страны — России за последние годы произошли заметные изменения,
вызванные, в первую очередь, событиями в Крыму, на Донбассе и в Сирии.
Политика властей РФ, начиная с 1991 года, носила почти исключительно
экономическую, идеологическую и социальную направленность. Более того,
граждан России усиленно пытались при помощи пропаганды убедить, что
именно так и надо жить — думать о себе и своей семье, о деньгах и работе
— и не вникать ни в национальные, ни в мировые проблемы.
более 20 лет не было места ни имперской державности, ни отстаиванию
интересов страны и русского народа, как нации. Напротив, Россия словно
бы стремилась максимально забыть, забросить, унизить те 25 миллионов
русских людей, которые после распада СССР оказались в одночасье
гражданами различных иностранных государств.
вполне устраивала и устраивает тех граждан нашей страны (часто имеющих,
также, второе или третье гражданство), которые озабочены исключительно
вопросами личного материального благосостояния. Для таких, как правило,
не имеет значения, где жить — в России, Израиле или Узбекистане — лишь
бы доходы росли. Но большинство моих соотечественников, во всяком
случае, моего и старших поколений, и очень многие из тех, кто вырос уже
не в СССР, а в РФ, очень чутко и болезненно переживали утрату Россией
статуса сверхдержавы. Слова таможенника Верещагина, героя шедевра
советского киноискусства — фильма «Белое солнце пустыни», о том, что ему
«За Державу обидно» никогда не были для нас пустым звуком.
Не
могу не отметить, что у этой черты многих поколений русских людей —
гордости за державное величие своей страны, — есть и оборотная, не очень
приятная сторона. Абсолютизация государства, его роли и значения,
приводит у нас иногда к полному равнодушию к национальности, к
игнорированию национальных особенностей, целей и интересов русского
народа. К тому самому кощунственному интернационализму, который так
испортил душу нашего человека за советские и постсоветские годы.
Повторю, абсолютизируют у нас именно государство как полуабстрактную,
высшую категорию. Представителей этого государства — чиновников,
силовиков (за исключением военных) русские люди, как правило, совсем не
любят.
И вот события последних лет — возвращение в состав России
Крыма, полугосударственная идеология создания Новороссии (тема войны и
того, кто ее искусственно развязал и поддерживает — отдельная),
вмешательство РФ в войну в Сирии на стороне шиитов и алавитов против
суннитских религиозных радикалов, признание на государственном уровне
понятия «русский мир» — словно бы стали признаком того, что наша страна
снова становится активной мировой политической силой, противостоит
злодейскому, постхристианскому западному миру и начинает отстаивать
свои, особые русские ценности.
Так ли это?
Для придания
вопросу большей конкретности, процитирую недавние заявления двух высших
должностных лиц РФ — президента Путина и министра иностранных дел
Лаврова, на эту тему.
Давая в октябре 2015 года интервью
американскому журналисту Роузу, президент РФ Путин на вопрос, — почему
распад СССР является трагедией, ответил:
«Прежде всего, потому,
что в одночасье за границами Российской Федерации оказались 25 миллионов
русских людей. Они жили в единой стране, ‒ вдруг оказались за границей.
Представляете, сколько проблем возникло? Бытовые вопросы, разъединение
семей, экономические проблемы, социальные проблемы ‒ просто не
перечислить всего. Русские оказались самой большой разделенной нацией в
мире сегодня».
Двумя неделями позже министр Лавров написал в статье в «Российской газете»:
миру» — безусловный внешнеполитический приоритет России, что
зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации» …мы
будем и впредь энергично отстаивать права соотечественников, используя
для этого весь арсенал имеющихся средств, предусмотренных международным
правом».
«Российская община за рубежом насчитывает порядка 30
миллионов человек и входит в четверку самых крупных диаспор мира. Ее
формирование началось в конце XIX — начале XX века и происходило
волнами, связанными с переломными событиями в отечественной истории», —
написал Лавров.
Если рассматривать слова не как эзопов язык
дипломатии и политики, а в их прямом и сущностном значении, то сказанные
Путиным и Лавровым вещи являются ключевыми. Это именно то, о чем
говорили и говорим мы, русские националисты, в частности РОНС, в течение
последних 25 лет. В этом нетрудно убедиться, прочитав наши публичные
издания за все эти годы.
