Москва, 27 октября — Наша Держава. Жить на Украине нельзя. Если ты нормальный человек, конечно. Впрочем, нормальные или не очень, причастные к обрушившему страну в хаос и нищету «майдану», или же пострадавшие от него — украинцы разбегаются с «родины» кто куда и чем дальше, тем быстрее. Потому, что те, кто уехать не может — те умирают…
Депопуляция, сопровождавшая весь период независимости Украины, за последние годы достигла таких масштабов, что закрывать глаза на нее стало уже невозможно. На днях Тарас Березовец, один из видных украинских политтехнологов, тесно связанный с администрацией президента страны, опубликовал пост в Facebook, где прямым текстом указал, что «депопуляция станет проблемой № 1 для Украины». По мнению Березовца, решать эту проблему придется решать «завозом работников из стран СНГ и Юго-Восточной Азии».
Как указывает Госкомстат Украины, за 20 лет, с 1993 по 2013 годы, население страны сократилось на 6,7 млн, до 45,5 млн человек. Но это только официальные данные, в которые включены и граждане, на регулярной основе проживающие и работающие за пределами Украины. Зато, согласно методологии, в основе которой лежит потребление хлеба и электроэнергии на душу населения, постоянное население страны в 2013 году составляло лишь 39 млн человек.
По данным Госкомстата на 1 сентября 2017 года, количество постоянного населения Украины составляло 42,2 млн человек. В эту цифру уже не заложены Крым и Севастополь, но включены неподконтрольные Киеву территории Донбасса, где проживает порядка 3 млн человек. Учитывая, что только в России и Польше на постоянной основе проживают не менее 4 млн украинцев, можно легко подсчитать, что на подконтрольной киевской власти территории проживают меньше, чем 35 млн человек (помимо Польши и РФ, украинцы являются наибольшей «трудовой диаспорой» в Чехии и Литве). Потому известные прогнозы Всемирной организации здравоохранения о том, что к 2030 году население Украины сократится до 30 млн человек, выглядят даже излишне оптимистично.
Украинские власти последних полутора десятилетий боятся озвучить численность населения страны — последняя перепись проводилась еще в далеком 2001 году (результат — 48,9 млн человек). Отметим, что запланированную на 2016 год перепись в конце 2015-го предварительно перенесли на 2020 год, то есть куда-то за пределы истечения первого срока полномочий Петра Порошенко. Что и неудивительно, ведь «мертвые души» — колоссальный резерв для фальсификации выборов в условиях стремительно падающих рейтингов власть предержащих и не меньшая «кормушка», позволяющая присваивать коррупционную ренту на фиктивных коммунальных субсидиях. Реальная же численность населения Украины является чуть ли ни наибольшей тайной государства.
В целом Украина превращается в страну массовой эмиграции. По опросам соцгруппы «Рейтинг» (сентябрь 2017 года), 44% процента респондентов желают работать за границей, причем среди молодежи этот показатель составляет 68%, а количество желающих переехать на ПМЖ за границу оценивается в 35% (рост на 5% за год). Этим активно пользуются соседние страны, переманивающие как неквалифицированную рабочую силу (прежде всего Польша, упростившая, наряду с Венгрией, процесс трудоустройства на сезонные работы после «безвиза»), так и высококвалифицированных специалистов.
В частности, по данным Польского союза предпринимателей и работодателей, Польше для поддержания экономического роста необходимо дополнительно 5 млн человек в течение следующих 20 лет. Как следствие, на Западной Украине уже становится проблематично найти толковую строительную бригаду: все, кто способен держать в руках кельму и молоток, разбежались либо по соседним странам Евросоюза, либо по России.
Видимо, Украина рассматривается определенными западными кругами как резервуар дешевой рабочей силы, которая, в конечном итоге, должна снижать издержки на оплату труда на общеевропейском рынке. Поэтому проводимые киевским правительством антисоциальные реформы вполне логичны: помимо сужения «кормовой базы», они объясняются необходимостью создать социально-экономические условия внутри Украины, куда более худшие по сравнению с соседними странами ЕС.
Кроме того, для украинских «верхов» эмиграция населения — это способ выпуска пара социального недовольства. Но вот поток валюты от «заробитчан», на который рассчитывает правящая верхушка, будет постепенно иссякать, ведь украинцы с недавних пор предпочитают перебираться за границу целыми семьями. Об этом же пишет провластный политтехнолог Березовец, приводя следующий пример: если раньше один микроавтобус вез родственникам на Украину 30−40 тысяч евро наличными, то ныне эта сумма сократилась чуть ли не в десять раз.
Принятие Верховной Радой последних реформ, пенсионной и медицинской, наверняка станет еще одним стимулом эмигрировать. К тому же медреформа, предполагающая существенную коммерциализацию системы здравоохранения, внесет свою лепту в сокращение средней продолжительности жизни и в увеличение естественной убыли населения. Заодно, как мрачно иронизируют скептики, будет снижаться нагрузка на хронически дефицитный Пенсионный фонд (численность пенсионеров уже превзошла количество официально трудоустроенных).
Однако и без того за период с 2014 года по нынешний август превышение смертности над рождаемостью составило 679 тысяч человек — фактически за год умирает население среднего областного центра Украины. Притом тенденция усугубляется: если в 2015 году три региона Украины показывали естественный прирост населения, то в прошлом году лишь в Киеве рождаемость превысила смертность (хотя и всего на несколько сотен человек). Следовательно, Украина по уровню смертности занимает не только первое место в Европе (а по уровню охвата вакцинацией — последнее место, поскольку против вакцин из РФ фактически введены санкции), но и по итогам последних лет входит в мировую тройку по данному показателю.
Что же касается идеи насчет «завоза работников из стран СНГ и Юго-Восточной Азии», то едва ли Украина способна чем-либо привлечь выходцев из данных регионов. Украина разве что может рассматриваться как перевалочный пункт в страны ЕС, принимая во внимание, что оформление украинского гражданства, ввиду высокого уровня коррупции в органах власти — не такая уж и сложная задача.
Показателен пример прибалтийских стран, где в 2016 году пытались разместить несколько десятков ближневосточных беженцев — они предпочли перебраться из Прибалтики в страны Северной и Западной Европы. В общем-то, Прибалтика испытывает схожие с Украиной демографические проблемы: лишь Эстония за два последних года сумела несколько увеличить численность населения, но станет ли это долгосрочным трендом, либо же это случайные флуктуации — покажет лишь время.
На какой отметке наступит демографическая стабилизация на Украине, сказать однозначно сложно. Возможно, это случится на уровне 15−20 млн человек, которые адаптируются к переформатированной «социалке» и смогут вернуть уровень жизни хотя бы к показателям 2013 года.