Москва, 30 мая — Наша Держава. С<о>ветская историография объясняла и продолжает объяснять инициативу Императора Николая II по созыву мирной Гаагской конферении 1899 года, конференции по разоружению, — «слабостью царского режима», «отсталостью» русской экономики и вооружённых сил. Даже если признать по минимуму относительную справедливость данных утверждений, следует считать их, мягко говоря, недостаточными, ибо они не учитывают нравственную причину, побудившую Императора Николая II обратиться к правительствам великих держав с мирной инициативой, считает историк Пётр Мультатули и далее пишет:
Русская делегация в Гааге 29 июля 1899 г.
В зале заседаний…
С.С. Ольденбург писал: «Предвидя опасность великой катастрофы, как её предвидели многие, Государь как по своему положению, так и по своим личным свойствам, один оказался во весь рост поставить перед миром вопрос о грядущих потрясениях. Нота об опасностях вооруженного мира была не практическим политическим ходом; это был вопрос, обращенный к государствам, хотите ли вы приложить усилия, чтобы ее предотвратить?»
Государь принял самое непосредственное участие в замысле, разработке и планировании мирной конференции. В процессе работы над ее программой, Николай II внимательно изучал проекты конференции, отвергнув несколько вариантов. Непосредственной причиной, побудившей Императора Николая II предложить созыв мирной конференции стала англо-бурская война и те преступные методы, какие применялись англичанами в ходе этой кампании.
Однако помимо этого существовали и другие духовно-нравственные причины, какими руководствовался Царь, предлагая созыв мирной конференции. Внешняя политика Николая II не может быть понята, если не учитывать ее преемственность со всей международной политикой России, которая изначально была неразрывно связана с идеей Святой Руси, «Государства-Церкви», то есть идеей Православной Империи.
Как писал святитель Иоанн (Максимович), последний Царь «по своему внутреннему мировоззрению, по убеждению, по своим действиям был слуга Божий». Своей инициативой Николай II хотел создать международную систему, которая смогла бы эффективно препятствовать большим войнам.
Мирная инициатива Императора Николая II не была каким-то необычным шагом со стороны России, чья государственная мысль постоянно искала пути создания таких международных условий, при которых война стала бы в принципе невозможной. Выдающуюся роль в попытке создания такой системы сыграл Император Александр I, победитель Наполеона и освободитель Европы, главный основатель и идеолог Священного союза. Александр I считал, что помимо земных, геополитических задач, у внешней политики России есть задача духовная.
23 октября 1820 года он писал княгине С.С. Мещерской: «Мы заняты здесь важнейшей заботой, но и труднейшей также. Дело идёт об изыскании средств против владычества зла, распространяющегося с быстротою при помощи всех тайных сил, которыми владеет сатанинский дух, управляющий ими. Это средство, которое мы ищем, находится, увы, вне наших слабых человеческих сил. Один только Спаситель может доставить это средство Своим Божественным словом. Воззовём же к Нему от всей полноты, от всей глубины наших сердец, да сподобит Он послать Духа Своего Святого на нас и направит нас по угодному Ему пути, который один только может привести нас ко спасению». Политика Священного союза позволила сохранить Европу от большой войны почти на полвека.
Безусловно, пример Александра I был в памяти его потомка — Императора Николая II. Французский дипломат Жюссеран отмечал, что во время своей встречи с Николаем II, тот предупредил, чтобы он не «строил больших иллюзий по поводу практических и немедленных результатов от конференции. Но он уверен в её необходимости по причине моральной».
Таким образом, главной целью инициативы Государя была попытка предотвращения или хотя бы смягчение последствий грядущей европейской войны, которая, и это понимал Царь, должна была неминуемо рано или поздно начаться в условиях ничем не ограниченной гонки вооружений.
Другие материалы о Святых Царственных Мучениках можно найти в нашем ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ и на ВИДИОТЕКЕ