Москва, 5 мая — Наша Держава. Обрядоверие – когда например, вот я думаю: «Ты что, крестилась?» «А
что это такое, крести́ться?» «Ух ты, дура, ты ничего не знаешь. Иди,
идём сейчас же, идём к батюшке, плати, вот за ящиком, всё, к тебе придёт
и тебя окрестит.» Да, о, есть. А оказывается, ничего человек не верит,
ничего не знает, главное трижды окунуть и произнести формулу, и уж Дух
Святой, никуда не денешься, голубчик, попался. Вот, что такое
обрядоверие.
Я ж вам говорил: «Наконец своего дурака причастила. А он
выходит и говорит – Давай пол-литра, мы договорились с тобой, если я
причащусь». Вот, что такое обрядоверие. Никто и не думает о том, что Таинства Церкви
– это же не форма, а есть ни что иное, как результат нашей веры. И без
веры, что апостол Павел пишет: Кто ест или пьёт, причащается недостойно,
суд себе ест и пьёт, от того многие из вас болеют и умирают». Вы
подумайте, какие грозные предупреждения, против веры в то, что можно
совершить чисто внешнюю сторону и всё в порядке. «Меня крестили». «Кто тебя крестил,
а ты веришь во Христа или нет?». Хотя бы почитали Святых отцов, что
пишут. Кирилл Иерусалимский, грозно пишет патриарх Иерусалимский: «Люди
тебя крестят, а Дух Святый крестить не будет». Представляете, как это
такое, сейчас сказал бы кто-нибудь, что человека можно окрестить, а Дух
Святой крестить не будет, скажут: Еретик какой, Господи, да что ж такое,
а ещё патриарх, да. «Что вы, – святые пишут, – там, где нет веры, там
какое же может совершиться таинство?» Да никакого! У меня одна говорит:
«Ой, что такое, мы венчались и через год уже разошлись». Я говорю: «Да
вы и не венчались». – «Как не венчались? В Елоховском соборе венчались».
– «Да не венчались вы, – я говорю, – а твой муж-то, он верующий?» —
«Он перед венчанием крестился, чтобы жениться». Да. И сама тоже, вы
представляете. Обряд совершить, вот, что такое обряд, красиво. Всё в
порядке, и главное – венчались. Венчались, они венчанные, они крещённые,
они причащённые. «А Иуда причастился, – пишет Иоанн Златоуст, – и у
него, с этим причастием, вошёл в него сатана.» Ой, как, да.
Оказывается, можно причаститься и сатана войдёт?! Мы не хотим слушать
Святых отцов. Главное форму совершить, обряд. Сатана вошёл с причастием.
И Господь говорит: «Не мечите бисера перед свиньями». Под этим бисером
разумеются не только слова, но и Церковные Таинства. И когда человек
приступает к этим Таинствам по форме, а не по вере, без покаяния, так,
тогда получится вот так. Наносят себе страшнейший урон, страшнейшую
болезнь. Вот, что такое обрядоверие. Это страшное дело, страшное дело,
подменить веру, которая требует жизни, покаяния требует, подменить
формой. Прийти поставить свечки, подойти к батюшке под епитрахиль и
сделать отчёт о проделанных грехах, без всякого покаяния. И потом
подойти причаститься, ам. Да, что это такое. Вот это беда, я вам скажу,
страшная беда, обрядоверие. Да ещё при этом что: Я хожу в церковь, я
ставлю свечки, я подаю записки, я исповедаюсь, я причащаюсь – вы
слышите, кто я? О, падайте ниц и целуйте мою туфлю! Вот ещё к чему
приводит обрядоверие. Вот так.
Почётный профессор МДА А.И.Осипов
Дополнительно по теме НД
рекомендует:
Алексей Шорников «Обрядоверие в Церкви и в жизни»