачил нехитрую поповскую механику, предал организаторов
«чуда» телесному наказанию и опубликовал приказ: «Приказываю, чтобы отныне
Богородицы не плакали. Если же Богородицы еще заплачут маслом, зады попов
заплачут кровью» (Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, ч.
VIII. 1789). Меня, откровенно говоря, в этой истории всегда настораживали
слова Петра Алексеевича про «зады попов». И вот наконец я собрался в Публичную
библиотеку — проверить. В восьмом томе «Деяний Петра Великого, мудрого
преобразителя России» на указанных страницах ничего подобного не было, но
спустя некоторое время я был вознагражден: история отыскалась в седьмом томе. И
оказалась еще интереснее, чем я думал.
советское время кочевала из одной атеистической брошюрки в другую. Николай Юдин
в известной книге «Правда о петербургских «святынях»» писал: «В самый разгар
петровских реформ недовольное ими духовенство пыталось поднять против
«царя-антихриста» религиозный фанатизм масс. В одной из петербургских церквей
вдруг «заплакала» Богородица. Бывший на Ладожском озере царь немедленно прискакал
в столицу. Он разоблачил нехитрую поповскую механику, предал организаторов
«чуда» телесному наказанию и опубликовал приказ: «Приказываю, чтобы отныне
Богородицы не плакали. Если же Богородицы еще заплачут маслом, зады попов
заплачут кровью» (Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, ч.
VIII. 1789). Меня, откровенно говоря, в этой истории всегда настораживали
слова Петра Алексеевича про «зады попов». И вот наконец я собрался в Публичную
библиотеку — проверить. В восьмом томе «Деяний Петра Великого, мудрого
преобразителя России» на указанных страницах ничего подобного не было, но
спустя некоторое время я был вознагражден: история отыскалась в седьмом томе. И
оказалась еще интереснее, чем я думал.
«Поповская механика»
«1 мая 1720 г. Великий Государь ездил на работу Ладожского
канала… В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной
церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери
проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие
приплело к сему опасное толкование, что Мать Божия недовольна сею страною, и
слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему
Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел
туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог
сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием
о сем происшествии и о ропоте в народе.
канала… В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной
церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери
проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие
приплело к сему опасное толкование, что Мать Божия недовольна сею страною, и
слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему
Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел
туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог
сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием
о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия
может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена,
тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в
Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними
священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел
слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные
видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально,
приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить,
приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во
дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма
тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего
духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во
дворец.
может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена,
тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в
Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними
священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел
слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные
видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально,
приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить,
приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во
дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма
тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего
духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во
дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и
почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала
еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или
связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию
своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а
именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было
несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом.
«Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из присутствующих
должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала
еще неприметнее. Он, оборотивши, доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или
связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию
своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а
именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было
несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом.
«Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из присутствующих
должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отвсюду
закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держатся, и как
оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от
теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых
перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и
доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать
далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при
том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде
будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это
послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и
злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю
его в своей Кунст-Камере.
закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держатся, и как
оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от
теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых
перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и
доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать
далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при
том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде
будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это
послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и
злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю
его в своей Кунст-Камере.
Но в самом деле Государь, разгневанный таким обманом и
злобным толкованием подделанных слез, употреблял втайне всевозможное старание
сыскать выдумщиков. Чрез несколько времени после многих тайных разысканий они
были найдены, и по признании во всех обстоятельствах сего дела и своих
намерениях наказаны так, что впредь никто уже не осмеливался предпринимать
таких обманов».
злобным толкованием подделанных слез, употреблял втайне всевозможное старание
сыскать выдумщиков. Чрез несколько времени после многих тайных разысканий они
были найдены, и по признании во всех обстоятельствах сего дела и своих
намерениях наказаны так, что впредь никто уже не осмеливался предпринимать
таких обманов».