Теперь, спустя два с половиной бездарно
потерянных властями РФ десятилетия, публично признано то, что русские
являются самым большим разделенным народом в мире и РФ должна
поддерживать русских за рубежом. А это, без сомнения, первый юридический
шаг к признанию права русского народа на воссоединение, — как
воссоединились, например, Восточная и Западная Германия после разрушения
Берлинской стены.
Значит ли это, что теперь мы должны считать власти РФ «своими», и поддержать все их действия?
Слова
важны, но дела неизмеримо важнее. По евангельской заповеди «По делам их
узнаете их». И потому только дела властей РФ могут быть для нас
критерием их оценки, поддержки или осуждения их действий.
Я не
сомневаюсь в том, что Крым, — это Россия, и он должен быть частью
России. Но уверен, также, в том, что исторически Россией является вся
Украина и вся Белоруссия. Разделение трех наших славянских народов
вначале на разные республики внутри СССР, а потом и на разные
государства, без сомнения, является большим преступлением советской
власти. В перспективе, если хотим сохраниться и выжить, мы должны жить в
одном русском государстве, в государстве, которое будет духовным
наследником Российской Империи.
Имея колоссальный экономический
потенциал, действуя по линии экономики, науки, культуры, образования —
Россия могла и должна была сделать так, чтобы наша страна выглядела в
глазах жителей Украины и Белоруссии не тоталитарным полицейским режимом,
а страной, где уважают свободу человека и развивают национальную
культуру. Страной, в которой приятно жить морально, честно,
благополучно.
Делала ли это РФ последние 20 лет и делает ли
сегодня? Нет, не делала и не делает. Русский народ в РФ не оформлен
конституционно, его не отделяют юридически ни от таджиков, ни от
афганцев с российским паспортом. Многие политики, выступающие за права
русских в России, сидели или сидят в тюрьме (Борис Миронов, Константин
Душенов, Даниил Константинов, Владимир Квачков, Александр Белов, Алексей
Колегов, Юрий Чуреков и многие другие). В РФ отсутствует политическая
свобода и свобода слова, богатства страны слишком явно принадлежат
узкому кругу олигархов, а не используются в интересах граждан России в
целом. Русская культура и система образования в результате
целенаправленных действий властей РФ все больше приближаются к
пресловутым мультикультурным западным стандартам.
русской нации в пределах государственных границ России, власти РФ
проявляли заботу о наших людях за рубежом, в иностранных государствах?
К сожалению, нет, не проявляли и не проявляют.
Эстонии, на Украине и в Таджикистане я знаю, что когда они по
собственной инициативе создавали там русские общины и пытались получить
хоть какую — то помощь от посольств РФ, то всегда встречали
пренебрежительное, высокомерное отношение. И никакой помощи, конечно. А
чиновники дипломатического ведомства ничего не делают просто так, по
своей воле. Они выполняют инструкции, которые им дает московское
начальство. Понятно, какого рода были и есть эти инструкции. РФ не
поддерживала в странах бывшего СССР никакие попытки русской
самоорганизации, практически не создавала русские школы, фонды,
культурные центры. РФ фактически не помогала и не помогает русским,
которые хотят вернуться в Россию. Многие из моих русских знакомых без
всякого успеха обивали за эти годы пороги российского миграционного
ведомства. Зато на территории РФ за последние два десятилетия оказались
миллионы узбеков, таджиков, киргизов, вьетнамцев и других выходцев из
Азии, которые не имеют никакого отношения ни к России, ни к русской
культуре.
Да, власти РФ провели в Москве несколько помпезных
Конгрессов соотечественников. Но они больше похожи на съезды КПСС, чем
на реальные рабочие мероприятия в помощь русским общинам за рубежом.
Бюрократы в очередной раз отчитались о проделанной работе. Но никакой
реальной помощи русскому миру от этого не последовало. Может быть,
отдельные люди сделали шаг вперед, устанавливая на этих конгрессах связи
и контакты с единомышленниками.
Каковы должны быть наши действия в этих условиях?
опыт взаимоотношения с властями РФ, должны оценивать власти и их
политику не по словам должностных лиц, а по их делам. И требовать от них
конкретных реальных действий.
Приведу пример. Власти Польши
ежемесячно платят каждой польской или смешанной семье в Литве, которая
отдает своего ребенка в школу с польским языком обучения, хорошую сумму
денег. В результате практически все польские дети в этой стране получают
образование на родном языке, воспитываются в национальной культуре.
Решающим фактором при этом становится не только патриотизм их родителей —
но и явно выраженный экономический интерес. Кстати, польские школы в
Литве тоже создает и финансирует польское государство.
Может ли
делать то же самое Россия на Украине, в Белоруссии, в других
государствах? Конечно, может и должна делать. Это один из пунктов
«политики в отношении соотечественников за рубежом», на котором мы можем
настаивать. Если бы Россия так поддерживала и финансировала русский
язык, школы и культуру, скажем, на Украине — многих сегодняшних проблем
не было бы и в помине.
Если слова «русский мир» произнесены —
должны быть четко очерчены границы этого мира. С моей точки зрения, в
него входят вся Украина, вся Белоруссия и Молдавия, Северный Казахстан,
некоторые южные районы Латвии и Эстонии. Это как минимум. Кроме того все
организованные русские общины в зарубежных государствах. Возможно —
Сербия и Болгария.
праве русских на воссоединение и защите соотечественников за рубежом. В
огромной Сибири и на Дальнем Востоке каждая русская семья должна иметь
возможность получить безплатно участок земли.
Перечислять можно
долго. Но главная мысль, повторю, заключается в том, что мы должны
требовать от властей РФ практических действий по защите русского народа.
Понимаю, что у нас очень мало юридических механизмов для этого. Но
когда сформулирован сам принцип, механизмы искать легче.
Во всем
происходящем я вижу, как минимум, одну хорошую сторону. Если люди
ошибаются, но искренне, это только полбеды. Все еще можно исправить.
Настоящая беда — когда люди становятся равнодушными, безразличными. Не
теплыми и не холодными. В России сегодня много неравнодушных людей.
Намного больше, чем в Америке или странах Западной Европы. В этом — наша
надежда.
Все заметные общественные изменения происходят вначале в
сознании людей. Только потом, иногда через долгий период времени, они
реализуются на практике, находят свое выражение в законах, общественных
институтах, произведениях искусства.
Древний Рим перестал быть
великой державой в тот момент, когда его свободные граждане отказались
от труда и войны в защиту отечества ради спокойной и сытой жизни, полной
развлечений. Работать и воевать за них стали наемники. Эти же наемники
впоследствии сделались и хозяевами Рима.
Великая идея крестовых
походов и освобождения Гроба Господня от ига неверных агарян перестала
быть светлой и безкорыстной в годы, когда крестоносцы начали искать в
Палестине не подвига и смерти за Иисуса Христа, а материальных сокровищ
Востока. Когда крест и царство небесное уступили в их сознании место
лицемерию и приспособленчеству.
Американцы перестали быть нацией учёных,
инженеров и изобретателей, когда почти полностью отказались от личного
производительного труда и перенесли почти все свои производства в страны
третьего мира. Сегодня они предпочитают быть психологами, адвокатами,
продавцами, посредниками и чиновниками, а трудиться на своей земле
милостиво дозволяют мексиканцам и индусам.
Все эти примеры
сделаны на основе отрицательных, а не положительных исторических
аналогий потому, что момент краха и деградации исторической общности
обычно фиксируется историками и наблюдателями яснее и четче, чем момент
начала его роста и развития. Мы не замечаем, как саженец быстро
превращается во взрослое растение. Но запоминаем момент падения на землю
могучего дерева, чьи корни сгнили под слоем земли.
Сознание
современного общества тоже развивается очень замедленно. С точки зрения
рациональной исторической логики, момент краха Советского Союза, как
государства, построенного на эксплуатации русских ресурсов без развития
русских сил, должен был вызвать к жизни колоссальную энергию русского
возрождения. Но произошло иначе. Только малая часть русского общества
восприняла распад СССР как шанс на восстановление России. Большая же
часть пребывала в состоянии неопределенности и наблюдала все изменения в
нашей жизни достаточно пассивно.
феномена — массированный слом психологии государственничества. Так или
иначе, государственное мышление к нам постепенно возвращается. Но крайне
необходимо, чтобы вместе с ним появилось и мышление национальное.