Отрицал ли Петр I чудеса?
Обращает на себя внимание одна деталь. Прибыв в Троицкую
церковь и заподозрив неладное, Петр I все же приказал нести икону к себе во
дворец. Если ему важно было прекратить слухи, почему же он не разоблачил «чудо»
прямо в церкви, на глазах у всех? Ведь это имело бы несравненно больший эффект.
Ответ прост: царь Петр, в отличие от советских атеистов, совсем не был убежден,
что все чудотворные иконы — подделки. Засомневаться в данном случае его,
по-видимому, заставило именно «злобное толкование», будто его труды по
строительству Петербурга неугодны Богу. Царь не мог не знать, что слезы на
иконе обыкновенно воспринимались как милость свыше.
церковь и заподозрив неладное, Петр I все же приказал нести икону к себе во
дворец. Если ему важно было прекратить слухи, почему же он не разоблачил «чудо»
прямо в церкви, на глазах у всех? Ведь это имело бы несравненно больший эффект.
Ответ прост: царь Петр, в отличие от советских атеистов, совсем не был убежден,
что все чудотворные иконы — подделки. Засомневаться в данном случае его,
по-видимому, заставило именно «злобное толкование», будто его труды по
строительству Петербурга неугодны Богу. Царь не мог не знать, что слезы на
иконе обыкновенно воспринимались как милость свыше.
Кстати, в память именно о таком случае был установлен один
из древнейших русских праздников. Это случилось в 1169 году, когда суздальский
князь задумал завоевание Новгорода. Утром перед началом штурма новгородский
архиепископ Иоанн вынес на городскую стену икону Божией Матери из Спасской
церкви. Одна из неприятельских стрел вонзилась в образ, и икона ликом
обратилась к городу, источая слезы. Согласно преданию, архиепископ при этом
воскликнул: «О, чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение,
что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Чудо воодушевило
новгородцев, и они отбили суздальские полки. А праздник иконе Знамения,
установленный 27 ноября (10 декабря) вскоре приняли все русские княжества.
из древнейших русских праздников. Это случилось в 1169 году, когда суздальский
князь задумал завоевание Новгорода. Утром перед началом штурма новгородский
архиепископ Иоанн вынес на городскую стену икону Божией Матери из Спасской
церкви. Одна из неприятельских стрел вонзилась в образ, и икона ликом
обратилась к городу, источая слезы. Согласно преданию, архиепископ при этом
воскликнул: «О, чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение,
что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Чудо воодушевило
новгородцев, и они отбили суздальские полки. А праздник иконе Знамения,
установленный 27 ноября (10 декабря) вскоре приняли все русские княжества.
Как следует из тех же «Деяний», Петр праздники Русской
Церкви очень даже чтил: «Никогда однако же не упустил случая, что не
присутствовать при всенародном отправлении Божией службы, или крестного ходу, и
не мог терпеть, чтоб народ по Воскресным дням работами нарушал святости дня
сего, и в самой даже величайшей нужде едва позволял, но и то разве по окончании
службы Божией, отправлять по Воскресным дням работы…»
Церкви очень даже чтил: «Никогда однако же не упустил случая, что не
присутствовать при всенародном отправлении Божией службы, или крестного ходу, и
не мог терпеть, чтоб народ по Воскресным дням работами нарушал святости дня
сего, и в самой даже величайшей нужде едва позволял, но и то разве по окончании
службы Божией, отправлять по Воскресным дням работы…»
Переезжая из Москвы в Петербург, царь, в числе других святынь,
привез в новую столицу образ «Знамение». Кстати говоря, именно этой чудотворной
иконой позже он благословил на царство свою дочь Елизавету! Так что утверждать,
будто Петр не почитал чудотворных икон, в высшей степени опрометчиво.
привез в новую столицу образ «Знамение». Кстати говоря, именно этой чудотворной
иконой позже он благословил на царство свою дочь Елизавету! Так что утверждать,
будто Петр не почитал чудотворных икон, в высшей степени опрометчиво.
Что же так задело Петра в этой истории с плачущей иконой из
Троицкой церкви? Чтобы понять это, нужно вспомнить, как дорога был царю эта
деревянная церковь на Петербургской стороне. С 1714 года именно она была
главным храмом столицы. На ее колокольне по приказу Петра были установлены часы
с курантами, снятые с Сухаревой башни в Москве, а с запада к храму пристроено
было специальное крыльцо, на котором во время службы стояли особы царской
фамилии и придворные. С этого же крыльца объявлялись и царские повеления.
Троицкой церкви? Чтобы понять это, нужно вспомнить, как дорога был царю эта
деревянная церковь на Петербургской стороне. С 1714 года именно она была
главным храмом столицы. На ее колокольне по приказу Петра были установлены часы
с курантами, снятые с Сухаревой башни в Москве, а с запада к храму пристроено
было специальное крыльцо, на котором во время службы стояли особы царской
фамилии и придворные. С этого же крыльца объявлялись и царские повеления.
«Богохульников засадить в цепи…»
Разоблачив единичный случай фальсификации чуда, Петр I не
стал отрицателем чудес вообще, и поклонению чудотворным иконам и мощам он не
препятствовал. Интересно, что все авторы-атеисты, так уверенно зачислявшие
Петра в вольнодумцы, тех же «Деяний», по-видимому, не читали. Иначе бы они
споткнулись, например, на такой абзац о царе: «Он с самых юных лет исполнен был
страха Божия, и по свидетельству летописи о зачатии и рождении его, толико
прилежал к Слову Божию, что все Евангелие и Апостол наизусть прочитывал:
великое имя Божие никогда не произносил инако, как с величайшим благоговением;
и первое его веселие был Дом Господень, в коем не слушатель токмо был
Божественной службы, но умножал внимание и благоговение предстоящих Монаршим
своим голосом, стоя на ряду с певцами, и читая всегда сам Апостол…»
стал отрицателем чудес вообще, и поклонению чудотворным иконам и мощам он не
препятствовал. Интересно, что все авторы-атеисты, так уверенно зачислявшие
Петра в вольнодумцы, тех же «Деяний», по-видимому, не читали. Иначе бы они
споткнулись, например, на такой абзац о царе: «Он с самых юных лет исполнен был
страха Божия, и по свидетельству летописи о зачатии и рождении его, толико
прилежал к Слову Божию, что все Евангелие и Апостол наизусть прочитывал:
великое имя Божие никогда не произносил инако, как с величайшим благоговением;
и первое его веселие был Дом Господень, в коем не слушатель токмо был
Божественной службы, но умножал внимание и благоговение предстоящих Монаршим
своим голосом, стоя на ряду с певцами, и читая всегда сам Апостол…»
И указ о «задах попов» Петр не издавал. Это чистый вымысел
авторов-атеистов — ничего подобного в «Деяниях» нет. Напротив, в этой книге
есть такие любопытные сведения о царе: «Несносны были ему безбожники и хулители
Веры; он о таковых говаривал, что они наносят стыд благоустроенному
Государству, и никак не должны быть терпимы; поелику подрывают они основание
законов, на которых утверждается клятва, или присяга и обязательства. Однажды
было ему донесено, что взят под стражу один произносивший в собрании богохульные
слова: то повелел он тотчас засадить его как бешеного в цепи…»
авторов-атеистов — ничего подобного в «Деяниях» нет. Напротив, в этой книге
есть такие любопытные сведения о царе: «Несносны были ему безбожники и хулители
Веры; он о таковых говаривал, что они наносят стыд благоустроенному
Государству, и никак не должны быть терпимы; поелику подрывают они основание
законов, на которых утверждается клятва, или присяга и обязательства. Однажды
было ему донесено, что взят под стражу один произносивший в собрании богохульные
слова: то повелел он тотчас засадить его как бешеного в цепи…»